Медико-социально-педагогический патронаж
Лекция 4. Система оказания специальных образовательных услуг в России
Медико-социально-педагогический патронаж
Патронаж - это особый вид помощи ребенку, его родителям (или лицам их заменяющим), педагогам в решении различных проблем, связанных с социализацией, специальным обучением и воспитанием, восстановительным лечением, со становлением ребенка с ограниченными возможностями здоровья как личности. |
Медико-социально-педагогический (МСП) патронаж реализуется психолого-педагогическими и медико-социальными учреждениями, а также службами, создаваемыми как в структуре государственной системы образования и социальной защиты, так и вне их с привлечением возможностей учреждений негосударственного сектора: общественных и благотворительных организаций, ассоциаций. Различные негосударственные учреждения способствуют включению новых подходов к организации социальной среды, в которой осуществляется помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. Данное сотрудничество ориентировано на создание долгосрочных мер социального обслуживания данной категории и их семей на междисциплинарной основе. Базовой основой патронажа являются психолого-медико-педагогические комиссии (консультации), психологические, медицинские и социальные центры, диагностические и реабилитационные центры, логопедические пункты, службы раннего вмешательства и др. Система МСП-патронажа является неотъемлемой частью системы специального образования, которая влияет на совершенствование условий для обучения, воспитания и развития детей с ограниченным возможностями здоровья, также детей, чье развитие обусловлено действием множеств неблагоприятных факторов. Медико-социально-педагогический патронаж предполагает взаимодействие своей деятельности с различными научно-методическими учреждениями и другими образовательными структурами, а также с учреждениями систем здравоохранения и социальной защиты населения. Система МСП-патронажа реализует свою деятельность по таким направлениям, как: - помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута с привлечением возможностей всех действующих образовательных структур как государственной, так и негосударственных систем образования; - разработка и реализация индивидуальных коррекционно-развивающих программ в работе с детьми, находящимися за рамками образовательного пространства; - реализация специальных программ для обучения родителей, включения их в коррекционно-педагогический процесс; - обеспечение мультидисциплинарного подхода к обучению, воспитанию, развитию и социализации детей на основе взаимосвязи между отдельными аспектами помощи (медицинским, психологическим, социально-бытовым, педагогическим); - содействие развитию образовательных систем и технологий в рамках совместных проектов, направленных на создание вариативных инновационных форм образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья; - реализация современных педагогических технологий в сфере учреждений системы специального образования; - поддержка общественно-педагогических инициатив, направленных на совершенствование правовых гарантий для свободного развития ребенка в соответствии с его возможностями; - привлечение средств массовой информации для освещения инновационных подходов в области специального образования, действующих повышению статуса человека с ограниченны возможностями в структуре современного общества. Критериями эффективной деятельности учреждений системы патронажа являются следующие: - увеличение востребованности услуг служб патронажа со стороны родителей (опекунов или лиц, их заменяющих), педагогов, психологов, детей; - увеличение списка проблем, возникающих у детей с ограниченными возможностями здоровья, в отношении которых может оказываться квалифицированная помощь; - качественное повышение показателей развития ребенка с ОВЗ независимо от степени ограничения жизнедеятельности (инвалидности); - нормализация внутрисемейных отношений; качественный рост компетентности педагогов, психологов, родителей, а также других специалистов, решающих вопросы детства.