Гуманитарные аспекты математики
Гуманитарные аспекты математики. Нам представляется, что следует решительно возражать против отождествления гуманитарного содержания с тем, что приятно, полезно, занимательно, красиво и т.п., хотя этот подход в последнее время, особенно на практике, в методической литературе получает все большее распространение. К примеру, одни методисты видят реализацию гуманитарного потенциала математики лишь в эстетическом плане через демонстрацию прикладных возможностей математики в живописи, архитектуре, музыке, литературе и пр., другие считают необходимым чаще привлекать занимательный материал: задачи-шутки, сказки, загадки и даже анекдоты на математические темы, третьи - больше заботиться о расширении историко-биографического материала на уроках математики, останавливаясь в основном на трагических или комических моментах судеб великих ученых и их открытий и т.д. Авторы забывают, что, к сожалению, далеко не все созданное человеком полезно для него, красиво или увлекательно.
Гуманитаризации естественно-научных знаний - следствие изменения масштаба и качества научных устремлений, вовлечения человека - субъекта познания и практики - в предметную область науки. «Рост научного знания XX века, - как отмечал В.И. Вернадский, быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам».
Актуальность исследования. В последнее время в образовательной политике все больший вес приобретает культурологическое направление. Движение к открытому обществу через диалог культур формируется как современный общественный заказ, реализация которого осуществляется через многообразие социальных институтов, прежде всего через систему образования.
Процессы гуманизации и гуманитаризации отечественного образования определили интерес к педагогике как к той области научно-практической деятельности современного образования, которая способна помочь в решении данных проблем. Педагогика имеет большие резервы в практическом осуществлении идей гуманитаризации содержания естественно-научного образования. Преодоление традиционной дихотомии естественного и гуманитарного мышления является одной из проблем современного образования.
Это, в частности, объясняется методологической и методической неподготовленностью педагогов к использованию образовательного потенциала в учебном процессе.
Цель исследования - определить педагогические условия использования учителями культурного потенциала как средства гуманитаризации содержания естественно-научного образования.
Объект исследования — культурный потенциал математического профиля.
Предмет исследования — использование учителями культурного потенциала естественно-научного профиля как средства гуманитаризации содержания образования.
Гипотеза исследования. Освоение учителями культурного потенциала средства гуманитаризации содержания образования определяется:
- осознанием основных направлений гуманитаризации содержания математического образования;
- определением путей использования культурного потенциала как средства гуманитаризации содержания образования;
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать пути использования культурного потенциала как средства гуманитаризации образования.
2. Определить отношение учителей к гуманитаризации содержания как современной тенденции развития математического (естественного) образования.
3. Выявить исходный уровень осмысления учителями дисциплин естественно-научного цикла проблем использования культурного потенциала в практической деятельности.
Новизна и теоретическая значимость: Обосновано использование культурного потенциала как средства гуманитаризации математического образования. Выявлено своеобразие культурного потенциала в реализации педагогических целей.
Развитие тенденций гуманизации и гуманитаризации математического (естественно-научного) образования отражено в педагогических исследованиях И.Ю.Алексашиной, А.Ю.Белогурова, Г.Гачева, В.И.Данильчука, Г.А.Зубковой, Т.Ф.Кузнецовой, С.М.Марчуковой, Н.И.Орещенко, В.Г.Разумовского, И.М.Титовой и др.