Для преподавателя к семинарским занятиям
по дисциплине «Психология экстремальных ситуаций и состояний»
для специальности 030401.65– Клиническая психология
(очная форма обучения)
Красноярск
УДК
ББК
С
Сборник методических рекомендаций для преподавателя к семинарским занятиям по дисциплине «Психология экстремальных ситуаций и состояний» для специальности 030401 – Клиническая психология (очная форма обучения) / сост. преподаватель Живаева Ю.В., преподаватель Чернова Е.И., преподаватель Сердюк Т.И. – Красноярск : тип. КрасГМУ, 2012. – _ _с.
Составители:
ст.преподаватель Живаева Ю.В.
преподаватель Сердюк Т.И.
преподаватель Чернова Е.И.
Сборник методических рекомендаций к семинарским занятиям предназначен для преподавателя с целью организации занятий. Составлен в соответствии с ФГОС ВПО 2011 по специальности специальности 030401 – Клиническая психология (очная форма обучения), рабочей программой дисциплины (2011г.) и СТО СМК 4.2.01-11.Выпуск 3.
Рецензенты:
- к.пс.н., доцент кафедры общей и педагогической психологии ВГОУ ВПО Томский государственный университет, Ваулина Т.А.
- к.пс.н., доцент, Лесосибирский педагогический институт - филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», Басалаева Н.В.
Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №__ от «___»__________20__).
КрасГМУ
2012г.
Занятие № 1
Тема: «Классификация экстремальных ситуаций».
2.Форма организации учебного процесса: семинарское занятие. Разновидность занятия: деловая игра «Виды и типологии экстремальных ситуаций» (в интерактивной форме). Методы обучения: частично-поисковый (эвристический), исследовательский.
3.Значение темы: формирование представлений о типологии экстремальных ситуаций, навыков адекватного реагирования на них, профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции.
Цели обучения:
- общая: обучающийся должен обладать способностью и готовностью к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1), способностью и готовностью к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2); способность и готовность к совершенствованию и развитию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-8).
- учебная:знать широкий спектр методов психологии, позволяющих исследовать, корректировать, развивать психологическую реальность; природу человеческой психики, ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие.
4.Место проведения семинарского занятия: учебная комната.
5.Оснащение занятия: карточки с заданием для деловой игры
6. Структура содержания темы.
Хронокарта практического семинарского занятия
№ п/п | Этапы практического занятия | Продолжительность (мин) | Содержание этапа и оснащенность |
11. | Организация занятия | Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся | |
22. | Формулировка темы и целей | Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия | |
33. | Контроль исходного уровня знаний, умений | Тематическая перекличка: необходимо поймать мяч и ответить на вопрос преподавателя. | |
44. | Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия | Изложение основных положений темы (ориентировочная основа деятельности). | |
55. | Самостоятельная работа. | Деловая игра: 1).(подготовка) вся группа делится на подгруппы и характеризует определенный тип ЧС.2). Группа заполняет таблицу «Классификация экстримальных ситуаций» | |
66. | Итоговый контроль знаний (письменно или устно) | Тестирование, ситуационные задачи. | |
77. | Задание на дом (на следующее занятие) | Учебно-методические разработки следующего занятия, и методические разработки для внеаудиторной работы по теме | |
Всего: |
Аннотация.
Чрезвычайная (экстремальная) ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер развития. ЧС могут классифицироваться по следующим признакам:
· по степени внезапности: внезапные (непрогнозируемые) и ожидаемые (прогнозируемые). Легче прогнозировать социальную, политическую, экономическую ситуации, сложнее – стихийные бедствия. Своевременное прогнозирование ЧС и правильные действия позволяют избежать значительных потерь и в отдельных случаях предотвратить ЧС;
· по скорости распространения: ЧС может носить взрывной, стремительный, быстрораспространяющийся или умеренный, плавный характер. К стремительным чаще всего относятся большинство военных конфликтов, техногенных аварий, стихийных бедствий. Относительно плавно развиваются ситуации экологического характера;
· по масштабу распространения: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные. К локальным, местным и территориальным относят ЧС, не выходящие за пределы одного функционального подразделения, производства, населенного пункта. Региональные, федеральные и трансграничные ЧС охватывают целые регионы, государства или несколько государств;
· по продолжительности действия: могут носить кратковременный характер или иметь затяжное течение. Все ЧС, в результате которых происходит загрязнение окружающей среды, относятся к затяжным;
· по характеру: преднамеренные (умышленные) и непреднамеренные (неумышленные). К первым следует отнести большинство национальных, социальных и военных конфликтов, террористические акты и другие. Стихийные бедствия по характеру своего происхождения являются непреднамеренными, к этой группе относятся также большинство техногенных аварий и катастроф.
По источнику происхождения чрезвычайные (экстремальные) ситуации подразделяются на:
– ЧС техногенного характера;
– ЧС природного происхождения;
– ЧС биолого-социального характера.
Типы ЧС техногенного характера: транспортные аварии и катастрофы, пожары и взрывы, аварии с выбросом аварийно-химических отравляющих веществ (АХОВ) и отравляющих веществ (ОВ), аварии и катастрофы с выбросом радиоактивных веществ (РВ) или сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), внезапное обрушение сооружений, аварии на электро- и энергетических системах (ЭЭС) или коммунальных системах жизнеобеспечения, аварии на промышленных очистных сооружениях,, гидродинамические аварии.
Типы ЧС природного происхождения: геофизические, геологические, метеорологические, агрометеорологические, опасные морские гидрологические явления, природные пожары.
Типы ЧС биолого-социального характера: голод, терроризм, общественные беспорядки, алкоголизм, наркомания, токсикомания, различные акты насилия.
ЧС, связанные с изменением состояния литосферы – суши (почвы, недр, ландшафта); состава и свойств атмосферы (воздушной среды); состояния гидросферы (водной среды); состояния биосферы; инфекционные заболевания людей, животных и растений.
Для практических целей и установления единого подхода к оценке ЧС природного и техногенного характера, определения границ зон ЧС и адекватного реагирования на них введена классификация ЧС:
– в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ЧС;
– людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности;
– размера материального ущерба, а также границы зоны распространения поражающих факторов ЧС.
Источник ЧС определяется как опасное природное явление, авария или техногенное происшествие, инфекционная болезнь людей, животных и растений, а также применение современных средств поражения (ССП), в результате чего может возникнуть ЧС.
Поражающий фактор источника ЧС определяется как составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником ЧС и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или явлениями, которые определяются соответствующими параметрами
Зона ЧС определяется как территория или акватория, на которой в результате возникновения источника ЧС или распространения его последствий из других районов возникла ЧС.
Зона заражения – это территория, в пределах которой распространены опасные химические вещества либо биологические (бактериологические) средства. РВ в количествах, представляющих опасность для людей, животных и растений и окружающей природной среды.
Очаг поражения – ограниченная территория, в пределах которой в результате воздействия ССП произошли массовая гибель или поражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, разрушены и повреждены здания и сооружения, а также элементы окружающей природной среды (ОПС).
Оценка ущерба вследствие ЧС проводится по 5 основным параметрам:
– прямые потери вследствие ЧС;
– затраты на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
– объем эвакуационных мероприятий и затраты на их проведение;
– затраты на ликвидацию ЧС;
– косвенные потери.
Вопросы по теме занятия.
1. Классификации ЧС
2. Типы ЧС
3. Источник ЧС
4. Отличие понятий «зона заражения» и «очаг поражения»
5. Параметры оценки ущерба вследствие ЧС
9.Тестовые задания по теме с эталонами ответов.
1. Виды чрезвычайных ситуаций. ИСКЛЮЧИТЕ ЛИШНЕЕ
1) техногенные.
2) космогенные.
3) природные.
4) социогенные.
Правильный ответ: - 2.
2. чрезвычайные ситуаций, КОТОРЫЕ переживаются наиболее тяжело
1) техногенные.
2) космогенные.
3) природные.
4) социогенные.
Правильный ответ - 4.
3. Признаки классификации чрезвычайных ситуаций
1) по ситуации.
2) по характеру.
3) по объему.
4) по чрезвычайности.
Правильный ответ - 2.
4. Оценка ущерба вследствие ЧС проводится по следующим параметрам. Исключите лишнее
1) прямые потери.
2) косвенные потери.
3) затраты на ликвидацию.
4) затраты на упущенную выгоду.
Правильный ответ - 4.
5. ЧС, которые сложнее прогнозировать
1) террористические акты.
2) общественные беспорядки.
3) военные конфликты.
4) стихийные бедствия.
Правильный ответ - 4