Подготовка преподавателя к занятиям
Подготовка преподавателя к занятиям по плаванию включает два этапа — общую подготовку к занятиям по разделу «Плавание» учебной программы и подготовку к каждому уроку.
Общая подготовка к занятиям должна начинаться до начала учебного года. Необходимо, чтобы преподаватель заранее знал, в каких классах он будет вести занятия по плаванию. Если классы новые, учитель должен иметь сведения об особенностях учащихся, об уровне их плавательной подготовленности и физического развития. Важно выяснить, занимаются ли ребята в спортивных секциях (в том числе в секциях плавания). Знакомясь с учащимися, с которыми предстоит работать, учитель старается выявить успехи каждого, а также причины отставания отдельных учеников, чтобы определить способы наиболее активного воздействия на них.
Первоочередной задачей преподавателя является изучение классного журнала — в частности, успеваемости учащихся по предмету «Физическая культура» и другим предметам. Изучаются результаты сдачи учебных нормативов по разделам программы, активность участия данного класса в спортивно-массовых мероприятиях. Во время посещения уроков физической культуры преподаватель наблюдает за поведением класса в целом и отдельных учащихся, за их активностью и самостоятельностью в выполнении заданий.
Обобщенные данные, полученные преподавателем, станут основой для решения задач по разработке методики проведения уроков для каждого класса — с учетом состава и физической подготовленности учащихся.
Следующей задачей общей подготовки учителя к занятиям по обучению плаванию является подробное изучение содержания учебной программы, на основе ознакомления с которой планируется учебная работа.
Общая подготовка к занятиям включает также обеспечение учебного процесса материально-технической базой. Если у школы есть учебный пункт на открытом водоеме, то учитель, готовясь к
занятию по плаванию, заблаговременно изучает состояние материальной базы, чтобы определить необходимость ее ремонта, записывает, что необходимо приобрести, что можно подготовить собственными силами и силами учащихся. Все работы, связанные с переустройством и дооборудованием учебного пункта, выполняются до начала занятий.
Наиболее сложной и ответственной является подготовка преподавателя к каждому уроку. Подготовка к уроку включает анализ результатов предыдущего занятия; определение конкретных задач предстоящего занятия; выбор учебного материала, методов и приемов обучения для отдельных частей урока; выбор оборудования и инвентаря; составление плана-конспекта урока.
Первым этапом в этой подготовке является подбор учебного материала. Преподаватель анализирует содержание предстоящего урока, а также предыдущего и последующего уроков, с целью установления последовательности освоения учебного материала. Четко определив задачи и содержание урока, следует обозначить упражнения и задания, необходимые для решения поставленных задач, последовательность их выполнения и предполагаемую доступность для учащихся. Во многих случаях, в соответствии с реальной плавательной и физической подготовленностью учащихся, можно пересмотреть последовательность выполнения заданий, их характер и направленность, упростить или усложнить их.
Учитель тщательно продумывает, какие инвентарь и оборудование необходимы на уроке и как они будут использованы, своевременно проверяет их состояние и приводит в порядок.
В результате тщательной подготовки к занятиям преподаватель составляет письменный план-конспект каждого урока. Без плана-конспекта урок будет проходить стихийно, и даже опытный преподаватель может не получить желаемых результатов.
Начинающему преподавателю целесообразно составлять подробный план-конспект урока, в котором отражаются как содержание учебного материала, так и методы обучения и организации занимающихся. Подбирая наиболее эффективные упражнения и фиксируя их в конспекте в сокращенном или развернутом виде, преподаватель одновременно анализирует и тщательно продумывает методику проведения урока.
В плане-конспекте должны быть отражены: дата проведения урока, класс, порядковый номер урока, конкретные задачи урока, оборудование и инвентарь. После общих данных раскрывается содержание учебной работы: фиксируется каждая часть урока, способы организации учащихся при выполнении упражнений, методы и приемы обучения, содержание упражнений, их дозировка, домашние задания. Чем тщательнее и подробнее составлен план-конспект урока, тем более организованным будет занятие.
Конспект урока составляется по установленной форме:
Конспект урока№______
По_________ с классами
Задачи урока__________
Инвентарь____________
Преподаватели:
.Дата.
Части урока и их продолжительность | Содержание урока | Дозировка упражнений | Организационно-методические указания |
Методика построения урока
Эффективность руководства учащимися на уроках плавания зависит от знания преподавателем методики обучения плаванию, от умения учитывать в учебном процессе особенности занимающихся и имеющиеся условия спортивной базы. Результативность урока определяется тем, в какой степени решены поставленные задачи (оздоровительные, образовательные, воспитательные).
Качество урока по плаванию во многом зависит от того, как преподаватель сумеет решить следующие задачи.