Система образования в россии в первой половине xix в.
НИЗШАЯ СТУПЕНЬ
СРЕДНИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
Приходские училища, 1 год, дети низших слоев |
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
Кадетские и шляхетские корпуса |
Солдатские школы
Духовные училища:
Коммерческие училища |
— архиерей
ские школы;
— семина
рии
УНИВЕРСИТЕТЫ
Москва, Петербург, Казань, Харьков, Вильно, Дерпт 4 отделения:
1)нравственных и политических наук (правоведение,политэкономия, философия и богословие);
2) словесное (филоло
гия, история,ста
тистика, география);
3) физико-математи
ческое;
4) медицинское
ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ
Строительное и архитектурное училища
Земледельческая школа
Техническое училище
Горнозаводская школа (частная)
Строгановское училище (художники декоративно-прикладного искусства)
АКАДЕМИИ
1)Артиллерийская;
2) Императорская
военная академия;
3) Инженерная;
4) Практическая;
5) Коммерческая
ВЫСШИЕ ТЕХНИЧЕС-КИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
1)Институт инженеров путей сообщения;
2) Лесной институт;
3) Практический поли
технический институт;
4) Институт гражданс
ких инженеров;
5) Горный институт
При университетах —
педагогические
институты
119
УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ,ПОДВЕДОМЫЕ УНИВЕРСИТЕТАМ | |||||
ПО УСТАВУ 1804 Г | ___________________ | ||||
Учебные округа в России: Московс- | Министерство народного | ||||
кий, Петербургский, Харьковский, | просвещения 1804 г. «Устав | ||||
Казанский, Виленский, Дерптский. Во | учебных заведений, подведомых | ||||
главе каждого — университет. | университетам». | ||||
-------------------------------------------------------------- , .------------------------------------------------- . . ТИПЫ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ | |||||
Приходские | Уездные | Гимназии | Университеты | ||
училища | училища | ||||
Одногодичный | По 1 в губерниях, | 4-годичный курс | Автономия универ- | ||
курс обучения. | уездных городах. | обучения. Созданы | ситетов: выборные | ||
Созданы во всех | Двухгодичный курс | в каждом губернс- | советы, выборные | ||
приходах | обучения. | ком городе. На | ректор, декан, | ||
городов и | Цели: | базе народных | право издавать | ||
селений. | училищ. | учебную и научную | |||
Цели: | 1)подготовить уч-ся к поступле- | Цели: | лит-ру, газеты, журналы. | ||
1)подготовить | нию в гимназию, | 1)подготовка к | |||
уч-ся к уездным | 2) дать детям | университету, | Цель— подготовка | ||
училищам, | непривилегирован- | 2)преподавание | чиновников для гос. службы. | ||
2) дать детям | ных свободных | наук тем, которые | |||
низших слоев | сословий «необхо- | «желают приобрес- | * * * | ||
населения | димые познания, | ти сведения, | |||
религиозное | сообразные | необходимые для | Устав— в гимна- | ||
воспитанней | состоянию их и | благовоспитанного | зии принимать | ||
начатки наук: навыки чтения, письма, счета. | промышленности». Учебный план: | человека». Учебный план: | детей крепостных крестьян не разрешается. | ||
Учебный план: | Закон Божий, география, исто- | лат., франц., нем. яз., география, | Книга— Руководство учителям — | ||
Закон Божий, | рия, российская | история,статисти- | предписывала | ||
чтение, письмо, | грамматика, | ка общ., словес- | учителям методы | ||
нравоучение, | изучение местного | ность, поэзия, | обучения, никакие | ||
начало арифме- | яз., начальные | математика, | отступления от | ||
тики. | правила физики и | физика, теория | правил официаль- | ||
Занятия прово- | технологии, | коммерции и др. | ной дидактики не | ||
дятся 9 ч в | рисование,начало | В школе 8 учителей | допускались. | ||
неделю. | геометрии. | с нагрузкой 16—20 | |||
28 ч в неделю. | ч в неделю. | Фактически — | |||
сословная систе- | |||||
ма народного | |||||
образования. | |||||