Раскройте функции педагогики.
Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Педагогика реализует в органичном единстве функции на теоретическом и технологическом уровнях.
Теоретический уровень подразумевает реализацию следующих функций:
объяснительной, состоящей в том, что наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему протекают процессы воспитания, образования и развития, изучает передовой и новаторский педагогический опыт;
диагностической, которая заключается в выявлении состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установлении условий и причин, их обеспечивающих;
прогностической, предполагающей обоснованное предвидение развития педагогической действительности, включающей в себя и теорию, и практику. Она связана с проведением экспериментальных исследований педагогической действительности и построением на их основе моделей ее преобразования, а также с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений.
На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.
Технологический уровень предполагает реализацию таких функций педагогики, как:
– проективная, связанная с разработкой методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих «нормативный или регулятивный» (В.В. Краевский) план педагогической деятельности, ее содержание и характер;
– преобразовательная, направленная на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции, на совершенствование педагогической практики путем создания эффективных педагогических систем и технологий, позволяющих получать более или менее прогнозируемые результаты воспитания и образования;
– рефлексивная и корректировочная, предполагающие оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности;
– воспитательно-образовательная, реализуемая через обучение, воспитание и развитие личности человека.
4.Характеристика методов педагогики. Таблица №1
Название метода | Характеристика |
Первая группа | |
Метод теоретического анализа | позволяет сделать глубокие научные обобщения по важнейшим вопросам обучения и воспитания, находить новые закономерности там, где нельзя их выявить с помощью эмпирических методов. |
Моделирование | метод создания и исследования вновь созданной или материально реализованной системы, которая адекватно отображает предмет исследования и способна заменить его настолько, что изучение модели позволит получить информацию об этом предмете |
Социометрия | метод исследования групповой дифференциации, позволяющий анализировать внутриколлективные взаимоотношения. Главное его достоинство в том, что создается возможность представить структуру группы в наглядной форме: с помощью матриц, социограмм, а также количественной обработки результатов. |
Математический | в частности, статистические, используются для количественного анализа результатов исследования |
Вторая группа | |
Наблюдение | основной, наиболее распространенный в педагогической практике эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека. Он может быть как прямым, так и косвенным, скрытым, включенным и т.д. Метод наблюдения должен отвечать требованиям: систематичности, плановости, объективности, длительности. Точность наблюдения можно обеспечить с помощью технических средств: фото, звуко-или видеозаписи. Этот метод помогает накапливать, изучать фактический материал, делать определенные выводы и формировать суждения по той или иной проблеме или о конкретном человеке, группе людей. |
Метод беседы (интервью) | метод получения информации об отношении учащихся к тому или иному педагогическому явлению или факту. Требует тщательной подготовки, планирования и целенаправленности. |
Анкетирование | метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы. Анкетирование может быть индивидуальным, групповым, письменным и устным, открытым и закрытым, в зависимости от поставленной цели или ситуации. |
Метод педагогического эксперимента | Сущность эксперимента (от лат. experimentum – проба, опыт) заключается в специальной организации педагогической деятельности с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений или гипотез. Когда гипотеза или предположение находит свое подтверждение на практике, исследователь делает соответствующие теоретические обобщения и выводы. |