Глава 1. отбор содержания курса педагогики индивидуальности
Содержание лекционного курса
Лекция 1.Ведение в педагогику индивидуальности. Программа и система педагогической подготовки в университете. Объект, предмет и структура педагогической науки. Системный, личностный, деятельностный, целостный подходы. Категории педагогики. Функции педагогического процесса: информатизация, развитие, социализация человека.
Цель: дать общее представление об изучаемом курсе, о системе работы студентов, требованиях к ним и формах контроля за их подготовкой. Раскрыть сущность педагогики как гуманитарной науки, рассмотреть взаимосвязи педагогики - науки, искусства, идеологии. Обсудить проблему современных методологических проблем педагогики.
Рассмотреть вопросы: педагогика как наука. Раскрыть основные категории педагогики.
Лекция 2.Предмет педагогики индивидуальности. Цели, задачи и предмет педагогики индивидуальности.
Цель: дать представление о тенденциях развития педагогики, о проблеме формирования сущностных сил человека, раскрыть сущность предмета, содержание целей и задач педагогики индивидуальности.
Рассмотреть вопросы: философия образования; принципы современной педагогики; предмет, цели и задачи педагогики индивидуальности.
Лекция 3.Индивидуальность человека как цель развития.
Цель: разъяснить понятия «индивидуальность», «личность»; дать признаки различия индивидуальных и личностных качеств.
Рассмотреть вопросы: понятия «развитие индивидуальности», «воспитание личности», «социализация», отличие и связь между ними. Раскрыть сущность концепции развития высших человеческих сил - формирование основных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-практической и экзистенциальной; показать их проявления в поведении и деятельности человека. Сформировать представление о педагогических целях, дать их номенклатуру.
Лекция 4.Интеллектуальная сфера и ее формирование.
Цель: формирование представлений об интеллектуальной сфере как педагогической цели, о педагогических средствах ее диагностики и развития.
Рассмотреть вопросы: цели развития названной сферы: развитие мышления (познавательное, творческое; эмпирическое, теоретическое; конвергентное, дивергентное; саногенное, патогенное), качеств ума (сообразительность, гибкость, критичность, самостоятельность и др.), мыслительных процессов и навыков, познавательных умений, умений учиться, внепредметных и предметных знаний, умений и навыков. Изучить на лекции способы определения сформированности отдельных свойств интеллектуальной сферы (объяснить, как разрабатывать методики).
Задание для самостоятельной работы: в составе творческой группы подобрать, разработать (законспектировать) диагностические методики (2-3) по определению степени развития конкретных свойств интеллектуальной сферы и иметь каждому варианты методики №1.
Лекция 5.Мотивационная сфера и способы ее формирования.
Цель: формирование представлений о мотивационной сфере как педагогической цели, педагогических средствах ее диагностики и развития.
Рассмотреть вопросы: цели развития названной сферы, способы ее формирования, педагогические средства диагностики и развития мотивации учения и труда, мотивационной сферы в целом. Рассмотреть на лекции способы диагностирования мотивации учения (методика №2).
Задание для самостоятельной работы: подготовить, подобрать, разработать 2-3 диагностические методики по выявлению степени развития мотивации учения школьников. Иметь каждому студенту варианты методики №2.
Лекция 6.Эмоциональная сфера как цель развития. Формирование приемов аттракции.
Цель: сформировать представление о номенклатуре педагогических целей развития эмоциональной сферы, рассмотреть способы управления эмоциональными состояниями человека, дать понятие аттракции и раскрыть сущность приемов аттракции.
Рассмотреть вопросы: цели развития эмоциональной сферы, способы ее формирования, приемы аттракции, проявление указанной сферы у школьника и ее влияние на эффективность его учебной деятельности. Изучить методику применения приемов аттракции (методика №3).
Задание для самостоятельной работы: разработать методику применения приемов аттракции и иметь вариант методики №3.
Лекция7. Волевая сфера и ее развитие. Сфера саморегуляции и ее развитие.
Цель: добиться понимания студентами целей развития названных сфер и способов их формирования.
Рассмотреть вопросы: проявление воли у детей, упражнения по ее развитию, развитие воли в процессе обучения и воспитания. Приемы и условия развития сферы
саморегуляции. Дать практические рекомендации по воспитанию воли у школьников (методика №4).
Задание для самостоятельной работы: разработать конкретные методики развития воли у детей и иметь вариант методики №4.
Лекция 8.Предметно-практическая сфера и способы ее формирования.
Цель: рассмотреть сущность указанной сферы и разработать совместно со студентами методику ее формирования.
Рассмотреть вопросы: диагностические и формирующие методики указанной сферы и их применение. Дать представление о том, какой должна быть методика (№5) формирования названной сферы.
Задание для самостоятельной работы: ознакомиться с методами диагностики и формирования предметно-практической сферы и представить свой вариант методики №5.
Лекция 9.Экзистенциальная сфера и ее формирование.
Цель: раскрыть сущность названной сферы и дать представление о возможностях ее формирования в педагогическом процессе.
Рассмотреть вопросы: понятие о философии экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, В. Франкл, Э. Фромм, Э. Эриксон), сущность экзистенциальной сферы, признаки ее проявления у людей, уровни развития, цели формирования, способы и условия формирования.
Лекция 10.Возрастные особенности развития сфер индивида.
Цель: раскрыть особенности развития основных сфер в соответствии с возрастом, обсудить особенности формирования сфер в указанном аспекте.
Рассмотреть вопросы: проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития и воспитания в педагогике, особенности развития и воспитания по возрастным периодам, индивидуальные особенности развития и их учет в педагогической деятельности, возрастные особенности интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциальной сфер и сферы саморегуляции.
Лекция 11.Психолого-педагогические концепции развития человека. Процесс развития индивидуальности в школьном возрасте.
Цель: раскрыть сущность понятия «развитие», его трактование в философии, психологии и педагогике. Дать понятие о педагогических закономерностях, раскрывающих направления в деятельности учителя по развитию индивидуальных и личностных качеств школьников.
Рассмотреть концепции развития индивида Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, B.C. Ильина, Дж. Мида, 3. Фрейда,
Л. Кольберга, Ж. Пиаже, Э. Эриксона и др. Рассмотреть современную социальную ситуацию развития индивида, проблемы создания экологической ниши ребенка, структуру процесса формирования сфер человека, его индивидуальности и личности, основные педагогические закономерности процесса развития. Изучить на лекции методику (№6) проведения внеучебного мероприятия как средства развития индивидуальности школьника.
Задание для самостоятельной работы: разработать в составе творческой группы конкретные варианты методики №6. По усмотрению студента выбрать определенные классы (начальные, средние, старшие) и форму внеклассных занятий (предметный кружок, тематический вечер, экскурсия, поход и т.д.) и разработать конкретную
методику, указав в ней цели, педагогические средства и условия их достижения, схему анализа процесса подготовки и проведения мероприятия и его результатов.
1.2. Примерное содержание семинарских занятий
В зависимости от вида педагогической подготовки и поставленных преподавателем задач соотношение лекционных и семинарских занятий будет разным, поэтому ниже приводятся разработки отдельных занятий, которые не исчерпывают весь их перечень.
Занятие 1. Проблемы развития образования.
Цель: изучить основные направления развития образования.
План занятия
1. Анализ Закона РФ «Об образовании».
2. Цели общеобразовательной школы.
3. Решающие условия обновления школы.
4. Проведение педагогической игры.
Задания для студентов
1. Подготовиться к обсуждению вопросов, указанных в плане, изучив основную литературу.
2. Подумать над вопросами:
2.1. В чем состоит необходимость перестройки образования?
2.2. Почему существующий процесс обучения не отвечает потребностям общества и учащихся?
2.3. Что необходимо изменить: а) в целях школы? б) в содержании образования? в) в формах и методах обучения, чтобы педагогический процесс отвечал требованиям дня?
2.4. В чем состоит сущность новой концепции образования?
3. Практическое задание. Подготовиться к участию в ролевой игре: выбрать роль, продумать свои функции, то есть сформулировать свои варианты вопросов, которые отражают связь с жизнью учащихся, школы, общества, с проблемами родителей и пр., или (для «представителей президиума») подготовить ответы на возможные вопросы из зала.
Темы рефератов
1. Основные идеи обновления школы.
2. Государственный стандарт образования.
3. Индивидуализация образования.
4. Деятельностный подход к учащимся.
Основная литература
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Материалы педагогической периодической печати (Первое сентября, Учительская газета, Педагогика, Народное образование, Начальная школа, Психологическая наука и образование, Мир образования и др.).
3. Государственный стандарт образования (материалы, опубликованные в методических журналах и научно-теоретическом журнале «Педагогика»).
4. Статьи в журнале «Педагогика» (1996, №5): 1) Днепров Э.Д. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России; 2) Гершунский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в России; 3) Ерошин В.И. Современная экономическая ситуация в образовании; 4) Малькова З.А. Тринадцать лет спустя: американская школа-96.
5. Кривошеев В.Ф. Концепция школьного образования // Начальная школа. - 1996. - №4.
Занятие 2. Проблемы формирования интеллектуальной сферы.
Цель: изучить практические проблемы формирования интеллектуальной сферы.
План занятия
1. Сущность интеллектуальной сферы и ее особенности у младших, средних подростков и старших школьников.
2. Способы развития рассматриваемой сферы.
3. Принцип проблемное™, способы его реализации.
4. Возможности развития интеллектуальной сферы в процессе обучения своему предмету и во внеклассной работе.
Задания для студентов
1. Подготовиться к обсуждению вопросов, указанных в плане, изучив основную литературу.
2. Подумать над вопросами:
2.1. Сущность интеллектуальной сферы (ее строение, функции, признаки, проявление и пр.).
2.2. Диагностика указанной сферы.
2.3. Цели ее развития.
2.4. Педагогические средства и условия ее развития.
2.5. Анализ результативности процесса формирования интеллектуальной сферы.
2.6. Как в условиях преподавания своего предмета вы будете применять принцип проблемное™ с целью развития рассматриваемой сферы?
3. Подобрать методики диагностики интеллектуальной сферы.
4. Разработать методику ее формирования.
5. Подготовиться к выполнению практических заданий:
5.1. Защита своих методик.
5.2. Проведение в группе микроисследований.
5.3. Микропреподавание - демонстрация приемов формирования интеллектуальной сферы.
Темы рефератов
1. Интеллектуальная сфера старшего (младшего) школьника.
2. Диагностика развития интеллектуальной сферы.
3. Способы формирования интеллектуальной сферы.
4. Возможности учебного процесса в ее формировании.
5. Принцип проблемное™ и его реализация на уроках. Основная литература: 5; 23; 30; 34; 60; 75; 76; 78; 97; 98; 104.
Занятие 3. Проблемы формирования мотивационной сферы.
Цель: изучить практические проблемы формирования мотивационной сферы.
План занятия
1. Сущность мотивационной сферы и ее особенности у школьников разного возраста.
2. Принцип мотивации, способы его реализации.
3. Способы развития мотивационной сферы.
4. Возможности развития мотивационной сферы в процессе обучения своему предмету и во внеклассной работе.
Задания для студентов
1. Подготовиться к обсуждению вопросов, указанных в плане, изучив основную литературу.
2. Подумать над вопросами:
2.1. Сущность мотивационной сферы (ее состав, строение, стороны, функции, признаки, и пр.).
2.2. Диагностика указанной сферы.
2.3. Цели ее развития.
2.4. Педагогические средства и условия развития мотивационной сферы.
2.5. Анализ результативности процесса формирования мотивационной сферы.
2.6. Как в условиях преподавания своего предмета вы будете применять принцип мотивации с целью развития рассматриваемой сферы?
3. Подобрать методики диагностики этой сферы.
4. Предложить методику ее формирования.
5. Подготовиться к выполнению практических заданий:
5.1. Защита своих методик.
5.2. Проведение в группе микроисследований.
5.3. Микропреподавание - демонстрация приемов формирования мотивационной сферы.
Темы рефератов
1. Мотивационная сфера старшего (младшего) школьника.
2. Диагностика развития мотивационной сферы.
3. Способы формирования мотивационной сферы.
4. Возможности педагогического процесса в формировании мотивационной сферы.
5. Принцип мотивации и его реализация на уроках. Основная литература: 38; 39; 80; 83; 97; 112; 135.
Занятие 4. Способы развития эмоциональной сферы. Приемы аттракции.
Цель: сформировать навыки педагогического общения, добиться овладения студентами приемами аттракции и дать представление о способах формирования и управления эмоциональными состояниями учащихся.
План занятия
1. Сущность эмоциональной сферы и ее особенности у школьников подросткового (среднего и старшего) возраста.
2. Способы развития эмоциональной сферы.
3. Аттракция как средство развития эмоциональной сферы.
3.1. Понятие «прием аттракции».
3.2. Использование приемов аттракции в школьной практике.
Задания для студентов
1. Подготовиться к обсуждению вопросов, указанных в плане, изучив основную литературу.
2. Подумать над вопросами:
2.1. Сущность эмоциональной сферы.
2.2. Ее особенности у школьников разного возраста.
2.3. Диагностика указанной сферы.
2.4. Цели ее развития.
2.5. Педагогические средства и условия ее развития.
2.6. Анализ результативности процесса формирования эмоциональной сферы.
3. Подобрать методики педагогической диагностики эмоциональной сферы.
4. Отобрать способы педагогического воздействия в рассматриваемом аспекте.
5. Подобрать приемы аттракции.
6. Подготовиться к выполнению практических заданий:
6.1. Защита своих методик.
6.2. Микропреподавание - демонстрация приемов аттракции, способов педагогического воздействия.
Темы рефератов
1. Эмоциональная сфера старшего школьника.
2. Способы формирования эмоциональной сферы.
3. Педагогическая копилка приемов аттракции.
4. Урок: его возможности в развитии эмоциональной сферы. Основная литература: 19; 24; 25; 27; 35; 70;78; 89; 98; 99.
Занятие 5. Методы педагогической диагностики.
Цель: изучить основные методы педагогической диагностики.
План занятия
1. Сущность и содержание педагогической диагностики.
2. Методика изучения основных сфер человека.
3. Методика изучения личностных качеств учащихся.
4. Методы изучения классного коллектива.
5. Методы изучения деятельности учителя.
Задания для студентов
1. Подготовиться к обсуждению вопросов, указанных в плане.
2. Подумать над вопросами:
2.1. Какие требования предъявляются к педагогической диагностике?
2.2. Какие показатели можно отнести к критериям: а) развитости, б) обученности, в) воспитанности учащихся?
2.3. Как определить уровень сформированное™ какой-либо сферы?
2.4. Как определить уровень сформированное™ ведущих качеств личности?
2.5. Какой может быть программа изучения индивидуальных особенностей учащихся?
2.6. Какие существуют методики изучения коллектива? Как определить структуру, лидеров коллектива?
2.7. Каковы методы изучения педагогической деятельности?
3. Практические задания:
3.1. Разработать (взять готовую) методику определения уровня развития сфер человека, качеств личности (по выбору студента).
3.2. Составить план наблюдения за деятельностью учащегося на уроке с целью выявления его отношения к учению (или развития каких-либо признаков той или иной сферы, качеств личности - по усмотрению студента).
3.3. Составить план диагностической беседы с учащимся.
3.4. Составить анкету для учащихся.
3.5. Подготовить методику шкалирования мотивации учащихся.
В выполнении практических заданий использовать накопленные ранее методики.
На семинаре предполагается провести самостоятельные микроисследования: анкетирование, шкалирование и т.п.
Темы рефератов
1. Диагностика развития интеллектуальной (или любой другой) сферы.
2. Диагностические методы выявления воспитанности учащихся.
3. Определение соответствия уровня обученности (развития, воспитанности) стандарту образования.
4. Наблюдение и анализ деятельности учителя на уроке. Основная литература: 5; 65; 76; 78;100;107; 129;130.
Занятие 7. Педагогический консилиум.
Цель: сформировать представление о программе и методике проведения педагогического консилиума; добиться овладения практическими навыками участника деловой игры.
План занятия
1. Сущность педконсилиума (его цели, назначение, место в деятельности педагогического коллектива).
2. Методика проведения консилиума.
3. Деловая игра.
Задания для студентов
1. Подготовиться к обсуждению вопросов и активному участию в деловой игре.
2. Подумать над вопросами:
2.1. В чем сущность идей оптимизации учебно-воспитательного процесса?
2.2. Сущность педагогического консилиума.
2.3. Обязательно ли изучать школьника методом педконсилиума?
2.4. В чем преимущества педагогического консилиума как метода диагностики? 3. Практические задания:
3.1. Подготовить табличную форму характеристики класса.
3.2. Выбрать одну из ролей деловой игры «Педагогический консилиум» (например, учитель физики, труда, информатики и т.д., врач школы, психолог школы, классный руководитель, завуч, зам. директора по воспитательной работе, эксперт) и подготовиться к участию в консилиуме в этой роли.
3.3. Подготовить две-три характеристики учащихся (можно взять на кафедре педагогики и психологии, в школе, составить самому).
4. Пример характеристики учащегося:
Ученик 8-го класса Гена Иванов. Отец его подолгу находится в море, мать работает, мальчик предоставлен самому себе. Состояние здоровья плохое: очень слабое зрение, ослаблен слух. Гена оставлен на второй год в 8-м классе.
Учится неровно: по одним предметам удовлетворительно, по другим - плохо. В физике его привлекает только практическая часть: он за все берется с энтузиазмом, начинает (в школьном кружке) монтировать радиоприемник, другие приборы, но быстро утомляется, недостаток здоровья и теоретических знаний гасит его интерес. Он старается участвовать в практических работах на уроках, занятиях кружка, но не доводит выполнение заданий до завершения. Тем не менее его привлекают практические, лабораторные занятия по труду, химии, физики. При этом интерес к теоретическим знаниям по названным предметам не проявляет. По другим предметам учится плохо: не любит уроки русского языка (в диктанте может сделать 20-30 ошибок), математики. У Гены есть положительные мотивы к учению по отдельным предметам (труду, физике, химии), но из-за недостатка в знаниях, вследствие педагогической запущенности, болезни и других причин они неустойчивы и неразвиты. Заметно отрицательное отношение к
отдельным предметам (математика, русский и английский языки). В целом многие сферы индивидуальности у этого школьника недостаточно сформированы.
Темы рефератов
1. Оптимизация педагогического процесса в современных условиях.
2. Педагогический консилиум, особенности его организации в условиях перестройки школы.
3. Из опыта проведения педконсилиума в школе №.....
4. Психолого-педагогическая характеристика учащихся.
5. Выявление уровня воспитанности учащихся.
6. Выявление уровня обученности.
7. Выявление уровня развития интеллектуальной и других (по выбору студента) сфер.
Основная литература: 11; 100; 129.
Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ