Тема 11. Предварительное расследование. Общие условия
Стадия предварительного расследования реализует производство дознания или следствия, которое возможно только после возбуждения уголовного дела ст. 156 ч.1 УПК. Словосочетание "Предварительное расследование" следует понимать как судопроизводственная деятельность органов следствия и дознания, реализуемая в рамках закона в досудебный (предваряющий) период. Противоправно вкладывать в термин "предварительное" значение неокончательного, требующего дальнейшего утверждения и т.д.
Как правило только в этой стадии по закону (ст.ст. 146 , 172 УПК ) лицо может быть названо подозреваемым, привлеченным к уголовной ответственности и, наконец, обвиняемым, преступником, - в соответствии со ст.171 УПК.
Производство расследования (следствия) в этой стадии заканчивается составлением обвинительного заключения, или постановлением о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо постановлением о прекращении уголовного дела по различным основаниям - ст.158 УПК.
Вид и окончание дознания как формы расследования имеют специфику (ст.225 УПК).
Предварительное расследование - это деятельность органов дознания и следствия после возбуждения уголовного дела и состоящая из производства процессуальных и следственных действий и принятия решения по результатам расследования.
Основной формой расследования (наряду с дознанием) является следствие.
Общие условия производства предварительного расследования - это основные требования, названные в законе и обусловленные выполнением задач в этой стадии, а также устанавливающие процедуру производства, в целях достижения истины.
Название " Общие условия " вытекает из универсальности общности законодательных требований (условий), которые распространяются на все следственные структуры (МВД, ФСБ, Прокуратуры, Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ) и органы дознания (ОВД, Судебные приставы всех звеньев судов, командиров воинских частей и т.д.) и являются обязательными при расследовании ими преступлений в соответствии с подследственностью.
В главе 21 УПК названы следующие общие условия предварительного расследования:
- формы расследования (ст. 150 УПК);
- подследственность преступлений для конкретных видов органов следствия и дознания (ст.151 УПК);
- место производства расследования (ст. 152 УПК);
- условия соединения и выделения уголовного дела (ст.ст. 153,154 УПК);
- обусловленность начала расследования и производства неотложных следственных действий (ст.ст. 156,157 УПК);
- условия и виды окончания расследования, а также вопросы обязательного рассмотрения ходатайств, попечения о детях и имуществе подозреваемого и обвиняемого по делу, неразглашение данных расследования (ст.ст. 158-161 УПК).
Значение этих требований в том, что они обеспечивают объективное установление истины по делу в более сжатые сроки с наименьшими затратами сил и средств, с соблюдением законных прав и интересов сторон в уголовном процессе. Кроме того они позволяют более динамично ориентироваться органам расследования при определении подследственности ( кому вести расследование - органу следствия или дознания и т.д.), реализовывать надлежащий контроль и надзор за производством, устранять ошибки на досудебной стадии .
Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания. Это законодательное установление (ст.150 УПК) раскрывает приоритет следствия в формах расследования и указывает на виды преступлений по которым производится дознание, а по письменному указанию прокурора может производиться следствие ( следует понимать как исключение) - ст. 150 ч.3,4 УПК.
Подследственность - это предусмотренные законом характерные черты (признаки, обстоятельства), связанные с совершением и субъектом преступления. К ним относят: место (географию), субъекта, квалификацию совершенного преступления (при соединении дел подследственность определяет прокурор - ч.З. ст.153. УПК). Строгое определение подследственности в законе обеспечивает справедливую, в определенной степени, нагрузку (количество расследуемых преступлений), а также компетенцию и квалифицированное расследование преступлений. В этой связи прокурор, своим письменным указанием, может поручить расследование преступления, отнесенного законом к подследственности дознания , следователю (ч.4 ст. 150 УПК) . Предупреждает неделовые пересылки материалов уголовных дел , потерю при этом времени, утрату следов преступления, нарушения прав и законных интересов сторон. Место производства расследования позволяет выполнить функцию расстановки лиц производящих расследование (территориальный метод распределения этой функции); стимулировать качественное расследование; более активное воздействие на обстоятельства, условия совершения преступления постольку, поскольку следователь, дознаватель, в определенной степени, несут ответственность за увеличение количества совершенных преступлений на его территории деятельности.
Начало расследования может иметь место, только после возбуждения уголовного дела (ст. 156 УПК). Это требование обеспечивает, гарантирует срок производства расследования и надлежащий надзор и контроль, ибо решение о возбуждении согласуется с прокурором (ч.4 ст. 146 УПК) и регистрируется в региональном центре статистической отчетности (учетная группа ОВД).
Нормативное указание о производстве неотложных следственных действиях, также создает гарантии более быстрого расследования и закрепления следов преступления, вне зависимости от подследственности совершенного преступления.
Содержание каждого нормативного условия с достаточной полнотой раскрыто в вышеназванных статьях УПК РФ.
В определенной мере ( понятий общих условий ) взаимодействие следователя с органами дознания (дознавателем, оперативно-розыскным аппаратом) также можно относить к общим условиям обеспечивающим расследование преступлений . Началом и аргументом к этому выводу является право следователя на дачу органам дознания письменных поручений (п.4 ч.2 ст.38 УПК). Аналогичным правом наделен и дознаватель при расследовании дела (ч.1 ст. 223 УПК), ибо компетенция главы 21 УПК распространяется и на органы дознания.
Взаимодействие также имеет место и в общих условиях- требованиях о производстве неотложных следственных действий.
Взаимодействие является совместной деятельностью органов следствия, дознания и иных структур и сторон для более успешного продвижения к уголовно-процессуальной цели - каждый из которых двигается к ней своим путем (процессуальным, оперативно-розыскным и иным) реализуя поставленные перед ним задачи.
К общим условиям (требованиям) взаимодействия можно отнести:
- реализацию функции в уголовно-процессуальных целях при строгом соблюдении законности (ст. 7 УПК);
- взаимодействие должно строго опираться на законодательную и иную правовую основу, реализуя назначение уголовного процесса (ст. 6 УПК);
- строгое соблюдение прав и законных интересов сторон при организующей роли следователя - есть условие достижения реальных целей делового сотрудничества.
Исходя из общих требований, взаимодействие имеет место на 1) законодательной и 2) организационно-управленческой основе. В первом случае - ст.38 УПК и др., во втором - иные подзаконные акты: приказы МВД, ФСБ, согласованные с Генеральной прокуратурой РФ и др.
Формы взаимодействия: 1) процессуальные - выполнение органами дознания следственных и розыскных действий; содействие органов дознания следствию при производстве следственных действий; техническая реализация отдельных поручений следователя органом дознания при самостоятельной доставке в места расследования материалов с места происшествия и т.д. 2) организационно-управленческая форма - это совместное дежурство в составе следственно-оперативной группы; совместный анализ данных следственного и оперативно-розыскного характера; разработка планов следственных действий и розыскных мероприятий; обмен деловой информацией между следователем и органом дознания.
Взаимодействие с правоохранительными органами других государств реализуется в соответствии с частью V УПК - Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства (ст.ст. 453-472 УПК), с Положением о национальном бюро Интерпола (ЦБ Интерпол), утвержденного постановлением Правительства РФ № 1190 от 14 октября 1999 г. и др.
Литература
1. Дармаева В.Д. Следователь в уголовном судопроизводстве. МПСИ. 2007.
2. Дядченко А.А. Проблемы законодательной регламентации процессуаль-
3. ных полномочий начальника органа дознания и начальника подразделения органа дознания // Общество и право. 2008. № 1.
4. Калюжный А.Н., Победкин А.В., Флоря Д.Ф. Процессуальные документы органов предварительного следствия. Юрлитинформ. 2010.
5. Конин В.В. К вопросу о функциях следователя в уголовном судопроизводстве // Российский судья. 2009. № 4.
6. Коротков А.П., Тимофеев А.В., Синицын А.П. Процессуальные акты предварительного следствия и дознания. Экзамен. 2010.
7. Малышева О.А. К вопросу об уголовно-процессуальном статусе дознания // Российский судья. 2004. № 5.
8. Мельников В.Ю. Следователь и дознаватель в уголовном процессе // Уголовное судопроизводство. 2008. № 4.
9. Мазюк Р.В. Институт уголовного преследования в российском уголовном судопроизводстве. Юрлитинформ. 2009.
10. О некоторых проблемах производства дознания по УПК РФ // Уголовное право. 2006. № 3.
11. Победкин А.В., Бурцев С.Н. Нарушения уголовно-процессуальных норм в деятельности органов дознания, средства их предупреждения и устранения. Юрлитинформ. 2010.
12. Сопнева Е.В. О неотложных следственных действиях в уголовном процессе // Уголовное судопроизводство. 2008. № 3.
13. Соловьев А.Б., Токарева М.Е., Власова Н.А. Общие условия предварительного расследования. Юрлитинформ. 2006.
14. Халиков А.Н. Функции предварительного расследования в уголовном судопроизводстве // Российский судья. 2009. № 7.