Работа в тетради «Русский язык» №1. Упражнение 1 аналогично упражнению 1 в уроке 1
Упражнение 1 аналогично упражнению 1 в уроке 1.
Упражнение 2 совершенствование графического навыка в процессе прописывания линий сложной конфигурации. Как и на предыдущем уроке, линии нужно писать за один прием, не отрывая ручки от листа тетради. Целесообразно перед прописыванием на строке прописывать заданные линии в воздухе. После завершения работы на первых трех строчках можно предложить учащимся вспомнить, какие линии сложной конфигурации прописывались на предыдущих уроках, и предложить прописать их за одно движение. Кроме того учащиеся сами могут придумать линии сложной конфигурации.
Упражнение 3 привлечение внимания к смыслоразличительной функции ударения в процессе наблюдения над омóграфами (термин не используется), отработка умения определять место ударения. Выполняется письменно фронтально. При работе с каждой парой слов нужно прежде всего обсуждать значение слов, добиваясь, чтобы все ученика класса поняли, что значит каждое из слов. Только после этого можно переходить к чтению предложений с пропущенными словами и обсуждать, какое слово должно быть вставлено. Обязательное условие – постановка ударения в записанном слове. При работе с парой слов Пóля поля´ сначала нужно попросить учащихся объяснить разницу в написании первой буквы, а потом предложить им объяснить, почему при записи предложений эта разница исчезает (т.к. слово поля´ оказалось в самом начале предложения и, значит, должно писаться с заглавной буквы).
Дополнительное задание: списать в рабочую тетрадь любую пару предложений.
Упражнение 4 отработка написания словарных слов в процессе работы с кроссвордом. Выполняется письменно в парах. Ответы: 1 - Москва; 2 – Россия; 3 – адрес; 4 – дорога. При проверке нужно обратить внимание на то, чтобы слова Москва и Россия были написаны не со строчных букв. Дополнительное задание: записать в рабочую тетрадь под диктовку учителя предложения: Столица России – Москва. Название нашей Родины - Россия. На конверте указывается адрес. Дорога – это место, где ездят машины. Пунктуационные знаки проговаривает учитель. Очень важно, чтобы текст упражнения 4 был перед учащимися, и они могли его использовать при записи.
Упражнение 5 закрепление правил переноса, отработка умения обнаруживать слова, которые нельзя переносить. Выполняется письменно самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Должны быть выписаны слова: яма, осень, огонь, учить, пыль, дождь. В ходе проверки стоит предложить ответить на вопросы: «Все ли из выписанных слов состоят из одного слога? Почему четыре слова из выписанных, которые состоят из двух слогов, тоже нельзя переносить?». Целесообразно предложить учащимся назвать и записать еще несколько слов, которые нельзя переносить. Дополнительное задание: записать оставшиеся слова, разделив их для переноса, учитывая варианты: дво - рник (двор – ник), ме – тла (мет – ла), по - жарник, пожа - рник (пожар – ник), ка – ска (кас – ка), по - жар, учи - тель, ко – смонавт (кос – монавт), космо – навт.
Упражнение 6 поиск слов, отвечающих на вопрос «что делает?». Выполняется фронтально.
Упражнение 7 отработка действия списывания. Выполняется письменно самостоятельно. Дополнительные задания после списывания: 1) Первое предложение записать по памяти после зрительного запоминания. 2) Второе предложение проговорить несколько раз, а потом записать по памяти.
Ваш комментарий к уроку
___________
___________
___________
___________
_________
Урок 20
Задачи урока: знакомить с различными вариантами извинения; повторить правило правописания сочетаний жи-ши; наблюдать за многозначными словами (термин не используется).
Работа по учебнику
Упражнение 1 (речь) организует обсуждение поведения героя стихотворения, предлагает анализ проблемной ситуации. Выполняется фронтально. Текст читает учитель. Следует учесть, что приведенное в упражнении стихотворение А.Барто в первую очередь призвано подтолкнуть учеников к анализу проблемной этической ситуации: мальчик выбирает не свойственное ему поведение, видимо, из-за каких-то внешних причин. Эти причины и следует обсудить с учениками: возможно, из-за того, что герой стихотворения очень добрый, его товарищи воспринимают его как слабого человека, поэтому он принимает решение перестать быть добрым, а может быть, у героя заниженная самооценка, и он считает себя слабым («добрый, значит слабый») и т.п. Эту проблемную ситуацию – желание «выглядеть суровей» и путь, который для этого выбирается, - и следует обсудить с учениками. Анализ стихотворения и обсуждение ситуации, описанной в нем, способствует формированию личностных универсальных учебных действий, в первую очередь усвоению моральных норм, формированию персональных норм, развитие эмпатии (способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность точно определить эмоциональное состояние другого человека) и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости. Таким образом, текст стихотворения становится основой для обсуждения с учениками моральных норм, закрепленных в обществе (обществом приветствуется именно доброта, отзывчивость, а не напускная суровость, тем более за счет тех, кто слабее); указывает на возможность выбора персональных норм (мальчик добрый, но, чтобы казаться суровее, совершает не свойственные ему поступки); демонстрирует присущую герою стихотворения эмпатию, т.е. способность сопереживать, ведь он просит прощение у кошек, понимает, что поступил неправильно. Необходимо подробно разобрать с учениками все названные аспекты стихотворения и предложить привести свои примеры.
Упражнение 2 (речь) готовит к наблюдению за различными вариантами извинения. Рекомендуется для проведения в классах с высоким темпом работы, в остальных может не проводиться. Текст упражнения и вопросы к нему читает учитель.
Упражнение 3 (речь) предлагает проанализировать различные варианты извинения, формирует навыки речевого общения. Выполняется фронтально. Рекомендуется сначала задать вопросы учащимся о том, как они будут просить прощение, обращаясь к разным людям, и только после полученных ответов предложить прочитать предложенные варианты. Важно, чтобы в результате обсуждения ученики пришли к выводу: предложения «Я нечаянно» и «Ну уж если тебе так хочется, то извини меня» не могут считаться извинениями.
Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за неправильной формой извинения с опорой на значение языковой единицы (постфикс –ся в значении «себя»; термин «постфикс» не употребляется). Несмотря на некоторую условность предлагаемого в рубрике анализа, следует все же добиться от учеников понимания того, что формула «Я извиняюсь» не может быть использована в качестве извинения и не является нормативной в речевом общении (учитывая значение постфикса –ся, в варианте «я извиняюсь» получается, что говорящий сам себя извиняет).
Упражнение 4 (язык) закрепляет действие постановки вопроса к слову, активизирует правило правописания сочетаний жи-ши. Выполняется фронтально. Учитель выписывает на доске выделенное в упр. 1 слово – решил.
Рубрика «Вспомни» напоминает правило правописания сочетаний жи-ши. Необходимо предложить ученикам рассмотреть второй форзац учебника, на котором размещены слова (актуальные для учеников данного возраста) с сочетаниями жи-ши, и предложить использовать материал форзаца в случаях затруднения.
Упражнение 5 (язык) повторяет правило написания сочетаний жи-ши, отрабатывает умение задавать вопросы к словам. Выполняется полностью или частично в зависимости от темпа работы и уровня подготовленности учеников. При выполнении упражнения следует опираться на памятку порядка действий при списывании (урок 1, рубрика «Обрати внимание»). Последнее задание, помеченное значком «гиря» (трудное), выполняется только фронтально, т.к. требует обязательных комментариев учителя: необходимо «развернуть» для учащихся сравнение: ручей бежит – «как будто (похоже на то, что) кто-то бежит», ручей дрожит – «как будто (похоже на то, что) кто-то дрожит». В результате обсуждения ученики должны прийти к выводу, что у слов бежит и дрожит несколько значений (без использования термина «многозначные слова»).