Ценностные ориентиры начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Авторы:
Григорьева И.С. учитель МОУ «Прогимназия №1»
Гуляева В.И. учитель МОУ «СОШ №2»
Евлюхинцева С.М. учитель МОУ «СОШ №2»
Козлова Т.Н. учитель МОУ «СОШ №20»
Северодвинск
18 марта 2011 год
Содержание
1. Программа формирования универсальных учебных действий
у обучающихся на ступени начального общего образования.
Евлюхинцева С.М., учитель начальных классов МОУ «СОШ №2»………3 – 15
2. Универсальные учебные действия по предмету «Окружающий мир»
(1 класс). Система Л.В. Занкова.
Григорьева И.С., учитель начальных классов МОУ «Прогимназия№1»…16–21
3. Универсальные учебные действия по предмету «Окружающий мир»
(1 класс). УМК «Планета знаний».
Гуляева В.И., учитель начальных классов МОУ «СОШ №2»…………...22 – 26
4. Универсальные учебные действия по предмету «Окружающий мир»
(1 класс). УМК «Начальная школа ХХI века».
Евлюхинцева С.М., учитель начальных классов МОУ «СОШ №2»……...27 - 33
5. Универсальные учебные действия по предмету «Окружающий мир»
(1 класс). УМК «Школа России».
Козлова Т.Н., учитель начальных классов МОУ «СОШ №20»…………..34 - 39
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени
Начального общего образования
Пояснительная записка
Программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа формирования универсальных учебных действий (далее УУД) направлена на обеспечение системно - деятельностного подхода и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий.
Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых как в образовательном процессе, так и при решении проблем в жизненных ситуациях.
Задачи программы:
· установить ценностные ориентиры начального общего образования;
· определить состав и характеристику универсальных учебных действий;
· выявить связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
· определить условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию;
· спланировать результаты формирования УУД на разных этапах обучения в начальной школе
Программа формирования универсальных учебных действий является основой разработки рабочих программ отдельных учебных предметов.
Содержание программы
Ценностные ориентиры начального общего образования
Название целевой установки | Содержание целевой установки |
Формирование основ гражданской идентичности личности | -чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; -осознание ответственности человека за благосостояние общества; -восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; -уважение истории и культуры каждого народа |
Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества | -доброжелательность, доверие и внимание к людям; -готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; -уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; |
Развитие ценностно-смысловой сферы личности | –принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им; –ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; –формирование чувства прекрасного и эстетических чувств, на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; |
Развитие умения учиться | –развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; –формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); |
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности | –формирование самоуважения и эмоционально- положительного отношения к себе; -готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию; -критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать; –готовность к самостоятельным поступкам и действиям, ответственность за их результаты; –целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; -готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; –умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей. |
Ценностные ориентиры формирования УУД определяются вышеперечисленными требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.
Это человек:
Ø любознательный, активно познающий мир;
Ø владеющий основами умения учиться;
Ø любящий родной край и свою страну;
Ø уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
Ø готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
Ø доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
Ø выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.