Развитие тактильно-двигательного восприятия и вибрационной чувствительности

Что лежит в мешочке?

Цели: учить осуществлять выбор по образцу, опираясь на тактильно-двигательный образ предмета, закреплять знание слов - названий предметов, формы, величины.

Оборудование: парные предметы - объемные геометрические формы (шар, кубик, овощ-яйцо, пирамида и др.), предметы разной величины (большие и маленькие шары, кубики, овощи, машинки, матрешки и др.), «чудесный мешочек», салфетка или ширма.

Речевой материал: название игрушек, используемых в игре, кубик, шар, круглый, квадратный, треугольный, большой, маленький, угадал, что там?

Ход игрыДети сидят полукругом возле стола педагога. На столе под салфеткой или за ширмой несколько (два-три) предметов (например, шар, кубик и яблоко). Упедагога «чудесный мешочек». Он просит одного из детей определить на ощупь, что лежит в мешочке. Потом снимает салфетку с предметов (или убирает ширму), лежащих на столе, и ребенок находит такой же предмет, какой он ощупывал в мешочке. Педагог предлагает детям проверить выбор, достает из мешочка кубик и показывает. «Верно? Угадал?». Дети называют предмет. Педагог хвалит ребенка и предлагает обследовать предмет, уточняет свойства предмета: например, выделяет грани у кубик

В следующий раз задача усложняется: для выбора дают только округлые или только угловатые предметы (например, под салфеткой у педагога - матрешка, яблоко, шар, а в мешочке - шар).

Далее задача усложняется: ребенку нужно установи различия не только по форме и предметной отнесенности, но и различия по величине (например, под салфетку кладут две матрешки (большую и маленькую), и деревянное яйцо). В остальном ход игры остается тем же.

Возможен другой вариант. Педагог предлагает дет разные игрушки, они их рассматривают, называют, определяют их форму и величину. Затем педагогскладывает игру ки в мешок и предлагает одному из детей опустить в мешок руку и взять одну игрушку, определить, какая она по форме и по величине и сказать об этом вслух, не называя предмет. Дети должны угадать, что это. Когда большинство детей дали ответ, педагог предлагает ребенку, наконец, вытащить мешочка игрушку и посмотреть, верно ли он описал и вер ли отгадали предмет дети. Например, ребенок сообща «Круглый, маленький. Что это?» Дети: «Мяч». В случаях затруднений в назывании свойств предметов можно предложить детям выбрать таблички. Возможно увеличение количества предметов, определяемых на ощупь.

Таким же образом можно проводить классификацию предметов. В мешочек, например, кладут предметы кукольной бели и игрушки. Ребенок на ощупь должен определить, что у него в руках и положить к той или иной табличке (мебель, игрушки). Затем, когда все предметы будут выбраны из мерочка и подложены к двум ширмам, ширмы убираются и осуществляется проверка правильности классификации.

Платочек для куклы

Цель: узнавать знакомые предметы на ощупь, опираясь на один признак - фактуру материала.

Оборудование: три куклы в разных платочках: одна - в шелковом, другая - в шерстяном, третья - в вязаном (крупная вязка), «чудесный мешочек».

Речевой материал: платочек, куклы пришли в гости, сними, найди на ощупь, завяжи кукле платок.

Ход игрыИгра проводится сначала по два, а затем по три ребенка в подгруппе.

Педагог показывает детям трех кукол в платочках: на одной - шелковый платок, на другой тканевый - шерстяной, на третей - вязаный. Куклы здороваются с детьми, радуются, что пришли в гости. Педагог предлагает усадить кукол за стол и угостить их чаем; «Куклы - гости. Давайте угостим их чаем». «Надо снять платочки». Педагог предлагает каждому ребенку взять куклу и помочь ей снять платочек, усадить за стол. Педагог дает детям хорошо ощупать каждый платок, запомнить, у какой он куклы. Педагог предлагает сложить платки в мешочек. Затем педагог действует с куклами - пьет чай. Затем вместе с куклами педагог благодарит ребят за вкусный чай с пирогом и делает вид, что куклы собираются уходить, прося вернуть им платочки. Педагог предлагает на ощупь найти платочек для каждой куклы. «Дети, будьте внимательны. Найдите этой кукле платок». Ребята на ощупь отыскивают платочки в «чудесном мешочке» и с помощью педагога надевают их на кукол. После этого куклы прощаются, уходят.

Обведи и нарисуй

Цель: учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения и использовать полученный образ в изобразительной деятельности (в рисунке); понимать, что обводящее его движение очерчивает контур предмета; называть предмет и его изображение.

Оборудование: экран или ширма, игрушки простой формы, листы бумаги и фломастеры по числу детей, таблички.

Речевой материал: обведи, нарисуй бумага, фломастер, что ты нарисовал? Что там? Названия игрушек, вер неверно.

Ход игрыИгра проводится индивидуально. Педагог помогает ребенку обвести за экраном предмет (например, мяч) и просит нарисовать его. Затем спрашивает ребенка, что он нарисовал что находится за экраном. («Обведи. Нарисуй. Что ты нарисовал? Что там? Назови»), в заключение педагог убирает экран и ребенок проверяет, этот ли он предмет нарисовал.

Ощупай и слепи

Цели: учить изображать полученные путем тактильно-двигательного восприятия образ предмета, понимать, что правильное обследование предмета оказывается необходимым для последующей деятельности.

Оборудование: «чудесный мешочек», предметы простой формы хорошо знакомые детям и легко воспроизводимые в лепке (шарик, мяч, морковка, яблоко, бублик, и пр.), пластилин, клеенка, салфетки по числу детей, таблички.

Речевой материал: ощупай, что там, слепи такой что это? Названия предметов, правильно, угадал(а), угадал, возьми игрушку.

Ход игры

1-й вариант. Педагог объясняет ребенку, что он дол; ощупать в мешочке предмет и, не называя, его вылепить. «Ощупай, что там. Мне не говори. Слепи такой же». «Я том посмотрю и угадаю, что лежит в мешочке». Ребенок выполняет задание. Когда лепка закончена, педагог называет игрушку и просит ребенка достать и показать игрушку, чтобы убедится в правильности выбора. «Я угадал(а)? Возьми игрушку. Что это? Да, я угадал(а). Это шар. Правильно.

2-й вариант. Игра проводится с подгруппой детей. Каждый из детей получает маленький мешочек, ощупывает в нем предмет и лепит его, а затем дети угадывают, что у кого мешочке, и сравнивают свою поделку с предметом.

По мере усвоения игры перед детьми ставятся более сложные задачи - обследование предметов, состоящих из нескольких частей, требующее не только восприятия формы, но и определения величины и пространственного расположения частей предмета (утенок, неваляшка, пирамидка из трех шаров и т.п.).

Найди картинку

Цели: соотносить тактильно-двигательный образ предмета со зрительным; называть предмет, опознанный на ощупь, и его изображение.

Оборудование: набор предметов-игрушек, их изображений, «чудесный мешочек», таблички.

Речевой материал: посмотри, ощупай, будь внимательным; покажи, что там; скажите, что там; назовите, что в мешочке; верно, неверно, тут, там.

Ход игрыПедагог размещает на доске наборное полотно (или использует фланелеграф) и выставляет на него три-четыре картинки. Затем предлагает кому-либо из детей ощупать предмет, находящийся в «чудесном мешочке», и показать его на картинке. «Ощупай. Покажи, что это». Ребенок показывает нужную (как он считает) картинку, не называя предмета, и педагог просит всех детей сказать, что в мешочке. Они называют предмет (устно и при помощи табличек), а ребенок после этого достает предмет из мешочка и показывает всем, проверяя таким образом правильность своего выбора.

Большие и маленькие шары

Цель: учить находить по словесной инструкции большие и маленькие предметы на ощупь.

Оборудование: три пары мишек и кукол разной величины (большой мишка и большая кукла, мишка и кукла среднего размера, маленький мишка и маленькая кукла), три шара (большой, средний, маленький) и другие игрушки (матрешки, утенок), «чудесный мешочек».

Речевой материал: шарик, мяч, названия игрушек, большой, поменьше (средний), самый маленький, какой? Какая величине? Найди на ощупь, верно, неверно.

Ход игрыИгра проводится с подгруппой детей. Дети сидят за столами парами, каждой паре педагог дает мишку и куклу (можно двух мишек или двух кукол) примерно одинакового размера: одной паре - больших, другой - средних, третьей - маленьких. Говорит, что кукла с мишкой хотят поиграть, покатать друг другу шарик (мячик), но шариков у них нет, их надо достать из мешочка: большим кукле и мишке - большой шарик, средним - шарик поменьше, а маленьким - самый маленький шарик. «Кукла с мишкой будут играть в мяч. Какой мишка? Какая кукла по величине? Дайте им мячик. Какой нужен мяч? Найди на ощупь». Один ребенок из каждой пар достает шарики. Когда дети получат шарики, они могут играть с ними, выполняя действия за игрушки: куклу и мишку - катают шарики от мишки к кукле и обратно.

Холодно - горячо

Цель: учить детей воспринимать температурные различия.

Оборудование: три бутылки с водой (холодной, теплой, горячей), чашки, ширма.

Речевой материал: там вода, горячая, теплая, холод} где такая? такая, не такая.

Ход игрыПеред детьми три стеклянных бутылки (с завинчивающимися крышками). Педагог предлагает прикоснуться к каждой бутылке, предъявляет слова, подкрепляя их табличками, «холодная», «теплая», «горячая».

Затем педагог за ширмой отливает часть воды из каждой бутылки в чашки, убирает ширму и предлагает детям определить, из какой бутылки вода в каждой чашке.

Тактильное домино

Цели: развивать тактильное восприятие, умение определять текстуру материала на ощупь.

Оборудование: набор деревянных домино из 24 штук размером 10x15 см с восемью различными текстурами, таблички.

Речевой материал: домино, ощупай, положи такой же, найди такой же, развитие вибрационной чувствительности

Ход игры:Педагог предлагает детям поиграть в новую игру. До этого дети должны быть знакомы с игрой в обычное детское домино. Для начала тактильное домино внимательно рассматривается и ощупывается детьми. Можно поиграть в него как в обычное один раз. Затем педагог завязывает детям глаза и предлагает играть на ощупь. «Ощупай. У тебя есть такой же? Положи сюда. Нет? Выбери тут такой». Педагог постоянно помогает, координирует игру.

Тактильные яблоки

Цель: развивать тактильно-двигательное восприятие.

Оборудование: 20 маленьких яблок из разного материала, прикрепленных к матерчатой яблоне (размет яблони: 60x58 см, размер яблок: 5,6x5,6 см) (см. рис. 10).

Речевой материал: возьми яблоко, ощупай, найди такое же, верно, не верно.

Ход игрыПедагог предлагает ребенку поиграть. Касаясь яблок на яблоне, дети должны определить идентичные пары. Проверить правильность выбора можно по идентичным рисункам, напечатанным на обратной стороне каждой пары.

Так же может быть использована различная крупа, зашитая в яблоки.

развитие тактильно-двигательного восприятия и вибрационной чувствительности - student2.ru

Рис. 10. К игре «Тактильные яблоки

Шумящие коробочки

Цель: развитие вибрационных ощущений, слухового в приятия.

Оборудование: два ящичка, в них по шесть коробочек, каждое наполнено каким-либо материалом, отличным от материала в других коробочках.

Речевой материал: возьми, потряси, найди такую верно, неверно.

Ход игрыДля каждого ребенка педагог должен приготовить 2 ящичка, в каждом из которых находится по 6 небольших коробочек. Каждая коробочка в наборе заполнена различным материалом и поэтому издает различные шумы и вибрации - от тихого до громкого. Наборы в обоих ящичках одинаковые. Коробочки в одном ящичке окрашены в красный цвет, а другом голубой. Ребенок берет из одного ящичка коробочку и из другого одну, трясет их, сравнивая между собой. Если шумы и вибрация совпадают, коробочки в паре откладываются в сторону. Это продолжается до тех пор, пока не будут подобраны все пары.Вначале педагог показывает, что надо делать, как сравнивать.

Наши рекомендации