Тема 11. Предварительное расследование. Общие условия

Стадия предварительного расследования реализует производство дознания или следствия, которое возможно только после возбуждения уголовного дела ст. 156 ч.1 УПК. Словосочетание "Предварительное расследова­ние" следует понимать как судопроизводственная деятельность органов след­ствия и дознания, реализуемая в рамках закона в досудебный (предваряю­щий) период. Противоправно вкладывать в термин "предварительное" зна­чение неокончательного, требующего дальнейшего утверждения и т.д.

Как правило только в этой стадии по закону (ст.ст. 146 , 172 УПК ) лицо может быть названо подозреваемым, привлеченным к уголовной ответственно­сти и, наконец, обвиняемым, преступником, - в соответствии со ст.171 УПК.

Производство расследования (следствия) в этой стадии заканчивается составлением обвинительного заключения, или постановлением о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо постановлением о прекращении уголов­ного дела по различным основаниям - ст.158 УПК.

Вид и окончание дознания как формы расследования имеют специфику (ст.225 УПК).

Предварительное расследование - это деятельность органов дознания и следствия после возбуждения уголовного дела и состоящая из производ­ства процессуальных и следственных действий и принятия решения по результатам расследования.

Основной формой расследования (наряду с дознанием) является след­ствие.

Общие условия производства предварительного расследования - это основные требования, названные в законе и обусловленные выполнением задач в этой стадии, а также устанавливающие процедуру производства, в целях достижения истины.

Название " Общие условия " вытекает из универсальности общности законодательных требований (условий), которые распространяются на все следственные структуры (МВД, ФСБ, Прокуратуры, Государственного коми­тета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ) и органы дознания (ОВД, Судебные приставы всех звеньев судов, командиров воинских частей и т.д.) и являются обязательными при рассле­довании ими преступлений в соответствии с подследственностью.

В главе 21 УПК названы следующие общие условия предварительного расследования:

- формы расследования (ст. 150 УПК);

- подследственность преступлений для конкретных видов органов следствия и дознания (ст.151 УПК);

- место производства расследования (ст. 152 УПК);

- условия соединения и выделения уголовного дела (ст.ст. 153,154 УПК);

- обусловленность начала расследования и производства неотложных следственных действий (ст.ст. 156,157 УПК);

- условия и виды окончания расследования, а также вопросы обяза­тельного рассмотрения ходатайств, попечения о детях и имуществе подозре­ваемого и обвиняемого по делу, неразглашение данных расследования (ст.ст. 158-161 УПК).

Значение этих требований в том, что они обеспечивают объективное установление истины по делу в более сжатые сроки с наименьшими затратами сил и средств, с соблюдением законных прав и интересов сторон в уго­ловном процессе. Кроме того они позволяют более динамично ориентиро­ваться органам расследования при определении подследственности ( кому вести расследование - органу следствия или дознания и т.д.), реализовы­вать надлежащий контроль и надзор за производством, устранять ошибки на досудебной стадии .

Предварительное расследование производится в форме предваритель­ного следствия либо в форме дознания. Это законодательное установление (ст.150 УПК) раскрывает приоритет следствия в формах расследования и указывает на виды преступлений по которым производится дознание, а по письменному указанию прокурора может производиться следствие ( следует понимать как исключение) - ст. 150 ч.3,4 УПК.

Подследственность - это предусмотренные законом характерные черты (признаки, обстоятельства), связанные с совершением и субъектом преступления. К ним относят: место (географию), субъекта, квалификацию совершенного преступления (при соединении дел подследственность определяет прокурор - ч.З. ст.153. УПК). Строгое определение подследственно­сти в законе обеспечивает справедливую, в определенной степени, нагруз­ку (количество расследуемых преступлений), а также компетенцию и квали­фицированное расследование преступлений. В этой связи прокурор, своим письменным указанием, может поручить расследование преступления, от­несенного законом к подследственности дознания , следователю (ч.4 ст. 150 УПК) . Предупреждает неделовые пересылки материалов уголовных дел , потерю при этом времени, утрату следов преступления, нарушения прав и законных интересов сторон. Место производства расследования позволяет выполнить функцию рас­становки лиц производящих расследование (территориальный метод рас­пределения этой функции); стимулировать качественное расследование; более активное воздействие на обстоятельства, условия совершения пре­ступления постольку, поскольку следователь, дознаватель, в определен­ной степени, несут ответственность за увеличение количества совершенных преступлений на его территории деятельности.

Начало расследования может иметь место, только после возбуждения уго­ловного дела (ст. 156 УПК). Это требование обеспечивает, гарантирует срок производства расследования и надлежащий надзор и контроль, ибо решение о возбуждении согласуется с прокурором (ч.4 ст. 146 УПК) и регистрируется в ре­гиональном центре статистической отчетности (учетная группа ОВД).

Нормативное указание о производстве неотложных следственных действиях, также создает гарантии более быстрого расследования и закрепле­ния следов преступления, вне зависимости от подследственности совер­шенного преступления.

Содержание каждого нормативного условия с достаточной полнотой раскрыто в вышеназванных статьях УПК РФ.

В определенной мере ( понятий общих условий ) взаимодействие следователя с органами дознания (дознавателем, оперативно-розыскным аппа­ратом) также можно относить к общим условиям обеспечивающим расследо­вание преступлений . Началом и аргументом к этому выводу является право следователя на дачу органам дознания письменных поручений (п.4 ч.2 ст.38 УПК). Аналогичным правом наделен и дознаватель при расследовании дела (ч.1 ст. 223 УПК), ибо компетенция главы 21 УПК распространяется и на органы дознания.

Взаимодействие также имеет место и в общих условиях- требованиях о производстве неотложных следственных действий.

Взаимодействие является совместной деятельностью органов следствия, дознания и иных структур и сторон для более успешного продвижения к уголовно-процессуальной цели - каждый из которых двигается к ней своим пу­тем (процессуальным, оперативно-розыскным и иным) реализуя поставлен­ные перед ним задачи.

К общим условиям (требованиям) взаимодействия можно отнести:

- реализацию функции в уголовно-процессуальных целях при строгом соблюдении законности (ст. 7 УПК);

- взаимодействие должно строго опираться на законодательную и иную правовую основу, реализуя назначение уголовного процесса (ст. 6 УПК);

- строгое соблюдение прав и законных интересов сторон при организующей роли следователя - есть условие достижения реальных целей делового сотрудничества.

Исходя из общих требований, взаимодействие имеет место на 1) законодательной и 2) организационно-управленческой основе. В первом случае - ст.38 УПК и др., во втором - иные подзаконные акты: приказы МВД, ФСБ, согласованные с Генеральной прокуратурой РФ и др.

Формы взаимодействия: 1) процессуальные - выполнение органами дознания следственных и розыскных действий; содействие органов дознания следствию при производстве следственных действий; техническая реа­лизация отдельных поручений следователя органом дознания при самостоя­тельной доставке в места расследования материалов с места происшествия и т.д. 2) организационно-управленческая форма - это совместное дежурство в составе следственно-оперативной группы; совместный анализ данных след­ственного и оперативно-розыскного характера; разработка планов следствен­ных действий и розыскных мероприятий; обмен деловой информацией меж­ду следователем и органом дознания.

Взаимодействие с правоохранительными органами других государств реализуется в соответствии с частью V УПК - Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства (ст.ст. 453-472 УПК), с Положе­нием о национальном бюро Интерпола (ЦБ Интерпол), утвержденного по­становлением Правительства РФ № 1190 от 14 октября 1999 г. и др.

Литература

1. Дармаева В.Д. Следователь в уголовном судопроизводстве. МПСИ. 2007.

2. Дядченко А.А. Проблемы законодательной регламентации процессуаль-

3. ных полномочий начальника органа дознания и начальника подразделения органа дознания // Общество и право. 2008. № 1.

4. Калюжный А.Н., Победкин А.В., Флоря Д.Ф. Процессуальные документы органов предварительного следствия. Юрлитинформ. 2010.

5. Конин В.В. К вопросу о функциях следователя в уголовном судопроизводстве // Российский судья. 2009. № 4.

6. Коротков А.П., Тимофеев А.В., Синицын А.П. Процессуальные акты предварительного следствия и дознания. Экзамен. 2010.

7. Малышева О.А. К вопросу об уголовно-процессуальном статусе дознания // Российский судья. 2004. № 5.

8. Мельников В.Ю. Следователь и дознаватель в уголовном процессе // Уголовное судопроизводство. 2008. № 4.

9. Мазюк Р.В. Институт уголовного преследования в российском уголовном судопроизводстве. Юрлитинформ. 2009.

10. О некоторых проблемах производства дознания по УПК РФ // Уголовное право. 2006. № 3.

11. Победкин А.В., Бурцев С.Н. Нарушения уголовно-процессуальных норм в деятельности органов дознания, средства их предупреждения и устранения. Юрлитинформ. 2010.

12. Сопнева Е.В. О неотложных следственных действиях в уголовном процессе // Уголовное судопроизводство. 2008. № 3.

13. Соловьев А.Б., Токарева М.Е., Власова Н.А. Общие условия предварительного расследования. Юрлитинформ. 2006.

14. Халиков А.Н. Функции предварительного расследования в уголовном судопроизводстве // Российский судья. 2009. № 7.

Наши рекомендации