Библиографическое описание архивных материалов
Материалы следственной комиссии, учрежденной в связи с распространением в воскресных школах антиправительственной пропаганды (ЦГНАЛ СССР. Ф. 1282. Оп. 1. Д. 74. Л. 5 - 6).
Библиографическое описание литературы на иностранном языке
Ausubel D.P. Das Jugendalter / D.P. Ausubel. – Munchen, 1968. – 284 s.
Colliner P. Destruktive Generation: Second Thoughts about the Sixties / P. Colliner, L. Horowitz. – N.Y., 1989. – 312 p.
Homans G. Social Behaviour as Exchange / G. Homans // American Jornal of Sociology. – 1958. – Vol. 63. – P. 32-49.
Mannhein K. The Problem Generations // K. Mannhein. Esseys on the Sociology of Knowiedge. – London, 1952. – P. 131-154.
П. 9.2. Сокращение слов и словосочетаний в тексте
В тексте студенческих работ все слова пишутся полностью, за исключением стандартизованных и общепринятых сокращенных обозначений.
В настоящее время широко применяются следующие виды сокращений:
1) Названия единиц измерений (при цифрах):
метр – м | тонна – т |
сантиметр – см | центнер – ц |
миллиметр – мм | килограмм – кг |
гектар – га | грамм – г |
атмосфера – атм | час – ч |
ампер – А | минута – мин. |
обозначение скорости | секунда – с |
см/с – сантиметр в секунду | |
м/с – метр в секунду | |
км/ч – километр в час |
2) Общепринятые сокращения:
т. е. – то есть
и т. д. – и так далее
и т. п. – и тому подобное
и др. – и другие
и пр. – и прочие
н. э. – нашей эры
3) Ссылки на иллюстрации, таблицы и части текста (с указанием номера);
гл. – глава | см. – смотрите |
п. – пункт | ср. – сравните |
подп. – подпункт | ил. – иллюстрация |
пп. – пункты | кн. – книга |
рис. – рисунок | л. – лист |
разд. – раздел |
4) Названия ученой степени, звания, должности (при фамилии)
адм. – адмирал | зав. – заведующий |
акад. – академик | зам. – заместитель |
д. чл. – действительный член | инж. – инженер |
д-р – доктор | проф. - профессор |
Доц. – доцент | |
к. э. н. – кандидат экономических наук | |
к. т. н. – кандидат технических наук | |
д. э. н. – доктор экономических наук | |
д. т. н. – доктор |
5) Различные обозначения (при названиях):
обл. – область | ж.-д. – железнодорожный |
р-н – район | с.-х. – сельскохозяйственный |
г. – город | з-д – завод |
с. – село | им. – имени |
д. – деревня | ин-т – институт |
6) Различные обозначения (при цифрах):
год, годы – г., гг. | век, века – в., вв. |
миллиард – млрд. | таблица – табл. |
миллион – млн. | том – том |
тысяча – тыс. | часть – ч. |
рубль – р. (руб.) | глава – гл. |
копейка – к. (коп.) | пункт – п. |
квартал – кв. | страница – с. |
7) Буквенные аббревиатуры (в качестве примеров):
РФ – Российская Федерация
РАН – Российская Академия Наук
ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения
ГОСТ – государственный стандарт
ГОС – Государственный образовательный стандарт
СПО – среднее профессиональное образование
ФГОС – Федеральный образовательный стандарт
НТО – научное техническое общество
ПК – персональный компьютер
Некоторые подходы к сокращению слов и словосочетаний не допускаются.
Нельзя сокращать: д/расчета (для расчета), хар-ка (характеристика), т. к. (так как), т. о. (таким образом), п. ч. (потому что), ур-ния (уравнения), ф-ла (формула), тр-р (трактор, трансформатор).
Не допускаются совращения типа несколько км пути. Следует писать: несколько километров пути.
Сокращения, не являющиеся общепринятыми, должны быть приведены в перечне условных обозначений. Сокращения слов, допускаемые в библиографических указателях, не могут применяться в обычном тексте. Разрешается писать сокращенно часто повторяемые специальные названия, словосочетания и т. д., но в этом случае при первом упоминании обязательно приводится их полное название и в скобках – сокращенное. В дальнейшем в тексте применяется только сокращенное название или словосочетание.
В сокращенных наименованиях, образованных одними заглавными буквами (аббревиатурах), не ставят точек, дефисов и падежных окончаний. Если без окончания сокращенное слово понимается двояко, то окончание ставят, не отделяя апострофом. Например, неверно: в ГОСТ приводится или в ГОСТЕ приводится, правильно: в ГОСТе приводится.
Следует помнить, что насыщенность текста сокращенными обозначениями снижает академический тон работы в целом, затрудняет ее понимание.
П. 9.3. Написание дат
Если в состав дат входит день месяца (число), месяц и год, указанные элементы могут иметь следующие варианты написания: 02.07.2003; 2 июля 2003 г.;
2 июля 2003 года.
Если обозначение даты состоит только из года, слово «год» пишется полностью: задание на 2003 год.
Если дата в тексте состоит из месяца и года, квартала и года, полугодия и года, то она имеет следующую форму написания: в апреле 2002 г.; в ноябре 2001; в 1 квартале 2002 г.; в III-IV кварталах 2000 г.; в первом полугодии 2003 г.
Слова «год», «годы» сокращаются (г., гг.), если они приведены в датах с обозначением месяца, квартала, полугодия.
Слово «год» опускается при его цифровом обозначении на титульном листе, обложке, а также в выходных данных библиографического описания.
Слово «год» может быть пропущено при его цифровом обозначении при датах в круглых скобках. Обычно это даты рождения, смерти, рождения и смерти рядом с именем какого-либо лица, дата создания или издания произведения, стоящая после его названия, дата исторического события и т. п.: работа Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863); Французская буржуазная революция (1789-1793).
Календарные сроки в тексте пишутся таким образом: в октябре 1993 г., но: за 6 месяцев 1993 года, в 1995 году; с 1965 по 2001 год, в 1999-2003 годах.
Период, ограниченный пределами двух лет или года и десятилетия, указывается: в 1992-1993 гг.; в период 1985г. – 1995-е годы.
Все виды некалендарных лет (учебный, бюджетный, отчетный год), т. е. начинающиеся в одном году, а заканчивающиеся в другом, пишут через косую черту: в 2000/2001 учебном году, отчетный 1999/2000 год. В остальных случаях между годами ставится тире. Например: освободить от взимания налога в 2001-2002 гг.
Написание десятилетий выполняется следующим образом: 90-е годы ХХ века; 70-80-е гг. прошлого столетия; 1950-е годы; 1920-е гг.; в 1860-80-е гг., но: в 1890-1910-е годы.
В названиях праздников и знаменательных дат с прописной буквы пишутся первое слово и имена собственные: Восьмое марта, Новый год, но; День Победы, Рождество Христово. Если начальное порядковой числительное в таком названии написано цифрой, то с прописной буквы пишется следующее за ним слово: 8 Марта, 4 Ноября.
П. 9.4. Написание порядковых числительных
Порядковые числительные могут иметь в тексте следующую форму написания:
- буквенную (сто пятый);
- буквенно-цифровую (арабскими цифрами с наращиванием падежного окончания, присоединенного через дефис: 35-й);
- цифровую – римскими цифрами без наращивания падежного окончания (X конгресс, XXI век).
Преимущественная форма написания порядковых числительных – это арабские цифры с наращением падежного окончания или без него в соответствии с общими правилами написания порядковых числительных, за исключением:
- очень простых числительных (первый раз, второй раз), а также словосочетаний типа представитель Российской Федерации на семьдесят первом заседании Генеральной ассамблеи ООН;
- номеров тех объектов, которые принято обозначать римскими цифрами (номера конференций, конгрессов и т. п.; века; номера международных объединений; номера выборных органов; номера продолжающихся спортивных состязаний; имена императоров, королей; кварталы.
Падежные окончания у порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, должны быть:
- однобуквенными, если последней букве числительного предшествует гласный звук: 5-й(пятый, пятой), 5-я;
- двухбуквенными, если последней букве числительного предшествует согласный: 5-го, 5-му, 30-ми.
Если подряд идут два числительных через тире, то падежное окончание наращивают:
- только у второго, когда оно одинаковое у обоих числительных: 50-60-е годы;
- у каждого числительного, когда падежные окончания у них разные: в начале 80-х - 90-е годы.
Сложные существительные и прилагательные, имеющие в своем составе числительные, пишутся: 150-летие, 3-месячный срок; 2-секционный шкаф.
Сложные слова с числительным и прилагательным «процентный» пишутся: 10%-процентный сбор.
Список использованной литературы
1. Басаков М.И. От реферата до дипломной работы. Рекомендации студентам по оформлению текста: Учебн. пособие для студентов вузов и колледжей / М.И. Басаков. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2001. – 64 с.
2. Басова Н.В. Педагогическое проектирование исследования/ Н.В. Басова // Педагогика и практическая психология. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. – С. 199-206.
3. Бережнова Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике: методические рекомендации для студентов / Е.В. Бережнова. – М. : Педагогическое общество России, 1999. – 48 с.
4. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – М. : Издаиельский центр «Академия», 2008. – 320 с.
5. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую работу, реферат. Серия «50 способов» / Ю.Г. Волков. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2001. – 128 с.
6. Воронин Ю.А., Козлова О.В. Формирование тестовых заданий и оценка их качества: Учебное пособие. – Воронеж : ВГПУ, 2004. – 48 с.
7. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся / Н.И. Дереклеева. – М. : 5 за знания, 2008. – 224 с. – (Методическая библиотека).
8. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.
9. Исследовательская деятельность студентов: Учебное пособие / Авт.-сост. Т.П. Сальникова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
10. Круглов П.П. Правильно оформляем и пишем реферат /курсовую /диплом на компьютере / П.П. Круглов, А.В. Куприянова. – СПб. : Наука и Техника, 2008. – 160 с.
11. Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформления: Учебно-методическое пособие / И.Н. Кузнецов. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 352 с.
12. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, О.В. Ванилихина, Н.В. Морозова и др.: Под ред. Э.Б. Абдуллина. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
13. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического ис- следования / П.И. Образцов. – СПб. : Питер, 2004. – 268 с. – (Серия «Краткий курс»).
14. Пастухова И.П. Основы научно-исследовательской работы преподава-вателя ССУЗа. – М. : ИПР СПО, 2004. – С. 53 с.
15. Просветова Т.С. Методология и методы психолого-педагогических ис- следований: учебное пособие / Т.С. Просветова. – Воронеж : ВГПУ, 2006. – 209 с.
16. Рекомендации к подговоке и защите выпускной квадификационной работы специалиста по специальности 030700 «Музыкальное образование»: Учеб.-методич. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сост. А.С. Пе- телин, О.И. Спорыхина. – Воронеж : ВГПУ, 2005. – 47 с.
17. Соловьева Н.Н. Основы организации учебно-научной работы студента. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. – М. : АПКиПРО, 2003. – 55 с.
18. Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформ- ление ее результатов (для студентов и аспирантов) / Н.Н. Соловьева. – М. : Издательство АПК и ПРО, 2001. – 74 с.
19. Учебно-исследовательская работа студентов: методические рекомен-дации / Под ред. П.Е. Решетникова; сост. Н.В. Барсуков. – Белгород : Областное отделение педагогического общества РФ, 1995. – 103 с.
20. Шаповал В.В. Как быстро и правильно написать конспект. Пособие для старшеклассников и студентов / В.В. Шаповал, К.Г. Митрофанов. – М. : Издательский дом «Новый учебник», 2001. – 32 с.
21. Яркин Б.Д. Выпускная квалификационная работа учителя-музыканта (методическое пособие для студентов музыкальных факультетов педагоги- ческих университетов) / Д.Б. Яркин. – Воронеж : ВГПУ, 2003. – 44 с.
Оглавление
Введение ………………………………………………………………….. | |
Раздел 1. Понятие и методология психолого-педагогического исследования ……………………………………………………………………. | |
Раздел II. Методы психолого-педагогического исследования ………... | |
Тема 2.1. Технология работы с литературой …………………………… | |
Тема 2.2. Наблюдение ……………………………………………………. | |
Тема 2.3. Беседа. Опрос (интервью, анкетирование) …………………... | |
Тема 2.4.Тестирование …………………………………………………… | |
Тема 2.5. Изучение педагогического опыта ……………………………. | |
Тема 2.6. Эксперимент …………………………………………………… | |
Тема 2.7. Методы теоретического исследования и математические методы……………………………………………………………………... | |
Раздел III. Логическая структура исследования ……………………….. | |
Тема 3.1. Выбор темы. Постановка проблемы. Объект и предмет исследования ………………………………………………………………… | |
Тема 3.2. Цели, задачи и гипотеза исследования ………………………. | |
Раздел IV. Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС). Виды УИРС ………………………………………………………………….. | |
Тема 4.1. Рецензия, отзыв, аннотация …………………………………... | |
Тема 4.2. Доклад …………………………………………………………. | |
Тема 4.3. Реферат ………………………………………………………… | |
Тема 4.4. Курсовая работа ………………………………………………. | |
Тема 4.5. Выпускная квалификационная работа ………………………. | |
Раздел V. Обобщение и анализ результатов исследования ……………. | |
Раздел VI. Общие требования к оформлению и защите курсовой и выпускной квалификационной работ …………………………………… | |
Приложения ………………………………………………………………. |
Список использованной литературы ……………………………………. 122
Учебное издание
Ермакова Вера Николаевна
Основы учебно-исследовательской деятельности студентов педагогического колледжа: учебное пособие / Авт.-сост. В.Н. Ермакова. – Воронеж : ВМПК, 2010. – 124 с.
Для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Для заметок
[1] Приводим электронные адреса наиболее известных российских библиотек:
Российская национальная библиотека – http: // www.nlr.ru,
Российская государственная библиотека – http: // www.rsl.ru,
ГПНТБ России – http: // www.gpntb.ru.
[2] О видах чтения см. Приложение 1, п. 1.1.
[3] С основными видами печатных изданий можно ознакомиться в Приложении 1, п.1.2.
[4] Суть контент-анализа состоит в нахождении легко подсчитываемых признаков изучаемого документа, в которых отражены значимые стороны его содержания.
[5] Инструкция по результативному и рациональному конспектированию приведена в п. 1.3. Приложения 1.
[6] Наблюдательность проявляется в умении человека замечать в воспринимаемом объекте малозаметные, но сущностные для достижения поставленной цели особенности предметов и явлений.
[7] Пример плана и протокола наблюдения см. в Приложении 3.
[8] Преобладание в ответах таких вариантов является свидетельством либо некомпетентности респондента, либо непригодности формулировки вопроса для получения нужной информации.