Организация сетевого взаимодействия учреждений образования в Новотаволжанском образовательном округе
Сабадаш А.М.,
Спицына Г.И.
В настоящее время большую озабоченность вызывает качество обучения в сельской малочисленной школе. Существовавшее ранее мнение, что село живо, пока жива школа, сегодня является одним из самых типичных заблуждений. Школа уже не спасает село, если в нём нет производства, люди разъезжаются работать вахтовым методом, чаще всего родители предпочитают обучать детей в крупных школах. Трудно возразить против того, что большая, удобная, современно оснащённая школа обеспечивает развивающую среду ребёнку, создаёт условия для профессионального роста учителей.
Стоит признать тот факт, что малочисленная школа постепенно изживает себя. Это вовсе не предполагает ликвидацию малокомплектных школ. Задача руководителей образовательных учреждений – повысить в таких школах качество образования за счёт применения эффективных образовательных технологий базовых школ.
В Шебекинской территории уже в прошедшем учебном году функционировали три ресурсных центра и две базовые школы. На базе таких учреждений созданы образовательные округа, в их числе Новотаволжанский образовательный округ. Он достаточно большой, включает в себя два крупных сельских поселения: Новотаволжанское и Муромское. В них расположены пять школ, четыре детских сада. Эти образовательные учреждения постоянно взаимодействуют между собой. Главная роль в этом взаимодействии отводится Новотаволжанской средней школе не случайно.
Учреждение является социокультурным комплексом, включающим в себя два детских сада, сельскую и школьную библиотеки, Детскую школу искусств, сельский Дом культуры, клуб спортивной направленности, храм Покрова Пресвятой Богородицы.
Основной задачей Новотаволжанской средней школы видится создание воспитательно-образовательной среды, которая способствует духовному, нравственному, физическому здоровью ребенка, его социализации в условиях социокультурного комплекса.
Деятельность такого многофункционального объединения направлена на освоение инновационных педагогических технологий в сфере образования и культуры, организацию досуга жителей села, развитие творческих
способностей детей и взрослых, воспитание патриотизма на героических примерах истории родного края. Школа работает над приобщением детей и молодежи к истокам народной культуры, ценностям православия, укреплением духовного и физического здоровья. В учреждении организована работа по духовно-нравственному воспитанию школьников.
Развитие системы дополнительного образования детей дает возможность организации работы школы в режиме полного рабочего дня. В школе искусств дети обучаются по двум направлениям: изобразительному искусству и хореографии, занимаются в студиях: вокально-хореографической, вокальной, народных инструментов, вокально-инструментальной и других. Школьники посещают секции тенниса, волейбола, баскетбола, футбола, борьбы и дзюдо, а также занимаются в клубе «Самсон» и состоят в Братстве «Святое Белогорье».
Школа была и остаётся центром всей жизни в селе. В клубах, спортивных секциях занимаются и дети, и их родители. Мы организуем совместные праздники, походы, поездки в театр, кино, музеи. Школа активно сотрудничает с социальными партнёрами, является организатором досуговой деятельности школьников, проживающих на территории Новотаволжанского и Муромского сельских поселений. Родительский коллектив – самый активный социальный партнер школы. В храме Покрова Пресвятой Богородицы функционирует православный кинотеатр, который посещают учащиеся начальных классов.
Стоит отметить, что сегодня школа вышла за рамки одного села. Стала возможной, благодаря сетевому взаимодействию, организация образовательной, культурной, досуговой деятельности для детей и молодежи из близлежащих сел. Для этого в учреждении создана хорошая учебно-материальная база.
Кадровый потенциал учреждения достаточно высокий: все учителя имеют квалификационные категории и соответствующее преподаваемым предметам образование. Педагоги школы широко используют в своей работе инновационные технологии, постоянно повышают свой профессиональный уровень. Таким образом, перечисленные выше условия позволили в прошедшем учебном году стать социокультурному комплексу еще и базовой школой. Было организовано сетевое взаимодействие Новотаволжанской средней школы, детского сада «Белочка», Муромской средней, Архангельской и Зиборовской основных школ.
С детским садом «Белочка» Новотаволжанскую школу тесно связывает использование здоровьесберегающих технологий. В учреждении реализуется региональный эксперимент «Школа здоровья». В детском саду проводится оздоровительная работа по различным направлениям. Это, безусловно, дает положительные результаты. Воспитанники дошкольного учреждения реже болеют, они активны, жизнерадостны, легче адаптируются к школьным условиям. Школа продолжает начатую в детском саду работу по укреплению здоровья детей и наполняет эту деятельность новым содержанием.
И новотаволжанские, и приезжающие в школу ученики делают утреннюю зарядку, участвуют в спортивных соревнованиях, Днях здоровья, традиционных спортивных праздниках.Педагоги проводят на уроках физкультминутки, гимнастику для пальцев рук, для глаз, подвижные игры на переменах, применяют цветолечение, музыкотерапию, дыхательную гимнастику. Результат очевиден: во время углублённого медицинского осмотра школьников отмечено снижение количества учащихся, состоящих на диспансерном учете по различным заболеваниям.
Учитывая результаты анкетирования девятиклассников, в школе открыт оборонно-спортивный профиль, где учащиеся старших классов изучают профильные предметы: ОБЖ и физическую культуру. Реализуя губернаторскую стратегию образования, большое внимание мы уделяем урокам физической культуры, занятиям детей не только нашей школы, но и из школ сети в спортивных секциях и клубах. Учащиеся близлежащих основных школ по причине отсутствия спортивного зала приезжают на уроки физкультуры в Новотаволжанскую базовую школу. Для этой цели в учреждении имеются два спортивных зала, где есть спортинвентарь и спортивное оборудование, тренажёрный зал. Многие ученики, приезжающие в Новотаволжанскую среднюю школу из других сел образовательного округа, занимаются в спортивных секциях, показывают высокие результаты, становятся победителями и призерами районных, областных соревнований, спортивных состязаний российского уровня.
Однозначно следует признать преимущества сетевого взаимодействия школ, входящих в образовательный округ.
Десятиклассники Муромской средней школы чувствуют себя достаточно комфортно среди новотаволжанских сверстников. В прошлом году они изучали предпрофильные элективные курсы на базе Новотаволжанской школы. Сегодня здесь они осваивают профильные предметы в рамках информационно-технологического профиля.
Сетевое взаимодействие школ осуществляется благодаря организованному подвозу обучающихся к месту учебы и обратно. Для этого у нас имеется школьный автобус КАВЗ.
Открыто 5 маршрутов для подвоза школьников:
· на учебные занятия;
· на предпрофильные элективные курсы;
· на профильное обучение;
· на профессиональную подготовку;
· на внеурочные занятия.
В школе ведется обучение старшеклассников профессии «Водитель автомобиля категории «В» и «В,С». Учащиеся профильных классов осваивают и вторую профессию «Штукатур» на базе профессионального училища № 8, которое является ресурсным центром по профессиональному обучению. Профессии, которыми овладеют наши выпускники, востребованы на рынке труда.
Таким образом, в рамках сетевого взаимодействия Новотаволжанской средней школы и школ, входящих в образовательный округ, учащиеся могут получить качественную предпрофильную, профильную, профессиональную подготовку, дополнительное образование, использовать возможности учреждений культуры. Конечно, как и в любом деле, в сетевом взаимодействии школ без трудностей не обойтись. Мы видим проблемы, а значит – ищем пути их решения.
Нам необходимо подумать об организации дистанционной формы обучения для предпрофильной и профильной подготовки школьников, взаимодействия с педагогами школ Новотаволжанского образовательного округа; увеличении контингента обучающихся в старшей школе; введении профиля для последующего освоения профессий, востребованных в сельском поселении; широком использовании Интернет-ресурсов.
Всё задуманное нужно осуществить, потому что оно - в интересах ребёнка, образования, общества в целом. Деятельность педагогов школы направлена на то, чтобы дать детям качественное образование независимо места жительства. В этом случае сетевое взаимодействие образовательных учреждений просто необходимо.