Педагогика и психология личности. проблема личностной готовности преподавателя высшей школы к педагогической деятельности

Семинар № 3 (2 часа)

Возможные задачи занятия:

· формирование общих представлений о психологических особенностях студентов и личности педагога высшей школы на основе знаний по психологии личности и психологии деятельности;

· совершенствование умений устно и письменно излагать изучаемый материал во взаимосвязи с философией и психологией.

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Психология о сущности личности, её строении и развитии. Проблема личности в современной отечественной и зарубежной философии и педагогике.

2. Психологические особенности студенческой молодёжи и проблема образования в вузе.

3. Структура личностно-профессиональных качеств педагога высшей школы. Современные требования к личности преподавателя вуза.

4. Личностно-профессиональная готовность педагога к осуществлению профессиональной деятельности в условиях высшей школы.

Рекомендуемая литература:

1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., 1984.

2. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. – СПб., 2005.

3. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. – М., 1991.

4. Жураковский В., Приходько В., Фёдоров И. Вузовский преподаватель сегодня. // Высшее образование в России. – 2000. - № 3.

5. Зиновкина М. Вузовский педагог ХХI века. // Высшее образование в России. – 1998. - № 3.

6. Капраро Дж., Сервон Д. Психология личности. – СПб., 2003.

7. Клонингер С. Теория личности: познание человека. – СПб., 2003.

8. Кудряшева Л.Д. Каким быть преподавателю. – Л., 1986.

9. Кульневич С.В. Педагогика личности. Стратегия и тактика личностного воспитания. – Ростов н/Д, 1995.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

11. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

12. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

13. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – СПб., 2001.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Семинар № 4 (2 часа)

Возможные задачи занятия:

· формирование знаний и представлений студентов о сущности и содержании профессиональной компетентности педагога высшей школы;

· развитие навыков использования методов научного исследования и организации коллективной научно-исследовательской деятельности.

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Сущность понятий «компетенция», «компетентность». Компетентностный подход в современной педагогической науке.

2. Общая характеристика профессиональной компетентности педагога высшей школы.

3. Система компетенций преподавателя вуза. Научно-исследовательские знания и умения как компонент его профессиональных компетенций.

4. Уровни сформированности профессиональной компетентности преподавателя высшей школы.

Рекомендуемая литература:

1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: метод, рекомендации для руководителей УМО вузов РФ. – М., 2005.

2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. // Педагогика. – 2003. - № 10.

3. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога. // Педагогика. – 2003. - № 10.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня. – 2003. - № 5.

5. Медведев В., Татур Ю. Подготовка преподавателей высшей школы: компетентностный подход. // Высшее образование в России. – 2007. - № 11. – С.46-56.

6. Нещадим Н.О., Лызь Н.А. Источники целеполагания в педагогике высшей школы и их отражение в конструкте «профессиональная компетентность». / Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. – 2006. – Т.6. - № 1. – С.11-13. // http://elibrary.ru/download/34581582.pdf

7. Профессионализм педагога: компетентностный подход в образовании. / Ред. коллегия: Е.И.Артамонов, М.Я.Виленский. – М.: МАНПО, 2011 .

8. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. / Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2002.

9. Сенашенко В.С. О компетентностном подходе в высшем образовании. // Высшее образование в России. – 2009. - № 4.

10. Шестак Н.В., Шестак В.П. Компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании. // Высшее образование в России. – 2009. - № 3.

Наши рекомендации