Тянущие грунты на рубеже 20-го века.

К концу 19-го века изготовление красок и других материалов живописи почти полностью стало переходить промышленности. С этим многие исследователи связывают некоторый упадок в области знаний художниками технологии и свойств материалов. Вошла в моду более натуральная и светлая живопись, естественные краски. А, следовательно, появились белые грунты, которые постепенно вытеснили тонированные и темные грунты. Художники стали писать на белых масляных грунтах. К началу 20-го века в моду стала входить матовая масляная живопись, которая вобщем-то для масляных красок неестественна. Вспомнили о белых клеевых грунтах, только теперь их способность вытягивать из красок масло приветствовалась. Вероятно, в рецептах этого времени уже присутствовал не только мел, но пигмент белил, (противостоящий пожелтению грунта от масляных красок). Изолирующей прослойки клеем и масляным лаком уже никто не делал. Клеевые грунты полюбились способностью придавать живописи матовую поверхность, краски на них меньше желтели (так как меньше масла), быстрее сохли, было легче набрать фактуру (так как краски отдавая масло загустевают). Однако даже на тянущем грунте при нанесении нового слоя краски по уже просохшему слою, снова может возникнуть блеск, так как предыдущий слой краски является для следующего слоя - полумасляным грунтом. В этом случае художники прибегали к различным хитростям – обезмасливали краску, разжижали ее скипидаром или уайт-спиритом с добавлением воска.

Появилась также мода на живопись без грунта, по холсту, при которой цвет холста использовался как тонированный грунт. Для проклейки такого холста обычный кожно-костный клей (желатин или рыбий) не подходит, так как он обратимый, то есть при высокой температуре и влажности становится липким, к нему может пристать пыль и грязь, а смыть ее нельзя, так как клей водорастворимый и обратимый. Поэтому холст в этом случае нужно проклеить необратимым казеиновым клеем. Казеиновый грунт – это единственный грунт, который может применяться без мела (мел держит краску, впитывая ее). Сила и свойства казеинового клея таковы, что он прекрасно держит краску и самостоятельно. Это очень тянущий грунт (его очень любил Фешин). М. М. Девятовым разработан рецепт казеинового грунта.

Грунт казеиновый № 439

Слои Казеиновый клей Вода Нашатырный спирт 25% Пигмент цинковых белил Мел Антисептик
Проклейка 1 слой 1 часть 10 частей 0,4 части - - 0,01 части
Грунт 3 слоя 1 часть 10 частей 0,4 части 2,5 части 2,5 части 0,01 части

Можно писать и совсем без грунта и проклейки по холсту или по картону, но для этого нужно обезмаслить краски. Тогда останется только то масло, которое поможет краске закрепиться на основе. При большем количестве масла основа со временем может «сгореть».

Эмульсионные грунты.

В начале 20-го века стала возникать идея создания такого грунта, который бы являлся чем-то средним между клеевым и масляным грунтом. Таким образом появился эмульсионный грунт. (Эмульсия, это соединение воды и масла). Связующим эмульсионных грунтов является животный костно-кожный клей (рыбий или желатин) и растительное масло. В советский период это был основной грунт художников, и изготавливался промышленностью в больших количествах. Как с иронией заметил М. М. Девятов «в этом грунте соединились недостатки обоих грунтов».

Дело в том, что поскольку в составе эмульсионного грунта присутствует масло, то этот грунт становится близок к масляному грунту по своим свойствам, то есть он довольно долго сохнет и требует обработки межслойным лаком. Советские художники ничего об этих особенностях масляных и эмульсионных грунтов не знали, поэтому от столь популярного в то время эмульсионного грунта пострадало огромное количество картин. Живопись отваливалась слоями не только от того, что перед нанесением нового красочного слоя не обрабатывался межслойным лаком высохший слой краски, но краска отваливалась и от эмульсионного грунта по той же причине. Хотя при правильном использовании этот грунт дает хорошие результаты сохранности картины. Правда этот грунт сложен в нанесении, так как эмульсия расслаивается и ее необходимо постоянно перемешивать. М. М. Девятовым разработан и рекомендован следующий рецепт эмульсионного грунта.

Грунт эмульсионный № 443

Слои Рыбий клей Вода Подсолнечное сгущенное масло Пигмент цинковых белил Мел Антисептик
Проклейка 2 слоя 1 часть 17 частей - - - 0,01 части
Грунт 3 слоя 1 часть 17 частей 1,2 – 1,5 части 2 – 3 части 2 – 3 части 0,01 части

Покрытие лаком.

Лаком работа покрывается после полного просыхания, обычно это занимает около года. Если недостаточно просохшую живопись покрыть лаком, то это может привести к разрывам лаковой пленки, так как высыхая масло сжимается и рвет слой лака. Обычно покрывной лак (даммарный или мастичный) разбавляют 1 : 1 с пиненом. Если нужна более матовая поверхность, то разбавляют больше. Сначала слегка проходят лаком прожухшие участки на картине, выравнивая общее состояние поверхности. Затем слоями набирают нужную степень глянцевости.

Это очень общий взгляд на основные проблемы масляной живописи. Конечно более подробно тема техники масляной живописи расмотрена в пособии «Вопросы и ответы», Статьях и Лекциях М. М. Девятова.

Дневники копирования студентов Академии художеств наверняка помогут новым поколениям художников разгадать тайны мастеров и успешно применить их в собственном творчестве.

Н. А. Беленькая.

***

Памятная записка

Наши рекомендации