Для преподавателя к семинарским занятиям

по дисциплине «Психология экстремальных ситуаций и состояний»

для специальности 030401.65– Клиническая психология

(очная форма обучения)

Красноярск

УДК

ББК

С

Сборник методических рекомендаций для преподавателя к семинарским занятиям по дисциплине «Психология экстремальных ситуаций и состояний» для специальности 030401 – Клиническая психология (очная форма обучения) / сост. преподаватель Живаева Ю.В., преподаватель Чернова Е.И., преподаватель Сердюк Т.И. – Красноярск : тип. КрасГМУ, 2012. – _ _с.

Составители:

ст.преподаватель Живаева Ю.В.

преподаватель Сердюк Т.И.

преподаватель Чернова Е.И.

Сборник методических рекомендаций к семинарским занятиям предназначен для преподавателя с целью организации занятий. Составлен в соответствии с ФГОС ВПО 2011 по специальности специальности 030401 – Клиническая психология (очная форма обучения), рабочей программой дисциплины (2011г.) и СТО СМК 4.2.01-11.Выпуск 3.

Рецензенты:

- к.пс.н., доцент кафедры общей и педагогической психологии ВГОУ ВПО Томский государственный университет, Ваулина Т.А.

- к.пс.н., доцент, Лесосибирский педагогический институт - филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», Басалаева Н.В.

Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №__ от «___»__________20__).

КрасГМУ

2012г.

Занятие № 1

Тема: «Классификация экстремальных ситуаций».

2.Форма организации учебного процесса: семинарское занятие. Разновидность занятия: деловая игра «Виды и типологии экстремальных ситуаций» (в интерактивной форме). Методы обучения: частично-поисковый (эвристический), исследовательский.

3.Значение темы: формирование представлений о типологии экстремальных ситуаций, навыков адекватного реагирования на них, профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции.

Цели обучения:

- общая: обучающийся должен обладать способностью и готовностью к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1), способностью и готовностью к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2); способность и готовность к совершенствованию и развитию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-8).

- учебная:знать широкий спектр методов психологии, позволяющих исследовать, корректировать, развивать психологическую реальность; природу человеческой психики, ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие.

4.Место проведения семинарского занятия: учебная комната.

5.Оснащение занятия: карточки с заданием для деловой игры

6. Структура содержания темы.

Хронокарта практического семинарского занятия

№ п/п Этапы практического занятия Продолжительность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся
22. Формулировка темы и целей Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний, умений Тематическая перекличка: необходимо поймать мяч и ответить на вопрос преподавателя.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия Изложение основных положений темы (ориентировочная основа деятельности).
55. Самостоятельная работа. Деловая игра: 1).(подготовка) вся группа делится на подгруппы и характеризует определенный тип ЧС.2). Группа заполняет таблицу «Классификация экстримальных ситуаций»
66. Итоговый контроль знаний (письменно или устно) Тестирование, ситуационные задачи.
77. Задание на дом (на следующее занятие) Учебно-методические разработки следующего занятия, и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:    

Аннотация.

Чрезвычайная (экстремальная) ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер развития. ЧС могут классифицироваться по следующим признакам:

· по степени внезапности: внезапные (непрогнозируемые) и ожидаемые (прогнозируемые). Легче прогнозировать социальную, политическую, экономическую ситуации, сложнее – стихийные бедствия. Своевременное прогнозирование ЧС и правильные действия позволяют избежать значительных потерь и в отдельных случаях предотвратить ЧС;

· по скорости распространения: ЧС может носить взрывной, стремительный, быстрораспространяющийся или умеренный, плавный характер. К стремительным чаще всего относятся большинство военных конфликтов, техногенных аварий, стихийных бедствий. Относительно плавно развиваются ситуации экологического характера;

· по масштабу распространения: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные. К локальным, местным и территориальным относят ЧС, не выходящие за пределы одного функционального подразделения, производства, населенного пункта. Региональные, федеральные и трансграничные ЧС охватывают целые регионы, государства или несколько государств;

· по продолжительности действия: могут носить кратковременный характер или иметь затяжное течение. Все ЧС, в результате которых происходит загрязнение окружающей среды, относятся к затяжным;

· по характеру: преднамеренные (умышленные) и непреднамеренные (неумышленные). К первым следует отнести большинство национальных, социальных и военных конфликтов, террористические акты и другие. Стихийные бедствия по характеру своего происхождения являются непреднамеренными, к этой группе относятся также большинство техногенных аварий и катастроф.

По источнику происхождения чрезвычайные (экстремальные) ситуации подразделяются на:

– ЧС техногенного характера;

– ЧС природного происхождения;

– ЧС биолого-социального характера.

Типы ЧС техногенного характера: транспортные аварии и катастрофы, пожары и взрывы, аварии с выбросом аварийно-химических отравляющих веществ (АХОВ) и отравляющих веществ (ОВ), аварии и катастрофы с выбросом радиоактивных веществ (РВ) или сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), внезапное обрушение сооружений, аварии на электро- и энергетических системах (ЭЭС) или коммунальных системах жизнеобеспечения, аварии на промышленных очистных сооружениях,, гидродинамические аварии.

Типы ЧС природного происхождения: геофизические, геологические, метеорологические, агрометеорологические, опасные морские гидрологические явления, природные пожары.

Типы ЧС биолого-социального характера: голод, терроризм, общественные беспорядки, алкоголизм, наркомания, токсикомания, различные акты насилия.

ЧС, связанные с изменением состояния литосферы – суши (почвы, недр, ландшафта); состава и свойств атмосферы (воздушной среды); состояния гидросферы (водной среды); состояния биосферы; инфекционные заболевания людей, животных и растений.

Для практических целей и установления единого подхода к оценке ЧС природного и техногенного характера, определения границ зон ЧС и адекватного реагирования на них введена классификация ЧС:

– в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ЧС;

– людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности;

– размера материального ущерба, а также границы зоны распространения поражающих факторов ЧС.

Источник ЧС определяется как опасное природное явление, авария или техногенное происшествие, инфекционная болезнь людей, животных и растений, а также применение современных средств поражения (ССП), в результате чего может возникнуть ЧС.

Поражающий фактор источника ЧС определяется как составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником ЧС и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или явлениями, которые определяются соответствующими параметрами

Зона ЧС определяется как территория или акватория, на которой в результате возникновения источника ЧС или распространения его последствий из других районов возникла ЧС.

Зона заражения – это территория, в пределах которой распространены опасные химические вещества либо биологические (бактериологические) средства. РВ в количествах, представляющих опасность для людей, животных и растений и окружающей природной среды.

Очаг поражения – ограниченная территория, в пределах которой в результате воздействия ССП произошли массовая гибель или поражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, разрушены и повреждены здания и сооружения, а также элементы окружающей природной среды (ОПС).

Оценка ущерба вследствие ЧС проводится по 5 основным параметрам:

– прямые потери вследствие ЧС;

– затраты на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

– объем эвакуационных мероприятий и затраты на их проведение;

– затраты на ликвидацию ЧС;

– косвенные потери.

Вопросы по теме занятия.

1. Классификации ЧС

2. Типы ЧС

3. Источник ЧС

4. Отличие понятий «зона заражения» и «очаг поражения»

5. Параметры оценки ущерба вследствие ЧС

9.Тестовые задания по теме с эталонами ответов.

1. Виды чрезвычайных ситуаций. ИСКЛЮЧИТЕ ЛИШНЕЕ

1) техногенные.

2) космогенные.

3) природные.

4) социогенные.

Правильный ответ: - 2.

2. чрезвычайные ситуаций, КОТОРЫЕ переживаются наиболее тяжело

1) техногенные.

2) космогенные.

3) природные.

4) социогенные.

Правильный ответ - 4.

3. Признаки классификации чрезвычайных ситуаций

1) по ситуации.

2) по характеру.

3) по объему.

4) по чрезвычайности.

Правильный ответ - 2.

4. Оценка ущерба вследствие ЧС проводится по следующим параметрам. Исключите лишнее

1) прямые потери.

2) косвенные потери.

3) затраты на ликвидацию.

4) затраты на упущенную выгоду.

Правильный ответ - 4.

5. ЧС, которые сложнее прогнозировать

1) террористические акты.

2) общественные беспорядки.

3) военные конфликты.

4) стихийные бедствия.

Правильный ответ - 4

Наши рекомендации