Развитие других видов чувствительности.
Для полноты восприятия предметов необходимо развитие вкусового и обонятельного восприятия. Решение этой задачи возможно лишь в предметно – практической деятельности. Первый этап работы осуществляется с реальными предметами (фрукты, овощи, травы, специи). Далее работа ведётся с картинками – изображениями реальных предметов, когда детям предлагается, глядя на картинку, назвать вкусовые или обонятельные характеристики предметов.
Вкусовое и обонятельное восприятие напрямую связаны с подкорковыми образованиями мозга, значит, имеют непосредственное отношение к эмоционально-образной сфере.
Работу по развитию вкусового и обонятельного восприятия можно осуществлять в играх, упражнениях на узнавание и называние, на сравнение и группировку, анализ и синтез.
Содержание работы может быть таким:
1) Определение вкусовых качеств: кислый, сладкий, солёный, горький.
2) Определение запаха (приятный, неприятный).
3) Закрепление понятий о вкусовых качествах (группировки).
4) Упражнения на воспроизведение, вкусовых, обонятельных образов.
5) Употребление в речи прилагательных: сладкий, кислый, горький, солёный, кисло-сладкий, кисло-горький, кисло-солёный, горько-сладкий.
Упражнения для развития вкусового восприятия:
«Что это?» (Детям предлагают определить на вкус: лимон, яблоко, апельсин, грейфрут).
«Определи по запаху» (детям предлагается определить по запаху: чеснок, апельсин, кофе, яблоко, мята, ваниль).
Для развития тактильного восприятия нужны различные игрушки, предметы, цифры, буквы, выполненные из различных материалов. Все выше перечисленное используется в различных тактильных играх, упражнениях для включения тактильного анализатора в усвоение форм, величинных отношений, букв, цифр.
Для развития тактильного восприятия необходимо научить детей:
1) Обследовать предмет и определять его свойства (форму, размер) ощупыванием.
2) Выделять фактурные характеристики (мягкий, жесткий, гладкий, шершавый, пушистый, скользкий).
3) Определять материал, из которого изготовлены предметы.
4.)Употреблять в речи соответствующие прилагательные: мягкий, жесткий, гладкий, шершавый, пушистый, скользкий, рыхлый, плотный, колючий.
Для запоминания образов букв, цифр полезно подключать тактильную чувствительность. Цифры и буквы можно изготавливать из пластилина, гладкого картона, наждачной бумаги, деревянных палочек, из ткани, проволоки, пластмассы, кожи, а затем предложить детям обводить буквы, цифры, вырезать, лепить, конструировать из проволоки, узнавать из на ощупь.
Для запоминания образов букв, цифр, геометрических фигур возможно использование игровых упражнений: «Письмо по спине», «Письмо по ладошке», «Волшебный мешочек» - на узнавание цифры, буквы, фигуры, предмета, игрушки на ощупь, называние материала из которого изготовлен объект, название свойств этого материала.
Для закрепления представлений об окружающих предметов в многообразии их свойств можно использовать упражнения: «Узнай по описанию», «Ты опиши, я отгадаю», «Кто это?» , «Я говорю, а ты рисуй».
Выводы: Развитие перцептивно-гностических функиций является предпосылкой развития нагляно-образного и словесно-логического мышления, с одной стороны, а, сдругой стороны, развитие предметно-практического и нагдляно-образного мышления и оречевление процессов восприятия благотворно влияют на становление перцетивно-гностической деятельности. Организация предметной деятельности с целенаправленным формированием практической исследовательской деятельности способствует формированию образов-представлений, взаимосвязей между действием и словом. В процессе решения практических задач поэтапно включается речь ребёнка: он даёт отчёт о своих действиях, называет свойства и качества предметов, с которыми он действует и обследует их, далее – говорит о предстоящих действиях (у него формируется планирующая функция речи). Обогащение образами-представлениями сознания ребёнка, их речевого опосредования способствуют развитию воссоздающего воображения. Ребёнок учится на основе слова мысленно воспроизвести наглядную ситуацию, которая не была представлена в его чувственном опыте.