Однако существенная часть этой работы может стать делом родителей
Какие функции могут взять на себя родители:
• Организовать классный родительский совет по здоровью.
• Организовать подготовительную работу по проведению анкетного опроса. Провести анкетирование, а также анализ полученных данных, представить результаты для обсуждения на очередной встрече.
• Составить план работы семейной гостиной или клуба, исходя из особенностей конкретной группы родителей и их интересов.
• Организовать обсуждение интересующих многих тем.
• Взять на себя подготовку информационной части дискуссии (это тот самый «устрашающий» аспект, о котором говорилось выше — яркие статистические данные об опасности для здоровья и жизни людей того или иного образа жизни, фактора риска, вредных привычек).
• Быть организаторами работы в группах при использовании данной методики.
• Быть организаторами, ведущими, «учителями» в работе с детьми, в частности, в проведении «пятиминуток» здоровья в своем классе, а также других классных мероприятий, связанных с деятельностью в области здорового образа жизни. Эту роль могут взять на себя и прародители.
• Быть организаторами общих, совместных с детьми встреч, праздников, фестивалей, конкурсов.
В классе (школе) может быть организован фестиваль (вечер) «Твое свободное время и твое здоровье», цель его - показать детям разнообразие интересных, увлекательных и полезных занятий, хобби, которые делают жизнь интересной, обогащают ее, помогают открыть неизведанное и т. д. Такой фестиваль может быть совместным делом детей и родителей. Участие взрослых, которые расскажут детям о своих увлечениях или об увлечениях своей семьи, покажут то, что можно продемонстрировать, - будет значительно сильнее стимулировать детский интерес. А возможно, даст импульс и взрослым приобщиться к тому или иному интересному делу, приобрести новых друзей, найти применение своим, быть может, нереализованным способностям.
• Родители могут быть организаторами других форм взаимодействия с детьми в обучении здоровью.
Участие родителей в организации работы семейной гостиной или клуба, так же как их деятельность в роли «учителей» других родителей и детей, конечно, определяется их возможностями, и дело классного руководителя - выяснить степень и формы их включения в данную работу, правильно распределив роли.
Дети в роли учителей родителей
Выбор стиля жизни, поведения, поступков, наносящих ущерб здоровью или способствующих его улучшению, каждый человек делает сам. Но он не может обособиться, отгородиться от того, что его окружает, прежде всего, от влияния близких людей - родных, друзей, знакомых. Воздействие в этом смысле родителей на детей - аксиома. В какой мере дети способны воспитывать родителей, влиять на их поступки, измерить трудно, но опыт и наблюдения показывают, что это воздействие может быть очень сильным.
Каждый взрослый может представить различия в своих ощущениях при восприятии одной и той же информации, когда ее озвучивает ребенок или взрослый человек.
Исследования показывают, что современные дети крайне пессимистично оценивают перспективу своего собственного здоровья, здоровья людей в России, самого существования человечества. Они испытывают потребность в действиях в защиту здоровья, реализации которой может помочь их работа в роли «учителей» родителей.
Что может еще дать детям эта деятельность:
• возможность ощутить себя партнерами взрослых в очень важном деле;
• возможность внести свой вклад в улучшение образа жизни своей семьи и
Семей своих друзей;
• возможность воспитать себя через воспитание родителей;
• возможность реализовать потребность в творчестве;
• возможность помочь лучшему взаимопониманию родителей и детей;
• возможность научиться ставить и воплощать позитивные цели.