Чтобы достичь своей цели , надо действовать.

Рекламный слоган компании Nike:

« Ты учишься говорить, когда разговариваешь.

Ты учишься ходить, когда ходишь.

Ты учишься играть в гольф, когда играешь в гольф.

Ты лучше всего учишься чему-либо, когда делаешь это!

ПРОСТО ДЕЛАЙ ЭТО!»

6. Не бойтесь неудачи и ошибок Рассматривайте их как естественную

часть пути к успеху. Извлекайте уроки из ошибок, хорошо относитесь к

своим ошибкам – это бесценный опыт.

7. Честный самоанализ и самокритика – путь к конструктивному

Росту.

8.Учитесь спокойной концентрации. Умение одновременно

сконцентрироваться и расслабиться позволяет распределять

внимание между важными на данный момент элементами, представляя

в то же время общую картину.

9. Стремитесь постоянно пополнять свои знания.Ищите разные

пути учения. Задавайте вопросы! И совместно ищите на них

ответы. Учитесь с удовольствием. « Основа удовольствия не в

прибаутках и картинках, а в совершении»( Л.Н.Толстой).

10. Стремитесь к самосовершенствованию. Это — ключ к росту

личности. Будьте уверены в своих силах. Уверенность в себе ведет к

успеху, а успех — к уверенности в себе!

РАЗДЕЛ 2. Учебные материалы к аудиторной работе на сессии

Тексты для работы на занятиях

Текст №1

Три способа управления самолетом.

В отличие от животных, человеку присуща способность разделять себя самого и то, что со мной происходит: есть Я и есть моя жизнь, деятельность, поведение — то, что происходит между мной и миром (неважно, каким словом мы теоретически это обозначаем). Соотношение между тем, что я ощущаю как «я сам» и тем, что происходит между мной и миром, может относиться к одному из следующих видов:

• Я вообще никак не рефлексирую, что со мной происходит, не выделяю себя из мира, у меня не развито рефлексивное сознание, как у маленького ребенка, я полностью слит с процессом жизни. Действия происходят «на автопилоте»; ими управляют …импульсы изнутри, стимулы извне, условные связи и стереотипы. …«щелк—зажужжало». Есть программы, алгоритмы и причинно-следственные цепочки их реализации, которые действуют сами по себе; мое Я тут ни при чем.

• Я начинаю рефлексировать этот процесс, различая мое Я и поток моей жизни. Если продолжить метафору автопилота, в кабине появляется летчик, который сидит рядом с автопилотом и сам за штурвал не берется, но смотрит, как автопилот действует, контролирует процесс. В этом случае процесс по-прежнему управляется системой причинных связей, зависимостей, я же оказываюсь в статусе следствия этих происходящих процессов, можно сказать, в статусе их «жертвы». .. Все, что происходит со мной, может вызывать у меня ужас, панику, но я ничего не могу с этим поделать. А как же иначе? Я же не могу, я же должен, оно же идет; будучи включен в эти системы связей и видя множество действующих на меня причин, я цепенею перед этими причинами как кролик перед удавом.

В этом как раз коренится известный феномен бегства от свободы… людям страшно даже подумать о том, чтобы самим определять свои траектории в жизни, свои способы действия. Эрнест Неизвестный в одном из интервью сказал, что в свободном обществе никто не может заставить человека не быть рабом. Это добровольный выбор. Вспомним и Андрея Вознесенского: «Невыносимо, когда насильно, но добровольно — невыносимей». ..

Людям очень близка мысль о том, что свобода — это иллюзия, а все поведение чем-то обусловлено... Тенденция бегства от свободы и от ответственности, от того, чтобы попытаться стать в какой-то степени причиной происходящего, как была, так и остается не только доминирующей, но и во многом привлекательной для большого количества людей. От этого предостерегал выпускников американского университета Иосиф Бродский: «Всячески избегайте приписывать себе статус жертвы… Каким бы отвратительным ни было ваше положение, старайтесь не винить в этом внешние силы: историю, государство, начальство, расу, родителей, фазу луны, детство, несвоевременную высадку на горшок и т. д.»[4]

Мы действительно привыкли ссылаться на многие силы, которые на нас действуют: на внешние силы, на законы природы, на других людей, социальные нормы, соблазны, на привычки, на собственные внутренние неодолимые импульсы… Часто нам просто выгодно, привлекательно, соблазнительно считать, что в нас есть что-то, что мы совсем не можем контролировать, и остается только плыть по воле течения.

Соответственно, приходится признать третью возможность.

• Летчик отключает автопилот и берет штурвал, переходя в режим ручного управления. Я не только рефлексивно отделяю себя от потока моей жизни, от того, что со мной происходит, но и в какой-то мере приостанавливаю действие причин, факторов, которые на него влияют.

Рефлексия является необходимым условием этого, но недостаточным.

Действительно, на нас действует много сил и факторов. Они, однако, не имеют статуса причин моих действий…Возможности, которые перед нами стоят, имеют ассиметричный характер: одни возможности оказываются в конечном счете более привлекательными, чем другие, несут в себе большее количество плюсов и меньшее количество минусов, а другие возможности более рискованны и довольно сомнительны, но, как всем хорошо известно, человек далеко не всегда выбирает наиболее привлекательные, наиболее оптимальные из альтернатив. Но человек часто действует неоптимальным образом. Более того, этот расчет позволяет прогнозировать поведение человека, пока мы не принимаем в расчет его рефлексивное сознание, пока он действует «на автопилоте». Как только мы включаем рефлексивное сознание, все прогнозы рушатся…

По сути, возникает ситуация моего личного вмешательства в систему факторов, определяющих то, что со мной происходит в жизни. …В этом случае я сам включаюсь в собственную жизнь как причинный фактор . Один из элементов, объясняющих это — пауза… как пространство человеческой свободы: природа свободы заключается в паузе между стимулом и реакцией ( May, 1981) . Как только мы вместо немедленного реагирования делаем паузу, цепь ломается. Механизм «щелк — зажужжало» сразу разлаживается. Оказывается, что появляются разные возможности, разные альтернативы. При помощи паузы я приостанавливаю влияние внешних и внутренних (в традиционном понимании этих слов) факторов. Пауза позволяет отключить «автопилот» и взять «штурвал» в свои руки. В этой точке мое поведение обретает свободу и ответственность.

( Леонтьев Д. Феномен ответственности: между недержанием и гиперконтролем // Экзистенциальное измерение в консультировании и психотерапии. Т. 2 .—Вильнюс. — С. 8-10.)

Текст №2

Виктор Франкл

Виктор Франкл был философ, психиатр , воспитанный на психологической теории Фрейда, которая утверждает, что все происходившее с вами в детстве формирует ваш характер и личности определяет всю вашу жизнь Ограничения и параметры вашей жизни установлены, и вы почти ничего не можете в ней изменить.

По национальности В.Франкл был еврей и в годы второй мировой войны стал узником нацистского, где ему пришлось испытать тяжелейшие мучения лагеря. В газовой камере погибли его родители, брат и жена. Они никогда не знал, что случится с ним в следующий момент: отправят ли его прямиком в печь, или же он останется среди тех, кто будет убирать трупы и выгребать пепел .

Однажды, сидя нагишом в одиночной камере, он открыл для себя то, что позже назвал « последней человеческой свободой», той свободой, которую никто из его мучителей-нацистов не могу у него отнять. Они имели власть над всем, что его окружало, могли причинить боль его телу. Однако сам Виктор Франкл являлся существом, обладавшим самосознанием, и мог смотреть отстраненно на все, что с ним происходило Его внутренняя сущность оставалась неуязвимой . Он сам мог решать, какое влияние на него окажет то, что его окружает. Между тем, что на него воздействовало ( т.е. «раздражителем») и его реакцией на происходящее находилась свобода выбора этой реакции.

В воображении он стал представлять себя в различных ситуациях, например, читающим лекции своим студентам после своего освобождения из концлагеря Посредством многократного повторения подобных упражнений, интеллектуальных, эмоциональных и нравственных , с привлечением памяти и фантазии Франкл взращивал в себе свою маленькую, едва зародившуюся свободу, пока та не выросла и не сделала его более свободным, чем охранявшие его тюремщики. У них была большая внешняя свобода — большая свобода действий, большие возможности выбора, а он располагал большей внутренней свободой — внутренней силой для реализации своих возможностей.

Франкл сделался вдохновляющим примером для всех, кто окружал его, даже для некоторых надсмотрщиков. Он помог людям увидеть смысл жизни и сохранить достоинство, несмотря на тяготы существования в неволе.

Находясь в невыразимо тяжелых обстоятельствах, Франкл воспользовался человеческим даром самосознания и открыл фундаментальный принцип человеческой природы: между раздражителем и реакцией у человека остается свобода выбора.

Свобода выбора содержит в себе те уникальные качества, которые делают нас людьми. Помимо самосознания мы обладаем воображением — способностью создавать что-либо в уме независимо от окружающей действительности. Мы обладаем совестью — глубоким внутренним осознанием того, что правильно , а что нет, а также того, насколько наши мысли и поступки соответствуют общепринятым нормам поведения. И кроме того, мы располагаем независимой волей — способностью действовать , опираясь на самосознание, независимо от какого-либо влияния извне…

Будучи людьми, мы несем ответственность за свою собственную жизнь. Наше поведение зависит от наших решений, а не от нашего окружения. Мы можем подчинять наши чувства нашим ценностям. Мы инициируем происходящее и несем за это ответственность.

Корнем слова « ответственность» является « ответ» — наш ответ на происходящие события Высокоэффективные люди не уклоняются от ответственности. Они не объясняют свое поведение обстоятельствами и непростой ситуацией. Их поведение есть продукт собственного сознательного выбора, базирующегося на ценностях, а не продукт окружающих условий, основанный на чувствах…

По мнению В.Франкла, существуют три основных вида ценностей: опытные — открытые нами опытным путем; творческие — те, что мы сами привносим в нашу жизнь; и отношенческие— характеризующие нашу реакцию в трудных ситуациях, например, таких, как тяжелая продолжительная болезнь… Высшим типом ценностей, по мысли Франкла, являются отношенческие ценности. Иными словами, важнейшее значение имеет то, как мы реагируем на то, что с нами происходит. …

Тяжелые ситуации часто изменяют взгляд людей на мир, на самих этом мире, а также на то, чего от них требует жизнь. В их расширенном восприятии заложены такие отношенческие ценности, которые возвышают и вдохновляют всех нас.

Из книги — Кови Стивен Р. Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности. – М., 2008.—С.

Текст №3

Наши рекомендации