Структура и штаты Службы ранней помощи
Для определения структуры, направлений деятельности и описания основных задач деятельности Службы ранней помощи необходим анализ демографической ситуации региона, подробный анализ численности и состояния здоровья детского населения. Исходя из этих данных, планируются направления работы Службы ранней помощи, определяется численность и состав сотрудников Службы.
6.1. Штаты и функциональные обязанности сотрудников Службы[1]
Все специалисты междисциплинарной команды имеют единую продолжительность рабочей недели — 40 часов.
§ Продолжительность приема одного ребенка для всех специалистов - 1 час
§ При необходимости проводятся совместные приемы несколькими специалистами, продолжительность приема — 1 час.
§ Индивидуальные занятия, продолжительность — 1 час.
§ Продолжительность занятий в группе — 1,5 часа.
§ Домашнее визитирование - 2 часа.
§ Работа с видеоматериалами, методической литературой, документацией - 2 часа в неделю.
§ Обязательным является проведение еженедельного обсуждения работы с детьми всеми специалистами районной службы. Продолжительность обсуждения - 2 часа в неделю.
В рабочее время междисциплинарной команды специалистов включается:
- систематическое прохождение курсов по повышению квалификации в области раннего вмешательства и по отдельным специальностям;
- работа по распространению идей раннего вмешательства среди населения и персоналa медицинских и детских дошкольных учреждений района (участие в конференциях, семинарах, встречи с персоналом);
- работа по обеспечению преемственности между службой раннего вмешательства и ДДУ района (посещение ДДУ с целью совместной разработки и построения индивидуальных программ для детей, перешедших в ДДУ из службы ранней помощи).
Все специалисты службы ранней помощи должны:
- Соблюдать этические нормы.
- Уметь работать в команде, представлять случаи для разбора, участвовать в командных и профессиональных супервизиях.
- Знать закономерности развития ребенка.
- Иметь базовые знания по раннему вмешательству.
- Владеть скрининговыми методами оценки зрения, слуха, уровня развития детей первых 3 лет жизни.
- Уметь разрабатывать и оценивать эффективность программы ранней помощи.
- Вести документацию соответствующего образца, представлять отчет о работе.
Должность | Требуемый уровень образования | Количество ставок | Направления работы |
Руководитель | Базовое: высшее медицинское, педагогическое, психологическое образование или высшее образование в социальной сфере; дополнительное: повышение квалификации - постдипломная подготовка или курс по раннему вмешательству | 0.5 | Планирование всех направлений деятельности службы. Контроль за реализацией основных принципов работы службы (см. выше). Оперативное управление. Организация мониторинга для оценки эффективности деятельности службы и принятия обоснованных управленческих решений. Организация и обеспечение деятельности по взаимодействию службы с другими организациями и учреждениями (государственными и негосударственными организациями, СМИ и др.) Планирование и организация работы по повышению квалификации сотрудников службы. Планирование и обеспечение службы техническими средствами и методическими материалами. |
Педагог-психолог | Базовое: высшее психологическое, либо высшее образование и профессиональная переподготовка по специальности «психология», дополнительное: повышение квалификации — постдипломная подготовка или курс по раннему вмешательству | Работа с семьей (просветительская работа, консультирование, организация и проведение практических занятий с родителями). Выявление проблем клиентов службы ранней помощи (дети, семьи и ближайшее окружение). Создание и реализация программ индивидуального сопровождения ребенка и семьи. Планирование и проведение работы по переводу ребенка и семьи в другие структуры после окончания программы ранней помощи. Взаимодействие и координация по реализации программы ранней помощи между всеми сотрудниками службы. Систематическое повышение своей профессиональной квалификации. Психологическая помощь семьям, находящимся в кризисной ситуации. | |
Специальный педагог Специалист по ранней коммуникции | Базовое: высшее педагогическое образование в области специальной (коррекционной) педагогики; дополнительное: повышение квалификации — постдипломная подготовка или курс по раннему вмешательству | Работа с семьей (просветительская работа, консультирование, организация и проведение практических занятий с родителями). Оценка уровня развития ребенка Создание и реализация программ индивидуального сопровождения ребенка и семьи. Планирование и проведение работы по направлению ребенка и семьи в другие структуры после окончания программы ранней помощи. Взаимодействие и координация по реализации программы ранней помощи между сотрудниками службы. Систематическое повышение своей профессиональной квалификации. | |
Физический терапевт | Базовое: высшее медицинское (врачебное) образование; дополнительное: повышение квалификации — постдипломная подготовка или курс по раннему вмешательству | Определение физического, функционального состояния ребенка и анализ позитивных и негативных факторов, влияющих на его развитие. Разработка программы физической терапии с учетом особенностей работы других членов междисциплинарной команды. Оценка изменений, происходящих в функциональном состоянии ребенка в ходе проведения программы вмешательства, оценка динамики развития ребенка. Консультирование родителей по вопросам подбора, адаптации и самостоятельного изготовления специальных приспособлений для детей с тяжелыми двигательными нарушениями, обучение родственников ребенка использованию этих приспособлений. Планирование и проведение работы по переводу ребенка и семьи в другие структуры после окончания программы ранней помощи. Систематическое повышение своей профессиональной квалификации. | |
Социальный работник (социальный педагог) | Базовое: высшее образование в области социальной работы (социальной педагогики) или профессиональная переподготовка в этой области; дополнительное: повышение квалификации — постдипломная подготовка или курс по раннему вмешательству | Информирование семьи по вопросам социальных прав и гарантий, предоставляемых государством детям с особыми потребностями и их семьям. Информирование семьи о деятельности общественных и государственных организаций, оказывающих необходимую помощь и услуги (просветительская работа). Помощь клиентам службы в обеспечении прав и гарантий, предоставляемых государством детям с особыми потребностями и их семьям (взаимодействие со службами социальной защиты для обеспечения реализации прав и гарантий). Принимает участие в реализации программ индивидуального сопровождения (оценивает реальные потребности семьи в социальной помощи). Планирование и проведение работы по направлению ребенка и семьи в другие структуры после окончания программы ранней помощи. Систематическое повышение своей профессиональной квалификации. | |
Педиатр развития | Базовое: высшее медицинское образование специализация по педиатрии или неонатологии; дополнительное: повышение квалификации — постдипломная подготовка или курс по раннему вмешательству | Скрининг слуха и зрения. Оценка уровня развития ребенка Педиатрический осмотр ребенка Участие в программах индивидуального сопровождения ребенка и семьи. Планирование и проведение работы по переводу ребенка и семьи в другие структуры после окончания программы ранней помощи. Методическое обеспечение выявления детей раннего возраста с отставанием в развитии, с подозрением на нарушения слуха, зрения в службе ранней помощи и в других учреждениях района. Систематическое повышение своей профессиональной квалификации | |
Диспетчер Медицинский статистик | Среднее | Координация деятельности сотрудников службы. Ведение документации по деятельности службы ранней помощи. Организация домашнего визитирования, семинаров, лекций, курсов для родителей и профессионалов. 4. Организация работы по осуществлению связей с другими организациями. | |
Обслуживающий персонал | Уборка помещений службы. Санитарная обработка игрушек. |
6.3. Нормы обслуживания.[2]
Из расчета представленных штатных единиц служба ранней помощи может обслуживать следующее количество клиентов в год:
· 300 первичных приемов (однократные консультации);
· 40 детей /семей, обслуживаемых в рамках долгосрочных программ;
· 120 детей /семей, участвующих в краткосрочных программах.