П. Цели и воспитательные задачи
Они могут быть сформулированы следующим образом:
- знание норм общения (со старшими, сверстниками, родителями и др. );
- знание норм поведения («что такое хорошо и что такое плохо»: помощь младшим и пожилым людям, родителям; правила хорошего тона - как себя вести в общественных местах, на улице, в транспорте, за столом и т. д. );
119
-знание нравственных норм (говорить правду, быть вежливыми и др. );
- оценочные нормы и правила, правила-запреты и др. ;
- знание народных песен, плясок, сказок, игр, пословиц И ДР. ;
- знание о профессиях, видах и средствах труда, его результатах;
- знание о народных ремеслах края и народных традициях, обрядах, о национально-региональных особенностях;
- знания, определенные учебными программами для детского сада.
В плане в качестве общих целей выделяются также различные умения:
- умение соблюдать в повседневной жизни все перечисленные выше нормы и правила общения, поведения, деятельности;
- умение применять различные виды знаний в незнакомых ситуациях;
-самостоятельно оценивать собственные поступки и дела, оценивать их и у других детей;
- проявлять уважение к людям, любить природу и животных;
-помогать слабому, заботиться о родителях и помогать им;
- уметь рассказать сказку и спеть колыбельную песню младшему, нарисовать простой рисунок, сделать игрушку;
- приносить радость другим;
- уметь приготовить подарок.
На основе сформулированных общих целей каждый педагог должен определить воспитательные задачи для своей возрастной группы. Для младших - это ознакомление с простейшими нравственными нормами в конкретных поведенческих ситуациях, на примерах из сказок, песен, стихов (говори правду, не обижай других, не капризничай, живи дружно, люби родителей, братишек и сестренок, бабушек и дедушек, будь аккуратным: не пачкай одежду^ правильно мой лицо и руки и т. п. ).
Каждый праздник должен быть расписан по содержанию и форме проведения. Необходимо по возможности подчинить этой подготовке учебные и воспитательные задачи. Тогда праздник станет своеобразным смотром достижений в труде, учебе, других видах деятельности (песенно-музыкальных, изобразительных, физкультурно-оздоровительных и др. ).
120
План не должен быть громоздким. Он может выглядеть примерно следующим образом.
Название праздника, краткое его описание, срок проведения | Содержание деятельности по группам | Ответственный | Выполнение |
1. Прием новичков (сентябрь). Краткое содержание праздника. Этапы подготовки и общие задачи на каждом из них | |||
2. Новый год и колядки (декабрь). Расписывается содержание | |||
3. Масленица (февраль-март). Праздник проводится на улице под русскую музыку: - встреча гостей (родителей, почетных гостей, бывших воспитанников, попечителей и др. ). Встречают гостей дети старшей группы в костюмах матушки-Зимы и ее свиты: снежинок, ветра, метели и др. - дети и гости зовут Масленицу зазывалками. Она приезжает на санках, запряженных лошадьми; - игры на воздухе, соревнования (санки, лыжи, снежки, лепка снеговиков). Награждение победителей; - приглашение в помещение «на блины». Осмотр выставок детских рисунков, лепки и т. д. ; конкурсы песни, танца, знатоков пословиц, загадок и т. д. Награждение победителей; - обед с блинами; - сжигание Масленицы, игры на воздухе, хороводы, проводы гостей, вручение им сувениров, сделанных руками детей | Старшая группа готовит чучело Масленицы и «тройку лошадей», оформляет выставку рисунков к Масленице, отбирает сувениры для гостей, принимает участие в конкурсах, играх, соревнованиях: - дети узнают, что такое Масленица, как встречают этот праздник, разучивают песни, зазывалки и стихи о зиме, весне, рисуют и лепят снеговиков, делают аппликации чучела Масленицы; - разучивают игры и хороводы на воздухе, игры в снежки; - читают с родителями сказки, разучивают стихи, песенки, рисуют, готовят поделки |
(Наиболее подробно здесь представлено планирование праздника Масленица. )
121
Дорогие будущие воспитатели и учителя! Не пренебрегайте планированием своей деятельности, ибо это поможет вам глубже войти в свою профессию, быстрее овладеть педагогическим мастерством.
Выводы
1. Обучение и воспитание, будучи социально обусловленными целенаправленными процессами, представляют процесс, в котором есть два активных взаимодействующих субъекта:учитель - воспитатель и ученик - воспитанник.
2. Обучение и воспитание - два взаимосвязанных процесса, которые практически невозможно разделить. Они образуют целостный учебно-воспитательный процесс, основой, стержнем которого являютсяцели.
3. Обучение является ведущим средством воспитания, воспитание не выполняет функцию условия успешного обучения. В этом и заключена сущность воспитывающего образования.
4. Обучение и воспитание в детском саду и школе строятся на совокупности принципов - основополагающих идей, определяющих эффективное функционирование учебно-воспитательной системы.
5. Содержание обучения и воспитания, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса (средства обучения и воспитания детей) определяются целями, они должны быть адекватны целям. Только в этом случае возможны высокое качество и эффективность педагогической деятельности.
6. Имея много общего - общий механизм формирования знаний, норм и правил поведения и общения, - эти процессы имеют существенное различие: обучение может быть индивидуальным, воспитание же всегда предполагает наличие группы, коллектива, общности людей, ибо нравственные, эстетические и другие нормы, общечеловеческие и национальные ценности есть средства, выработанные различными общностями для регулирования поведения, деятельности и взаимоотношений своих членов.
7. Планирование учебно-воспитательного процесса педагогов - одно из основных условий эффективности обучения и воспитания детей.
Вопросы и задания
. Что такое процесс обучения? 2. Как вы понимаете активность ребенка в процессе обучения?
122
3. Объясните, как связаны между собой цели обучения, средства их достижения с результатами, успехами детей.
4. Что вы понимаете под средствами обучения?
5. Что такое воспитание?
6. Как связаны между собой обучение и воспитание?
7. Что вы вкладываете в понятие «воспитывающее образование»?
8. Что такое принципы, методы и приемы обучения и воспитания?
9. Как вы понимаете целостность учебно-воспитательного процесса?
10. Докажите необходимость планирования педагогического
процесса.
Глава Ш
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ