Изучение и оценка контрольно-диагностических и коррекционных умений
ЦЕЛЬ: определить и оценить полноту охвата контролем всех основных звеньев учебно-воспитательной работы и его эффективность; рассмотреть эффективность развития учебно-воспитательного процесса в рамках Закона РФ «Об образовании», учебных планов и программ; дать анализ работы школы в условиях демократизации и гласности.
ПОКАЗАТЕЛИ: охват контролем всех объектов управляемой системы, обоснованность в определении объектов контроля; система посещения уроков и внеурочных мероприятий; гласность контроля; участие в нем общественных организаций; четкость и профессионализм в рекомендациях на основе системного и тестового диагностического анализа; контроль за исполнением решений; соответствие учебного плана, учебных программ их реальному выполнению; положительная динамика успеваемости; тестовый анализ знаний, умений, навыков учащихся (ЗУН); использование резервов повышения качества ЗУН и уровня воспитанности на основе современных диагностик; эффективность использования кабинетной системы; систематическое регулирование УВП и коррекция деятельности его участников; обеспечение единства требований к -учителям и учащимся.
В результате изучения состояния внутришкольного контроля следует установить наличие его целостной системы на диагностической основе (взаимосвязь объектов контроля, соответствие содержания контроля цели, виду, форме, совокупности методов контроля); основные направления контроля как профессиональной услуги; количественные и качественные характеристики информации, собранной в результате контроля и подвергнутой анализу на диагностической основе; осуществление процесса регулирования (исполнение принятых решений).
Важный этап – оценка регулирующей и корректирующей деятельности руководителей школы, целью которой является поддержание системы на заданном планом работы школы уровне. Оценивают действия руководителей школы, педагогическую информацию, решения по оперативному корректированию учебно-воспитательного процесса и результаты этих воздействий.
Мы стремились систематизировать основные показатели деятельности, представив, таким образом, оптимальное их соотношение по основным направлениям и видам управленческой Деятельности руководителей школы. Бесспорно, что число показателей может быть расширено или уменьшено.
Особое место в итоговом анализе занимает оценка каждого показателя в блоке. В предлагаемой методике принята трехуровневая система оценки. Первый уровень отмечается баллом 1 и характеризуется как критический уровень целостности показателя. Второй уровень отмечается баллом 2 и характеризуется как достаточный. Третий отмечается баллом 3 и характеризуется как оптимальный.
Алгоритм действий инспектирующего или проводящего самоанализ руководителя следующий: проставить баллы напротив каждого показателя в блоке, соответственно определив (оценив) уровень целостности показателей (как элементов в системе); суммировать баллы по каждому показателю; разделить полученную сумму на общее число показателей, чтобы получить среднюю вариантную оценку: М = Е/П.
Для более наглядного анализа применяется и построение диаграмм. Важно, чтобы в оценке анализа всей системы показателей управления школой принимали участие все ее руководители, общественные организации, советы по образованию, органы ученического самоуправления, родители. В своей практике мы предоставляли возможность провести самоанализ и; самооценку по разработанной технологии самим первым руководителям школ. На основании обобщения данных анализа предлагалось определить три уровня работы школ.
Первый – высокий уровень. Школа на самоуправлении. Развито сотрудничество учителей, учащихся, родителей. Педколлектив – коллектив единомышленников, каждый член, которого несет ответственность за решение поставленных задач. У школы хорошие конечные результаты по уровню воспитания, обучения и развития учащихся. Все кабинеты школы функционально пригодные.
Второй - средний уровень. Школа работает с элементами ' самоуправления. Деятельность руководителей школы поддерживается учителями, учащимися, родителями. Достигнуто взаимодействие и сотрудничество учительского и ученического коллективов, но есть нерешенные проблемы и вопросы. Коллектив и совет школы прилагают усилия для их успешного решения.
Третий - низкий уровень. Школа, где преобладает авторитарный стиль управления; медленно идет процесс демократизации, гласность управления не стала нормой деятельности. Педколлектив разобщен. Школа имеет недостаточные условия для успешного решения задач УВП.
В связи с развитием демократических процессов в жизни школ и гуманизацией контроля в последнее время в практике работы органов образования прямое инспектирование заменяется отчетом руководителей округов или школ с предварительной самопроверкой и самоанализом, экспертизой на основе самодиагностики и самоанализа, взаимопроверками (взаимоанализом) деятельности школ с участием общественных советов и специалистов. Итогом такой экспертизы, например при аттестации школы, является рассмотрение конечных результатов на советах по образованию, выездных коллегиях совместно с муниципальными органами на местах. Существенным моментом в ходе обсуждения является защита программы развития школы на ближайшую перспективу.