Оценка учебно-методического обеспечения
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги нашего учреждения испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»
В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметной среды. Под развивающей предметной средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленной. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами.
Грамотно организованная предметно-развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду мы считаем опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Опыт показал, изменение предметно-развивающей среды группового помещения, оказывает желаемый эффект и делает среду действительно развивающей лишь в том случае, если она спроектирована педагогами в рамках совместной с детьми партнерской деятельности. Только в случае возникновения понимания ценности для развития детей партнерской позиции, изменения в предметно-развивающей среде способствуют возникновению принципиально другого образовательного пространства для развития детей.
Предметно-развивающая среда в МКДОУ «ДС «Тополек» оборудована с учетом возрастных особенностей ребенка. Все элементы среды связаны между собой по содержанию и художественному решению. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный для разного возраста развивающий эффект. Предметно-развивающая среда ДОУ соответствует содержанию образовательного процесса, отвечает интересам и потребностям детей, способствует всестороннему развитию, обеспечивает их психическое и эмоциональное благополучие.
Пространство групп организованно в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных развивающим материалом. Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В групповых комнатах предусмотрено пространство для самостоятельной двигательной активности детей, которая позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать в течение дня игрушки, пособия.
Развивающая среда создает благоприятные условия для развития: ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура), овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнает о человеке, животном и растительном мире, временах года и т. д.; овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культуре; развивается физически, познает особенности устройства собственного организма; экспериментирует с цветом, формой, создает продукты собственного творчества; приобретает полезные социальные навыки и т. д. Иными словами, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки (навыки общения). Происходит развитие личности.
Чтобы вызывать интерес детей к конструированию, в группе кроме традиционного материала для строительных игр, пластмассового цветного конструктора, есть и нестандартный – это обычные губки для мытья посуды, которые являются замечательными «кирпичиками» для построек (они легки, устойчивы, имеют различную фактуру). Для поддержания постоянного интереса детей к игровому материалу размещаем его в различных местах групповой комнаты рядом с игрушками.
В группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т. п., Они доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности.
Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей имеются игрушки и пособиями, различные по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны. Разнообразие свойств привлекает внимание детей, способствует развитию восприятия ребенка (различной сложности пирамидки, матрешек из двух-трех частей, вкладные чашечки. Такое разнообразие привлекает внимание детей, способствует развитию восприятия ребенка.
Для игр с песком педагоги подобрали совочки, ситечки, формочки, трубочки и небольшие воронки для пересыпания песка, а для игр с водой – рыбок, лодочки, заводные игрушки, которые можно использовать в воде, кусочки поролона, ведерки.
Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
В группах присутствуют материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам - детали военной формы, разнообразные технические игрушки. Имеется большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек) которые творчески используются для решения различных игровых проблем.
В группах старшего дошкольного возраста размещены различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Имеется материал для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.). Уголок гармонично дополняют репродукции картин Васнецова, которые меняются в зависимости от времени года.
Уголок ряженья с зеркалом – необходимый атрибут группы старшего дошкольного возраста. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются в платочки, накидки, юбочки, которые любовно сшили для детей их мамы. Уголок ряженья мы наполняем в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки, ленты, атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр.
В каждой возрастной группе создана наглядно - демонстрационная зона которая используется в непосредственно образовательной деятельности в соответствии календарно тематического планирования.
· Для ознакомления с птицами родного края, природными явлениями.
· Для выставки работ детского творчества.
· Сотворчества взрослых и детей.
· Для проведения дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз.
· Для сезонного оформления группы.
· Для сенсорного развития.
Развивающая среда физкультурно-музыкального зала нашего дошкольного учреждения располагает к активной деятельности. С большим интересом дети участвуют в играх-путешествиях, игровых и конкурсных программах театрализованных представлениях, фольклорных праздниках, посиделках с различной направленностью: художественно-эстетической, развлекательной, познавательной, спортивно-оздоровительной.
Физкультурно-музыкальный зал в ДОУ оборудован для обеспечения достаточного уровня двигательной активности детей. В самом большом коридоре, при входе в ДОУ организовываются выставки детских работ, и совместных работ с родителями. Фотогалерея отражает жизнь ДОУ и постоянно обновляется.
В методическом уголке педагоги и родители могут ознакомиться с нормативными документами, годовым планом и решениями педсоветов.
· Методический кабинет служит в помощь педагогам и родителям, обеспечен методической, справочной, педагогической и детской литературой. Здесь создан благоприятно-психологический климат для сотрудников и родителей, для развития профессионального уровня педагогов.
При организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном помещении, на территории детского сада педагоги старались учесть все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: включает компоненты, необходимые для полного физического, эстетического, познавательного и социального развития воспитанников. Это место для прогулок, игр. Оборудование на территории ДОУ используется для проведения различных физкультурных досугов для детей.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке. Предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, учитывались психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Родители детей являются активными участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Родители высоко оценивают творческий потенциал и деятельность педагогов.
Социальное партнерство детского сада и семьи, идея равенства родителей и педагогов в вопросах деятельности дошкольной образовательной организации постепенно находит свое практическое воплощение. Где-то сближению этих институтов воспитания мешает непонимание самого принципа новых взаимоотношений, неумение слышать друг друга, где-то отмечается явный прогресс. И хотя первые шаги в социальном партнерстве должен сделать именно детский сад, важна и родительская инициатива – в том числе и в вопросах организации развивающей среды.
Педагогический коллектив ДОУ не собирается останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.
Библиотечно-информационное обеспечение:
В ДОУ формируется библиотека методической и художественной литературы для детей (хрестоматии для чтения, сказки, стихи, рассказы отечественных и зарубежных писателей), научно-популярная литература (атласы, энциклопедии, репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия, демонстрационный и раздаточный материал.
Также имеется методическая литература по направлениям развития: социально-личностное, физкультурно-оздоровительное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое в соответствие с ООП ДО; научно-методическая литература, теория и методика организации деятельности дошкольников, специальная психология, дошкольная педагогика и психология, словари.
В фонде периодической литературы ДОУ есть подписные издания для педагогов: «Управление ДОУ» с приложением, журналы «Дошкольное воспитание» «Музыкальный руководитель», «Воспитатель ДОУ» с приложением, «Ребёнок в детском саду», в данном году заведующим была оформлена подписка на электронный журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения».
Педагогами используются возможности выбора образовательных ресурсов, образовательных технологий для повышения качества педагогического труда, роста профессионального мастерства и компетентности.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса осуществляется через: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организацию выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, конкурсы, создание памяток, а также через общение в сети интернет, через созданный сайт ДОУ и группу в контакте.