II. Закрепление изученного.
1. Словарная работа.
– Отгадайте з а г а д к у:
Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз? (Мороз.)
– Подберите к слову мороз с и н о н и м ы (холод, стужа).
– Подберите а н т о н и м ы (жара, зной).
– Когда так говорят: «Мороз по коже»? (Неприятное ощущение от внезапного страха.)
– Укажите слово, противоположное по значению слову «юг». (Север.)
– Назовите одиннадцатый месяц года. (Ноябрь.)
2. Запись слов в словари. Подбор однокоренных слов.
Физкультминутка |
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос,
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.
3. Подбор к данным словам однокоренных прилагательных, существительных. (Упр. 47, с. 96.)
4. Игра «Отвечай быстро!».
– Дополните ответы на вопросы «Кто это? Что это?». Победит самый внимательный и быстрый.
Вкусный, алый, сахарный …
Желтые, красные, осенние …
Белое, пушистое, легкое …
Новая, интересная, библиотечная …
Хитрая, рыжая, хищная …
Высокий, новый, многоэтажный …
Серый, злой, голодный …
– Что вы составили? (Словосочетание.)
– Что такое словосочетание?
– Назовите пару слов, которые не являются словосочетанием.
5. Составление и запись предложений с данными словами и словосочетаниями. Разбор по членам предложения. (Упр. 46.)
III. Итог урока.
– Выберите верное утверждение:
1) Предложения по цели высказывания бывают:
а) повествовательные, вопросительные и восклицательные;
б) повествовательные, вопросительные и побудительные.
2) Распространенными называются предложения, которые:
а) состоят из главных членов;
б) кроме главных членов имеют хотя бы один второстепенный член.
Урок 32 (13)
ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ
Ц е л ь: формировать представление о логическом ударении и его значении для точности передачи смысла; развивать умения выбирать в предложении слова, на которые можно поставить логическое ударение.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
Не одежда красит человека, а добрые дела.
Толкование пословицы. Выделите и объясните орфограммы.
II. Постановка проблемы и ее анализ.
– Как от выделения голосом разных слов меняется смысл предложения?
Наблюдение над изменением смысла предложения в зависимости от логического ударения. (Упр. 48.)
– В зависимости от чего менялся смысл предложения?
III. Введение соответствующей терминологии.
– Наиболее важное по смыслу слово может выделяться в предложении не только порядком слов, но и усилением голоса, которое называется логическим ударением. Если логическое ударение падает на слово, стоящее в конце предложения, то интонация всего предложения спокойная.
– Если же логическое ударение падает на слово, стоящее в начале или в середине предложения, то интонация напряженная. Пример: восклицательные и вопросительные предложения.
Наблюдение над изменением смысла предложений. (Упр. 50.)
Физкультминутка |
IV. Словарная работа.
Запись н а д о с к е:
– Списать слова, вставить пропущенные буквы, разделить на слоги.