Психология личности учителя. 1700 школах США. Обследование проводилось на протяжении шести лет
1700 школах США. Обследование проводилось на протяжении шести лет. По завершении сбора информации весь массив данных рейтинга подвергался факторному анализу. Удалось обнаружить девять факторов, влияющих на формирование имиджа хорошего педагога:
1) фактор сопереживания (дружелюбия) - эгоцентричности (равнодушия);
2) фактор деловитости (системности) — безалаберности;
3) фактор «ведения уроков, стимулирующих творческие возможности учащихся» - скучного, однообразного ведения занятия;
4) фактор доброжелательного — недоброжелательного отношения к ученикам;
5) фактор принятия — непринятия демократического типа преподавания;
6) фактор доброжелательного - недоброжелательного отношения к администрации и другому персоналу школы;
7) фактор склонности к традиционному — либеральному типу преподавания;
8) фактор эмоциональной стабильности - нестабильности;
9) фактор хорошего словесного понимания.
• В таблице представлена классификация общих педагогических способностей (по В.А. Крутецкому, Е.Г. Балбасовой):
№ п/п | Общие педагогические способности | Компоненты |
I | Дидактические (связанные с информационной функцией учителя - передачей информации учащимся, формированием у них активного, самостоятельного творческого мышления) | Способность передавать информацию детям. Экспрессивно-речевые способности. Академические (познавательные) способности. Распределенное внимание |
II | Организационно-коммуникативные (связанные с осуществлением организаторских функций и общением) | Коммуникативные способности. Педагогический такт. Организаторские способности. Суггестивные способности |
III | Личностные (связанные в основном с осуществлением воспитательной функции учителя) | Перцептивные способности. Педагогическое воображение. Способность саморегуляции эмоциональной сферы и поведения |
Глава IX. Психология личности и профессиональной деятельности учителя
Один компонент общих способностей рассматривается отдельно как их основной стержень, как совершенно обязательная предпосылка успешной учебно-воспитательной работы. Это — расположенность к детям, которая характеризуется сердечной привязанностью к ним, желанием, стремлением (и даже жизненной потребностью) с ними работать. Расположенность учителя к ученикам выражается в чувстве глубокого удовлетворения от педагогического общения с ними, от возможности проникнуть в своеобразный детский мир, влиять на формирование детской психики, во внимательном, доброжелательном и чутком отношении к ним (но не в мягкотелости, безответственной снисходительности и сентиментальности), в искренности и простоте обращения с детьми. Как показывают исследования, всех успешно работающих учителей отличает именно эта особенность [26, с. 9].
Структура дидактических способностей учителя начальных классов
Компоненты дидактических способностей | Необходимые знания | Умения |
1. Способности, необходимые на этапе предварительной подготовки информации | ||
Способность анализировать информацию с точки зрения доступности ее учащимся | Знание программного материала и программ начальной школы. Знание уровня подготовленности учеников. Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей | Умение определять цели и задачи урока, воспитательного мероприятия. Умение отобрать необходимый материал в соответствии с целями и задачами конкретного занятия и уровнем подготовленности к нему школьников. Умение выделить в подобранном материале возможные затруднения учащихся. Умение отбирать факты, в которых понятия, подлежащие изучению в начальных классах, проявляются наиболее ярко и убедительно |