Ценностные ориентиры начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Авторы:

Григорьева И.С. учитель МОУ «Прогимназия №1»

Гуляева В.И. учитель МОУ «СОШ №2»

Евлюхинцева С.М. учитель МОУ «СОШ №2»

Козлова Т.Н. учитель МОУ «СОШ №20»

Северодвинск

18 марта 2011 год

Содержание

1. Программа формирования универсальных учебных действий

у обучающихся на ступени начального общего образования.

Евлюхинцева С.М., учитель начальных классов МОУ «СОШ №2»………3 – 15

2. Универсальные учебные действия по предмету «Окружающий мир»

(1 класс). Система Л.В. Занкова.

Григорьева И.С., учитель начальных классов МОУ «Прогимназия№1»…16–21

3. Универсальные учебные действия по предмету «Окружающий мир»

(1 класс). УМК «Планета знаний».

Гуляева В.И., учитель начальных классов МОУ «СОШ №2»…………...22 – 26

4. Универсальные учебные действия по предмету «Окружающий мир»

(1 класс). УМК «Начальная школа ХХI века».

Евлюхинцева С.М., учитель начальных классов МОУ «СОШ №2»……...27 - 33

5. Универсальные учебные действия по предмету «Окружающий мир»

(1 класс). УМК «Школа России».

Козлова Т.Н., учитель начальных классов МОУ «СОШ №20»…………..34 - 39

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени

Начального общего образования

Пояснительная записка

Программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа формирования универсальных учебных действий (далее УУД) направлена на обеспечение системно - деятельностного подхода и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий.

Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых как в образовательном процессе, так и при решении проблем в жизненных ситуациях.

Задачи программы:

· установить ценностные ориентиры начального общего образования;

· определить состав и характеристику универсальных учебных действий;

· выявить связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

· определить условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию;

· спланировать результаты формирования УУД на разных этапах обучения в начальной школе

Программа формирования универсальных учебных действий является основой разработки рабочих программ отдельных учебных предметов.

Содержание программы

Ценностные ориентиры начального общего образования

Название целевой установки Содержание целевой установки
Формирование основ гражданской идентичности личности -чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; -осознание ответственности человека за благосостояние общества; -восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; -уважение истории и культуры каждого народа
Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества -доброжелательность, доверие и внимание к людям; -готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; -уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
Развитие ценностно-смысловой сферы личности –принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им; –ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; –формирование чувства прекрасного и эстетических чувств, на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
Развитие умения учиться –развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; –формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности –формирование самоуважения и эмоционально- положительного отношения к себе; -готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию; -критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать; –готовность к самостоятельным поступкам и действиям, ответственность за их результаты; –целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; -готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; –умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.

Ценностные ориентиры формирования УУД определяются вышеперечисленными требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.

Это человек:

Ø любознательный, активно познающий мир;

Ø владеющий основами умения учиться;

Ø любящий родной край и свою страну;

Ø уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

Ø готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

Ø доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

Ø выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Наши рекомендации