Тема 5. Педагогизация социума и основы взаимодействия социальных институтов.
Социокультура взаимодействия общественных организаций в социуме: цели, нормы и ценности, средства. Целеполагание во взаимодействии общественных организаций с другими социальными институтами: соотношение целей и задач, государственный, международный, региональный, локальный уровни.
Основы взаимодействия: правовые, экономические, организационные содержательно-деятельностные, социально-психологические. Компоненты взаимодействия: координация, сотрудничество, содружество, интеграция, партнерство.
Взаимодействие общественных организаций в социуме через систему связей: функциональных, информационных, организационных, методических, Взаимодействие как: процесс, явление, особый вид деятельности, разновидность отношений, педагогический принцип.
Традиции милосердия и благотворительности как важная основа построения системы деятельности общественных организаций по месту жительства.
Социальные инициативы – движущая сила развития общественных организаций.
Программа взаимодействия: вариант подхода к разработке.
Тема 6. Школа – социально-педагогический центр работы по месту жительства.
Социально-педагогическая работа по месту жительства – составная часть учебно-воспитательного процесса. Деятельность органов образования по организации работы школы, семьи и общественности. Микрорайон деятельности школы, семьи и общественности как воспитательная среда.
Школа – педагогический центр микрорайона. Школа – организатор единства социально-педагогической работы социальных институтов. Школа – организующий и координационный центр работы с детьми и подростками по месту жительства.
Функции школы. Анализ особенностей микрорайона и учет их при организации работы по месту жительства. Планирование социально-педагогической работы в микрорайоне и учет ее результатов. Привлечение общественности и родителей к работе с детьми и подростками в социуме. Вовлечение учащихся в кружки, секции клубы по месту жительства. Повышение педагогической культуры родителей. Участие в организации отдыха детей и подростков в каникулярное время. Организация работы с детьми групп социального риска. Социальная защита ребенка, оказавшегося в неблагоприятной или конфликтной ситуации.
Взаимодействие и сотрудничество социального педагога, зам. директора по воспитательной работе, психолога, педагога организатора, классного руководителя в работе с детьми и подростками в социуме.
Тема 7. Открытые социально-педагогические системы: проблемы и пути решения.
Взаимодействие открытых социально-педагогических систем – основа гуманистического восприятия личности. Взрослые и социальная поддержка детей и подростков. Интегрированные формы открытых социально-педагогических систем: школа-комплекс, социально-педагогический комплекс, воспитательный центр, социально-педагогическая служба, комплекс внешкольной работы, реабилитационный центр и т.д.
Задачи и объекты деятельности социально-педагогических служб. Условия организации деятельности служб. Структура социально-педагогических служб. Основные направления и содержание деятельности социально-педагогических служб. Организация и управление работой службы. Социально-педагогическая служба. Служба информации. Служба досуга. Служба здоровья. Биржа труда. Служба социально-правовой защиты. Учебно-методическая служба. Особенности социально-педагогических учреждений как открытых систем в работе с детьми и подростками. Становление и развитие социальных институтов в современном обществе.
Тема 8. Влияние социокультурной среды на содержание социальной работы по месту жительства.
Социум – пространство жизнедеятельности детей и подростков; отношение к миру, людям, себе; сфера общения взрослых и детей. Создание воспитывающих отношений в социуме.
Становление специфической среды ребенка в результате индустриализации и урбанизации. Особенности городского образа жизни и личности горожанина.
Общественная система социокультурной деятельности: сущность, структура, условия функционирования. Влияние социокультурной ситуации на характер и содержание деятельности жителей по месту жительства.
Национальный этикет как педагогически доступное средство нормативной регуляции поведения детей и подростков в социуме. Развитие и корректировка опыта этикетных взаимоотношений в открытом социуме.
Стандарты этикетного поведения детей и подростков в современной сельской и городской среде. Технология формирования привычных форм поведения с использованием прогрессивных идей народной педагогики.
Содействие социального педагога адаптации ребенка в городской, сельской, жизненной среде, помощь в её освоении и обживании. Формирование социокультурной среды жизнедеятельности детей и подростков педагогическими средствами.