Организация исследовательской деятельности учащихся как основа формирования творческой личности

Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным является использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Реализации именно этой цели способствует исследовательская деятельность учащихся. Ведь ее конечным результатом, является сформированность познавательной компетенции у школьников.

Исследовательский метод предусматривает предвари­тельные задания разной степени сложности. Особенное значение имеют задания на сравнение, которые многоплановы по результатам: выясняют устойчивость и глубину знаний, развивают умение сравнивать, анализировать и синтезиро­вать, отделять главное от второстепенного. Особую актуальность исследовательская деятельность приобретает в старших классах. К исследовательскому методу класс приходит постепен­но, переходя от сравнительно простых заданий к более сложным. При этом сложность заданий определяется не столько объемом, сколько содержанием мыслительной ра­боты учащихся.

Исследовательские задания разнообразны по дидакти­ческим целям, объему и содержанию. Они могут включать один или несколько вопросов, охватывать материал части или целого урока, нескольких уроков, большой темы или даже целого урока. Исследовательское задание предполагает полный цикл самостоятельно изученных познавательных действий:

а) сбор информации и её анализ;

б) философско-концептуальное осмысление предмета исследования, знание истории науки и открытий;

в) постановка учебной проблемы и ее решение;

в) проверка решения;

г) применение новых знаний на практике.

Очень часто, наблюдая за самостоятельной работой учащихся на уроке, я задаю себе вопрос: а хватит ли моего багажа знаний для того, чтобы удовлетворить все их потребности и запросы, для того, чтоб я могла правильно ответить на все их вопросы? К.Д. Ушинский писал: «Учитель живёт до тех пор, пока он учится, как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель!». Поэтому без постоянной подготовки и самосовершенствования в школе уже не проработать. На сегодняшний день я вижу своей главной задачей, чтобы уровень моей компетенции позволил мне научить учащихся пользоваться информацией, черпаемой из учебников, специальной литературы, системы Интернет, архивных документов и справочной литературы, которая им необходима в данный момент, учитывая индивидуальные и возрастные особенности каждого ученика, постоянно надеясь на своё педагогическое чутьё. Развитие интеллекта и способностей у каждого подростка происходит по-разному и это требует своего персонального подхода. Любознательный и общительный подросток с удовольствием выполнит работу, связанную с общением с людьми, побеседует со старожилами, собирая ценный краеведческий материал, подготовит доклад на урок, а тихий и застенчивый – будет с упорством читать книги и копаться в источниках. И если я ошибусь при выборе задания для каждого, не учитывая его индивидуальные качества, то отобью его интерес к моему предмету. Если педагогическое чутье подскажет верное решение, и педагог дает правильное задание, найдет верное направление, то окончательные итоги исследовательской работы подростка начинают восхищать не только учителя, но и окружающих. Работа учителя – это творческая работа, здесь нельзя довольствоваться приблизительным, типовым, и не всегда правильным решением.

В самом начале педагогической деятельности мы определили темы для исследовательских работ по значительным историческим событиям, выдающимся людям, по основам родословной и т.д. Спектр написанных работ школьников настолько широк, что с каждым разом растёт понимание того, что вся эта исследовательская деятельность носит однодневный, одноразовый характер, не волнует воображение ребенка, не задевает его чувства и после хорошо сделанной работы, он забывает о её существовании. Поэтому в основу деятельности было поставлено самое главное - формирование у школьников осознанного представления об исторических процессах, воспитание патриотизма и гордости за историческое прошлое своего народа. Разнообразие применяемых приемов позволило заинтересовать ребят интересными темами. Через уроки-исследования, беседы, творческие дела формируются у школьников гражданские качества, каждое занятие отличается строгим отбором материала, сравнениями; что способствует повышению интеллектуального уровня учени­ков, развитию познавательного интереса к истории и культуре башкирского народа. Основным направлением деятельности является: «Использование краевед­ческого материала на уроках башкирского языка». Учащиеся ходят на экскурсии, встречаются с известными личностями, записывают их воспоминания, организуют ближние и дальние поездки, работают в архиве. По этим материалам подготовлены и проведены открытые уро­ки, викторины, внеклассные мероприятия. Практикуются уроки-экскурсии и даже путешествия, с целью развития интереса к истории республики. Организовывались увлекательные путешествия в музеи, в этом году мы выехали с группой учащихся-исследователей в с. Нугуш МР Мелеузовский район. На территории национального парка «Башкирия» был организован слет-лагерь «Юный исследователь», в котором учащихся обучали теоретическим основам исследований. Были организованы группы для исследования различных проблем. Мы исследовали проблемы в развитии различного вида рыб в Нугушском водохранилище. Был представлен проект с описанием вида рыб в различных водоемах, их условия развития. Защита проектов проходила в интересной форме презентации, с музыкальным и слайдовым сопровождением. В то же время по другим проектам участников мы узнали много интересного об экологии, истории этого водохранилища. В ре­зультате этих поездок ребята привезли различные кино- и фотоматериалы, результаты анкетных опросов, записи наблюдений, практические материалы, на основе которых пи­шут сейчас свои исследовательские работы. Работа с учащимися организована так, что они решают не учебную задачу, а настоящую научную проблему. Учащиеся обучаются самостоятельной научной работе с первоисточниками, литерату­рой, умению использовать библиографию, применять современные компьютерные технологии (Интернет), различные изыскания для раскрытия темы.

Методы использо­вания краеведческого материала на основе исследовательских заданий на уроках разнообразны, типы проведенных уроков различны, например, очень интересны и содержательны уроки с использованием учебных исследований археологи­ческих, этнографических, фольклорных материалов. Ученики активно участвуют в республиканских конкурсах со­чинений, творческих работ. Активно выступают мои учащиеся на межрегиональном конкурсе-фестивале «Ступени», «Гафурийские чтения», «Гариповские чтения» и другие. Кроме того, изучение истории и культуры своего народа дает возможность учащимся более наглядно представить зако­номерности развития мировой художественной культуры и культуры башкирского народа в едином социальном пространстве, способствуют формированию духовно-нравственных ценностей творческой личности.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что победы моих учащихся на республиканских и районных конкурсах - это результат их многодневной работы над одной основной темой. Научно-исследовательскую работу с учащимися начинаю с 5-6 классов и продолжаю до выпуска их из школы. Именно многолетние работы учащихся над одним проектом дают уникальные результаты.

Мой педагогический опыт помогает школьникам не только научиться включаться в творческий, поисковый процесс познания истории, жизни народа, но и помогать при этом другим людям. Если научно-исследовательская деятельность ученика начинает волновать не только его самого, но и его родных, друзей, привлекает внимание других родителей, специалистов, то цель взятая нами важна и актуальна!

А.Т. Ишбаева,

учитель истории и обществознания

МОБУ СОШ № 8 (г. Мелеуз)

Наши рекомендации