Нормы физиологической потребности ребенка 1-3 лет в энергии и основных пищевых веществах
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми»
для специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения)
К КЛИНИЧЕСКОМУ ПРАКТИЧЕСКОМУ
ЗАНЯТИЮ № 24
ТЕМА: «Организация питания детей старше года»
Утверждены на кафедральном заседании
протокол № ____от «____» __________20____г.
Заведующий кафедрой
д.м.н., доцент ______________ Галактионова М.Ю.
Составители:
к.м.н., доцент ______________ Гордиец А.В.
д.м.н., профессор _____________ Прахин Е.И.
Красноярск
1. Тема:Организация питания детей старше года.
2. Значение изучаемой темы:Питание детей старшего возраста отличается от вскармливания детей первого года жизни не только в количественном, но и в качественном отношении. Питание детей старше года можно разделить на питание от 1 до 3 лет, с 3 до 7 лет и питание детей младшего и старшего школьного возраста. Каждый из этих периодов имеет свои анатомо-физиологические особенности органов пищеварения, зубочелюстной системы, ростовых процессов и соответственно дети этих возрастов нуждаются в разных по количеству и качеству рационах питания. Кроме этого, в каждом периоде детского возраста необходима соответствующая технологическая обработка продуктов и приготовления блюд с учетом возрастных особенностей. Правильно организованное питание детей старшего возраста обеспечивает нормальный рост и развитие детского организма.
Учебное значение: Выработка навыков составления и расчета рационов питания детей старше 1 года.
Профессиональное значение: подготовить высококвалифицированного специалиста, хорошо ориентирующегося в вопросах питания детей старше 1 года.
Личностное значение темы: развитие ответственности будущего врача за здоровье детей, за правильное назначение питания детям старше 1 года.
3. Цели занятия:на основании знаний об анатомо-физиологических особенностях детского организма научиться правильной организации питания детей старше года.
Для этого необходимо:
-знать особенности организации питания детей старшего возраста;
-знать основные формулы расчета рационов питания для детей старшего возраста;
-уметь составлять суточные рационы питания для детей старшего возраста;
-уметь рассчитывать потребности в основных пищевых веществах и энергии для детей старше года;
-иметь представления о заболеваниях, связанных с нерациональным питанием.
4. План изучения темы:
Ø Организация занятия - 5 мин.
Ø Формулировка темы и цели - 5 мин.
Ø Контроль исходного уровня знаний, умений – 15 мин.
Ø Раскрытие учебно-целевых вопросов - 5 мин.
Ø Самостоятельная работа - 120 мин.
Ø Итоговый контроль знаний - 25 мин.
Ø Подведение итогов занятия, задание на следующее занятие - 5 мин.
Основные понятия и положения темы.
Принципы питания детей 1-3 лет.
1. Полное удовлетворение физиологической потребности детей в энергии и пищевых веществах.
2. Изменение распределения энергетической ценности по приему пищи. В возрасте до 1-1,5 года это распределение более или менее равномерно, тогда как дети старше 1,5 лет должны получать в обед практически половину суточной энергетической ценности рациона.
3. Постепенный переход от пищи с гомогенной и пюреобразной консистенцией к пище с меньшей степенью измельчения.
4. Сохранение принципов «щажения» органов пищеварения.
5. Дальнейшее формирование навыков самостоятельного принятия пищи.
6. Достижение оптимального соотношения белков, жиров и углеводов. В рационе детей этого возраста оно составляет 1:1:4.
7. Соблюдение определенного режима питания. Дети 1-1,5 лет могут получать 5-разовое, а в дальнейшем 4-разовое питание.
Нормы физиологической потребности ребенка 1-3 лет в энергии и основных пищевых веществах
Белки (г) | Жиры (г) | Углеводы (г) | Энергия (ккал) |
Объем пищи на сутки детям после года рассчитывается по формуле:
1000 мл + 100 x n (n – число лет до 15-ти).
Суточный рацион распределяется следующим образом:
1) завтрак – 20-25%;
2) завтрак (полдник) – 10-15%;
3) обед – 35-40%;
4) ужин – 20-25%.