Место учебной практики в структуре ОПОП ВО
Программа учебной практики
Направление подготовки: 42.03.02 – «Журналистика»
Профиль подготовки: Телевизионная журналистика
Форма обучения: очная
Срок освоения ОПОП: 4 года
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Директор департамента высшего образования __________________________
Директор Гуманитарного института ___________________________________
Заведующий кафедрой журналистики __________________________________
Южно-Сахалинск
2016 г.
При разработке рабочей программы учебной практики в основу положены:
1. ФГОС ВО по направлению подготовки 42.03.02 – «Журналистика» (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 951 от 7 августа 2014 г.;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. № 1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования»;
3. Учебный план по направлению подготовки 42.03.02 – «Журналистика», утвержденный ректором СахГУ 02 марта 2015 г.
Рабочая программа учебной практики одобрена на заседании кафедры от 19 января 2016 г. (протокол № 5).
Заведующий кафедрой _________________
Рабочая программа учебной практики одобрена ученым советом Гуманитарного института от «____» __________ 2016 г. Протокол № __.
Председатель ученого совета Гуманитарного института ___________
Разработчики:
Зав. кафедрой журналистики
Заместитель директора по УР
Доцент кафедры журналистики
_____________________ Ушакова Г. Д.
_____________________ Ипатьев Н. В.
_____________________ Зиновьева Н. В.
Цели проведения практики
Целями учебной практики являются:
– ознакомление студентов с организацией работы в различных средствах массовой информации, пресс-службах, информационных агентствах;
– развитие и накопление специальных навыков практической подготовки журналистских материалов;
– закрепление знаний, полученных в ходе изучения теоретических дисциплин.
Задачи учебной практики
Задачами учебной практики являются:
– приобретение практических навыков самостоятельной журналистской работы (в т. ч. в редакционном коллективе);
– формирование навыков создания собственных журналистских произведений;
– развитие способностей к самообразованию в профессиональной сфере деятельности.
Место учебной практики в структуре ОПОП ВО
Учебная практика является обязательным видом учебной работы бакалавра; согласно ФГОС ВО, входит в Блок 2 «Практики» программы бакалавриата. Прохождение учебной практики предусмотрено программой бакалавриата и учебным планом на1 курсе обучения.
Практике предшествует изучение дисциплин профессионального цикла (Б.1) базового и вариативного компонентов ФГОС ВО. Для проведения учебной практики необходимы первичные знания, умения и навыки, сформированные в ходе освоения таких дисциплин, как «Жанры периодической печати», «Введение в специальность», «Система СМИ», «Вспомогательные дисциплины», «Основы теории журналистики».
Для прохождения учебной практики студент должен:
– знать систематизацию современных СМИ и их специфику, функции журналистики в современном обществе, основные принципы работы с аудиторией, жанровую структуру информационных, аналитических, художественно-публицистических материалов, их основные характеристики;
– уметь работать в коллективе, пользоваться профессиональной фото- и видеотехникой, офисной оргтехникой, а также специализированными компьютерными программами для редактуры текста, монтажа видеоматериалов, верстки и дизайна (на начальном уровне);
– владетьпервичныминавыками работы с текстом, редактуры и корректуры, создания журналистских материалов, методами получения и обработки информации.
По итогам прохождения учебной практики студент должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
– способностью осуществлять общественную миссию журналистики, эффективно реализовывать функции СМИ, понимать смысл свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста и следовать этому в профессиональной деятельности (ОПК-1);
– способность ориентироваться в мировых тенденциях развития медиаотрасли, знать базовые принципы формирования медиасистем, специфику различных видов СМИ, особенности национальных медиамоделей и реалии функционирования российских СМИ, быть осведомленным в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа (ОПК-2);
– способностью понимать сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, знать ее базовые характеристики, смысл социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ОПК-3);
– способностью руководствоваться в профессиональной деятельности правовыми нормами, регулирующими функционирование СМИ (ОПК-7);
– способностью следовать в профессиональной деятельности основным российским и международным документам по журналистской этике (ОПК-8);
– способностью базироваться на современном представлении о роли аудитории в потреблении и производстве массовой информации, знать методы изучения аудитории, понимать социальный смысл общественного участия в функционировании СМИ, природу и роль общественного мнения, знать основные методы его изучения, использовать эффективные формы взаимодействия с ним (ОПК-9);
– способностью учитывать в профессиональной деятельности психологические и социально-психологические составляющие функционирования СМИ, особенности работы журналиста в данном аспекте (ОПК-10);
– способностью учитывать в профессиональной деятельности экономические регуляторы деятельности СМИ, знать базовые принципы формирования организационной структуры редакционного комплекса, функции сотрудников различного должностного статуса и углубленно круга обязанностей корреспондентского корпуса, знать технологию продвижения публикаций СМИ, основы медиаменеджмента (ОПК-11);
– способностью понимать сущность журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками медиапроизводства; индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую), следовать базовым профессиональным стандартам журналистской работы (ОПК-12);
– способностью следовать принципам работы журналиста с источниками информации, знать методы ее сбора, селекции, проверки и анализа, возможности электронных баз данных и методы работы с ними (ОПК-13);
– способностью базироваться на знании особенностей массовой информации, содержательной и структурно-композиционной специфики журналистских публикаций, технологии их создания, готовность применять инновационные подходы при создании медиатекстов (ОПК-14);
– способностью ориентироваться в наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ, современной жанровой и стилевой специфике различного рода медиатекстов, углубленно знать особенности новостной журналистики и представлять специфику других направлений (аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика) (ОПК-15);
– способностью эффективно использовать лексические, грамматические, семантические, стилистические нормы современного русского языка в профессиональной деятельности (ОПК-17);
профессиональными компетенциями:
– способностью выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа (ПК-1);
– способностью в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах (ПК-2);
– способностью анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов (ПК-3).
По итогам прохождения учебной практики студент должен:
знать:
– особенности работы в том или ином виде СМИ;
– методы и технологию подготовки журналистского информационного текста;
уметь:
– искать и получать профессионально необходимую информацию (в соответствии с редакционным заданием);
владеть:
– первичными навыками работы в журналистском коллективе (редакции);
– базовыми навыками создания информационного медиапродукта.