Определение темы выпускной квалификационной работы

Методические рекомендации

К содержанию и оформлению

Выпускной квалификационной работы

Определение темы выпускной квалификационной работы - student2.ru

2016

Печатается по решению НМС УПК

Составители: Думма Т.А., Коровина Т.В., Минаева О.В.

Методические рекомендации к содержанию и оформлению выпускной квалификационной работы /ГОБПОУ «Усманский педагогический колледж»; сост. Думма Т.А., Коровина Т.В., Минаева О.В.– Усмань: УПК, 2016. – 27с.

Методические рекомендации разъясняют требования нормативных документов к содержанию и оформлению выпускной квалификационной работы студентов Государственного областного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Усманский педагогический колледж».

Предназначены студентам и руководителям ВКР, реализующим образовательные программы в рамках требований ФГОС СПО.

©Усманский педагогический колледж, 2016.

© Думма Т.А., Коровина Т.В., Минаева О.В., 2016.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 4

1 Определение темы выпускной квалификационной работы………… … 6

2 Руководство выпускной квалификационной работой ……………………… 7

3 Примерная структура и содержание выпускной квалификационной работы……………………………………………………………………………8

4 Оформление выпускной квалификационной работы………………….. 10

5 Подготовка дипломной работы к защите ….……………………………. 12

6 Защита выпускной квалификационной работы……………………………… 13

7 Критерии оценки выпускной квалификационной работы ………………….15

Список используемых источников…………………………………………….. 18

Приложения………………………………………………………………….. 19

Введение

Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия уровня и каче­ства подготовки выпускника Усманского педагогического колледжа требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта.

Программа государственной итоговой аттестации разработана в соответствии с Федеральным законом №273 «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Министерства образования и науки РФ от 16.08.2013 № 968 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по об­разовательным программам среднего профессионального образования»; приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2014 № 74 «О внесении изменений в порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным про­граммам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Мини­стерства образования и науки Российской Федерации от 16.08.2013 № 968»; прика­зом Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образова­тельным программам среднего профессионального образования», письмом Министерства образования и науки РФ от 06.05.2003 г. № 18-51-415 ин/18-28; Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специ­альностям; 42.02.02 Преподавание в начальных классах; методическими рекомендациями по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена (Письмо Минобрнауки РФ от 20 июля 2015г. №06-846); Уставом Усманского педагогического колледжа, рабочими учебными планами по специальностям.

Формой государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования является защита выпускной квалификационной работы.

Выполнение ВКР - это завершающий этап обучения студентов в колледже, имеющий своей целью:

- систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных задач;

- развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в дипломной работе вопросов;

- выявление подготовленности студентов к работе в условиях рынка труда.

Дипломная работа является самостоятельным творческим исследованием студента по одной из профессиональных проблем, носящим законченный характер. Она должна показать глубину полученных в процессе обучения теоретических знаний, способность выпускника анализировать факты и применять их на практике; умение работать со специальной литературой; формулировать свою позицию; находить варианты решения конкретных профессиональных задач, возникающих в практической деятельности и аргументировать их.

В дипломной работе должно найти отражение состояние научных исследований по избранной теме, показано умение студента владеть разнообразными методиками научного анализа и обобщения материалов. Анализ существующих в научной и учебной литературе точек зрения должен подкрепляться ссылками на источники. Если в работе приводятся несколько взглядов на одну и ту же проблему, необходимо аргументировать присоединение к одному из них, или высказать свою самостоятельную точку зрения.

Выполнение дипломной работы включает следующие этапы:

- ознакомление с основными требованиями, предъявляемыми к дипломным работам;

- выбор и закрепление темы дипломной работы;

- составление плана и согласование его с руководителем дипломной работы;

- подбор и изучение литературных источников и нормативных актов, законов Российской Федерации по теме дипломной работы;

- сбор и анализ практического материала;

- написание и оформление дипломной работы;

- подготовка дипломной работы к защите (получение отзыва и рецензии на дипломную работу);

- защита дипломной работы.

В настоящем методическом пособии рассмотрены все этапы подготовки дипломной работы и порядок ее защиты в государственной экзаменационной комиссии.

Определение темы выпускной квалификационной работы

Темы ВКР определяются образовательной организацией и должны отвечать современным требованиям развития высокотехнологичных отраслей науки, техники, производства, экономики, культуры и образования, иметь практико-ориентированный характер.

Обучающемуся предоставляется право выбора темы ВКР, в том числе предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения. При этом тематика ВКР должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу СПО.

Как правило, перечень тем разрабатывается преподавателями образовательных организаций и обсуждается на заседаниях профильных цикловых комиссий образовательной организации с участием председателей ГЭК.

Целесообразно перечень тем согласовывать с представителями работодателей или их объединений по профилю подготовки выпускников в рамках профессиональных модулей.

Для подготовки ВКР студенту назначается руководитель.

Экспертиза на соответствие требованиям ФГОС, разработанных заданий на ВКР, основных показателей оценки результатов выполнения и защиты работ, осуществляется на заседании учебно-методического совета образовательной организации.

ВКР должна иметь актуальность, новизну и практическую значимость и выполняться, по возможности, по предложениям (заказам) предприятий, организаций, инновационных компаний, высокотехнологичных производств или образовательных организаций.

Выполненная выпускная квалификационная работа в целом должна:

- соответствовать разработанному заданию;

- включать анализ источников по теме с обобщениями и выводами, сопоставлениями и оценкой различных точек зрения;

- продемонстрировать требуемый уровень общенаучной и специальной подготовки выпускника, его способность и умение применять на практике освоенные знания, практические умения, общие и профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС СПО.

ВКР выполняется выпускником с использованием собранных им лично материалов, в том числе, в период прохождения преддипломной практики, а также работы над выполнением курсовой работы (проекта).

При определении темы ВКР следует учитывать, что ее содержание может основываться:

· на обобщении результатов выполненной ранее обучающимся курсовой работы (проекта), если она выполнялась в рамках соответствующего профессионального модуля;

· на использовании результатов выполненных ранее практических заданий.

Выбор темы ВКР обучающимся осуществляется до начала производственной практики (преддипломной), что обусловлено необходимостью сбора практического материала в период ее прохождении.

2 Руководство выпускной квалификационной работой

Перечень тем ВКР, закрепление за студентами тем ВКР, назначение руководителей осуществляется приказом образовательной организации.

К каждому руководителю ВКР может быть одновременно прикреплено не более 8 выпускников.

В обязанности руководителя ВКР входит:

разработка задания на подготовку ВКР;

разработка совместно с обучающимися плана ВКР;

оказание помощи обучающемуся в разработке индивидуального графика работы на весь период выполнения ВКР;

консультирование обучающегося по вопросам содержания и последовательности выполнения ВКР;

оказание помощи обучающемуся в подборе необходимых источников;

контроль хода выполнения ВКР в соответствии с установленным графиком в форме регулярного обсуждения руководителем и обучающимся хода работ;

оказание помощи (консультирование обучающегося) в подготовке презентации и доклада для защиты ВКР;

предоставление письменного отзыва на ВКР.

Задание для каждого обучающегося разрабатывается в соответствии с утвержденной темой.

Задание на ВКР рассматривается цикловыми комиссиями, подписывается руководителем ВКР и утверждается заместителем руководителя по направлению деятельности.

В отдельных случаях допускается выполнение ВКР группой обучающихся. При этом индивидуальные задания выдаются каждому обучающемуся.

Задание на ВКР выдается обучающемуся не позднее, чем за две недели до начала производственной практики (преддипломной).

По завершении обучающимся подготовки ВКР руководитель проверяет качество работы, подписывает ее и вместе с заданием и отзывом передает председателю предметно-цикловой комиссии.

Примерная структура и содержание выпускной квалификационной работы

Структура и содержание выпускной квалификационной работы определяются в зависимости от профиля специальности, требований профессиональных образовательных организаций и, как правило, включает в себя:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- основную часть;

- заключение;

-список использованных источников;

- приложения (при необходимости).

Во введении следует раскрыть основное содержание, теоретическое и практическое знание избранной темы, доказать ее актуальность. Во введении обязательно выделяются объект, предмет, цели и задачи исследования, гипотеза, методы исследования. Объем введения не должен превышать трех-четырех страниц печатного текста.

Актуальность –ответна вопрос, почему именно сейчас необходимо данное ис­следование.

Объект исследования -это то, что порождает проблемную ситуацию и то, что намерен изучать исследователь.

Предмет исследования -какое-либо свойство или сторона (аспект, признаки, особенности и пр.) объекта, задающее границы исследования и подлежащие непосредственному изучению.

Цель исследования- ожидаемый результат (в идеале — разрешение обо­значенной проблемы). Формулируется грамматически как фраза: «СДЕЛАТЬ (выявить, проследить, построить, разработать и т.п.».

Задачи могут быть сформулированы как вопросы, ответы на которые по­зволят прийти к цели исследования.

Гипотеза исследования - это логически обоснованное предположение исследователя о наличии /отсутствии или о характере связи между изучаемыми явлениями.

Методы исследования –это приемы и способы, с помощью которых проводятся исследования и анализируются данные.

Основная часть ВКР включает главы (параграфы, разделы) в соответствии с логической структурой изложения. Название главы не должно дублировать название темы, а название параграфов – название глав. Формулировки должны быть лаконичными и отражать суть главы (параграфа).

Теоретическая часть дипломной работы посвящается теоретическим аспектам изучаемого объекта и предмета ВКР. В ней содержится обзор используемых источников информации, нормативной базы по теме ВКР. В этой главе могут найти место статистические данные, построенные в таблицы и графики. Она позволяет руководителю оценить следующие общие компетенции:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Опытно-экспериментальная (практическая) часть посвящается анализу практического материала, полученного во время производственной практики (преддипломной). В этой главе содержится:

· анализ конкретного материала по избранной теме;

· описание выявленных проблем и тенденций развития объекта и предмета изучения на основе анализа конкретного материала по избранной теме;

· описание способов решения выявленных проблем.

В ходе анализа могут использоваться аналитические таблицы, расчеты, формулы, схемы, диаграммы и графики.

Работа над практической частью должна позволить руководителю оценить уровень развития следующих компетенций:

- организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях;

- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Заключение должно содержать выводы и предложения с их кратким обоснованием в соответствии с поставленной целью и задачами, раскрывать значимость полученных результатов. Заключение не должно составлять более 5 страниц текста.

Заключение лежит в основе доклада студента на защите.

Список использованных источников отражает перечень источников, которые использовались при написании ВКР (не менее 20), составленный в следующем порядке:

· Федеральные законы (в очередности от последнего года принятия к предыдущим);

· указы Президента Российской Федерации (в той же последовательности);

· постановления Правительства Российской Федерации (в той же очередности);

· иные нормативные правовые акты;

· иные официальные материалы (резолюции-рекомендации международных организаций и конференций, официальные доклады, официальные отчеты и др.);

· монографии, учебники, учебные пособия (в алфавитном порядке);

· иностранная литература;

· интернет-ресурсы.

Приложения могут состоять из дополнительных справочных материалов, имеющих вспомогательное значение, например: копий документов, выдержек из отчетных материалов, статистических данных, схем, таблиц, диаграмм, программ, положений и т.п.

Объем ВКР должен составлять 30-50 страниц печатного текста (без приложений). Текст ВКР должен быть подготовлен с использованием компьютера в Word, распечатан на одной стороне белой бумаги формата А4 (210х297 мм), если иное не предусмотрено спецификой.

Наши рекомендации