Направление 3 (консультативно-методическая помощь представителям органов государственно-общественного управления образовательных учреждений

В ходе опросов и проведении семинаров, консультаций для общественных управляющих выявлено, что проблемой в развитии государственно-общественного управления, деятельности органов ГОУ являются недостаточные проектные компетенции у ряда руководителей, педагогических кадров в режиме модернизации образования, проявление сопротивления изменениям при недостаточности инициатив, недостаточные знания особенностей сферы образования у отдельных категорий общественных управляющих (кооптированных представителей, родителей).

В 2009-2010 учебном году отделом развития образования успешно реализован план подготовки общественных управляющих, включающий на муниципальном уровне проведение следующих мероприятий:

1. семинаров по проблемам развития деятельности органов ГОУ и системы государственно-общественного управления:

· для председателей органов государственно-общественного управления общеобразовательных учреждений города Томска;

· для секретарей органов государственно-общественного управления общеобразовательных учреждений города Томска «Оформление нормативной документации, делопроизводство, подготовка решений Совета»;

консультаций:

· 6 групповых консультаций для руководящих и педагогических кадров по проблемам развития деятельности органов ГОУ, расширению государственно-общественного участия в управлении образованием, формированию моделей деятельности органов ГОУ образовательных учреждений, подготовке материалов в рамках региональных конкурсов Публичных докладов, моделей Советов, Лучших общественных управляющих и социальных проектов органов ГОУ;

· более 4000 индивидуальных консультаций для руководящих и педагогических кадров, общественных управляющих по разработке нормативно-правовой базы органов ГОУ, участию в конкурсных мероприятиях разных уровней и др.

Значимым в рамках проведенных семинаров и консультаций явилось представление практического опыта развития деятельности органов ГОУ образовательных учреждений, таких как: Академический лицей, гимназия № 1, школ № 33, 47, ДЮЦ «Звездочка», ДТД иМ.

В 2009 -2010 учебном году на муниципальном уровне осуществлялась реализация инициативного проекта, основной целью которого является развитие общественных инициатив через расширение взаимодействия органов государственно-общественного управления и систему подготовки общественных управляющих. Итогами реализации проекта станут:

· четырехуровневая модель подготовки кадров общественных управляющих на муниципальном уровне (представители учредителя - председатели органов ГОУ – общественность – школьники);

· модель формирования и развития общественной инициативы в сфере образования;

· целевые программы подготовки общественных управляющих на муниципальном уровне;

· система групповых, тренинговых, консультационных занятий по подготовке общественных управляющих школьников на базе Центров гражданского образования;

· программа работы переговорной площадки МГОУ по реализации общественной инициативы, заказа на образования, открытому диалогу с общественностью,

ДЮПом , органами ГОУ образовательных учреждений;

· модель методического сопровождения органов ГОУ.

В текущем учебном году на муниципальном уровне апробированы механизмы общественного участия в управлении образованием, такие как переговорные площадки, разработнические и проектные семинары. Проведены переговорные площадки с членами ДЮПа, общественными управляющими по проблемам развития образования.

Результатами мероприятий проекта, зафиксированными и подтвержденными мониторинговым исследованием, стали:

наличие:

· у общественных управляющих необходимых знаний, умений по разработке нормативной базы организации и функционирования органов ГОУ общеобразовательных учреждений;

· у председателей, секретарей определенных знаний, умений по ведению протоколов и другой документации органов ГОУ;

· инициатив педагогических и руководящих кадров, оформленных в формате 5 инициативных (лицеи № 7 и Академический, СОШ № 16, 28, 37) и 14 социальных проектов (гимназии № 6, 13, 24, 29, 56, лицеи № 7 и Академический, СОШ № 8, 16, 25, 28, 37, 47); 13программ (гимназии № 1, 6, 24, 26, 29, 56, лицеи № 7 и Академический, СОШ № 16, 25, 28, 37, 47) органов государственно – общественного управления;

· компетентностей для осуществления общественной экспертизы в составе комиссий, групп, в том числе по качеству предоставляемого образования.

В ходе проведенного мониторинга выявлено, что в 5 образовательных учреждениях (гимназиях № 1, 6, Академическом лицее, школах № 16, 33) разработаны программы обучения общественных управляющих (представителей школьников, родителей). Они сформированы в целях развития государственно – общественного управления, расширения направлений деятельности Центров гражданского образования. В стадии завершения программы ДЮПа, Центра и гражданского образования ЦДОД «Планирование карьеры», включая мероприятия кабинета гражданского образования.

Академическим лицеем разработана программа коучинга «Родительский менеджмент «Управляем вместе» (авторы: Тоболкина И.Н., Панова Е.В.). Она рассчитана, как на индивидуальный коучинг, так групповой и модульный. В рамках данной программы успешно осуществлена подготовка общественных управляющих (председателей классных родительских комитетов) как своего образовательного учреждения, так и других учреждений города Томска.

Достижению положительных результатов по созданию и организации деятельности органов государственно-общественного управления способствовало проведение установочных совещаний для руководителей ООУ, УДОД; обучающих семинаров для председателей (заместителей), секретарей органов ГОУ, информационное и консультативно-методическое сопровождение данной деятельности.

Общеобразовательным учреждением № 33 оформлен инновационный проект, которому по результатам экспертизы присвоен статус «Муниципальная инновационная площадка учреждения дополнительного образования детей и инновационной воспитательной работе общеобразовательного учреждения». Данным образовательным учреждением разработаны также рекомендации для общественных управляющих из числа школьников, родителей, педагогических кадров по осуществлению их деятельности в составах Советов, которые апробировались в других образовательных учреждениях города Томска.

На развитие положительной динамики и результатов направлен комплекс управленческих мероприятий, как на уровне образовательных учреждений, так и муниципальном: подготовка учреждениями собственных программ обучения, проведение фокус – групп и т.д.

Направление 4 (апробация содержания и механизма мониторинговых исследований организации деятельности органов ГОУ)

Положительным результатом реализации мероприятий по направлению стала разработка и апробация содержания и механизма мониторинговых исследований организации деятельности органов ГОУ; выявлениесостояния нормативной документации по организации деятельности органов ГОУ образовательных учреждений, оптимального содержания, форм, методов, средств организации данной деятельности, способствующих повышению эффективности, совершенствованию управленческого механизма, активизации работы по направлению и проектированию ее дальнейшего развития; апробации модели мониторинговых исследований (критериев, показателей, диагностических материалов и т.д.). Осуществлено формирование, апробация модели, механизма проведения внутреннего и внешнего мониторинга организации деятельности данных органов. На достижение результатов был направлен комплекс организационных мероприятий, проведенных отделом развития департамента образования:

· организация и координирование работы ПТГ «Мониторинг инновационной деятельности» (в части формирование критериев и показателей деятельности органов ГОУ);

· разработка нормативной базы, модели, подходов и механизма проведения мониторинга, его организационно-методического обеспечения;

· формирование протокола результатов мониторинговых исследований, рекомендаций по проведению внутреннего мониторинга изучения состояния организации и осуществления деятельности органа ГОУ в образовательном учреждении;

· проведение совещаний для руководителей общеобразовательных учреждений и общественных управляющих.

В ходе проведения мониторинга разработанных нормативных документов выявлено:

1. В общеобразовательных учреждениях разработана нормативная база достаточная для функционирования органов ГОУ (дополнение к Уставу, Положения «Об органе ГОУ общеобразовательного учреждения», о порядке выборов и кооптации, новых структурах органа, регламент его работы, приказы Учредителя о проведении выборов и назначении своего представителя в орган ГОУ,о внесении данного органа в муниципальный реестр, другие приказы и распоряжения, отражающие содержание деятельности органа ГОУ).

2. На сайтах образовательных учреждений информация об организации и осуществлении деятельности органов ГОУ частично имеется. Необходимо своевременное ее размещение операторами образовательных учреждений в соответствии с графиками и направлениями КПМО.

3. Секретарями органов ГОУ осуществляется ведение протоколов заседаний. Необходимо соблюдение регламентов оформления данных документов, нормативно-правовой базы деятельности данных органов.

Наряду с положительным опытом выявлены следующие проблемы:

· недостаточное качество созданных нормативно- правовых документов в части их соответствия муниципальной, региональной, федеральной нормативной базе ГОУ;

· несвоевременное размещение на сайтах образовательных учреждений информации о деятельности органов ГОУ;

· недоучет реалистичности соотношения желаемых результатов с имеющимися и создаваемыми ресурсными возможностями, требованиями времени и содержания деятельности органов ГОУ;

· недостаточное соблюдение регламентов проведения заседаний органов ГОУ (периодичность проведения заседаний, процедуры кооптации, уведомления о заседаниях и т.д.).

На решение вышеназванных проблем планируется направить комплекс управленческих мероприятий, в том числе мониторинговые исследования в 2010-2011 учебном году.

Направление 5 (формирование открытости пространства работы общеобразовательных учреждений и органов государственно-общественного управления)

Значимым направлением в формировании открытости системы государственно-общественного управления является информирование общественности.

В 68 общеобразовательных учреждениях оформлены информационные стенды, отражающие деятельность органов государственно-общественного управления учреждений. Большой объем работы проведен по формированию открытости и публичности органов ГОУ и муниципальной системы образования.

В ходе общественных слушаний (август и декабрь 2009 года) отмечены достижения департамента образования и образовательных учреждений по формированию открытости пространства работы общеобразовательных учреждений и органов государственно-общественного управления. Свидетельством результативности являются включение в рейтинг десятки лучших общеобразовательных учреждений 7 образовательных учреждений города Томска, принявших участие в I региональном конкурсе Публичных докладов (Академического лицея -1 место, гимназии № 24 - 3 место, школы № 40 - 6 место, школы № 33 -7 место).

В течение учебного года было подготовлено и размещено на сайте администрации города Томска около 120 пресс-релизов, 70% из которых были процитированы томскими СМИ. Они охватывали деятельность всех служб департамента образования и образовательных учреждений. Тематически пресс-релизы можно разбить на следующие смысловые блоки: освещение жизнедеятельности ОУ: капитальный и текущий ремонты, питание; статистические материалы по функционированию ООУ, ДОУ, УДО; мероприятия, проводимые в ОУ; мероприятия по развитию ОУ; освещение реализации Приоритетного национального проекта «Образование»; освещение реализации комплексного проекта модернизации образования.

О ходе реализации КПМО систематически в соответствии с сетевым графиком размещалась информация на сайте администрации города Томска в формате пресс-релизов; публиковалась в областных печатных СМИ: газетах «Томские новости; «Вечерний Томск»; «Томский вестник»; «Красное знамя»; «Общественное самоуправление».

Сюжеты о КПМО выходили на телеканалах в новостных передачах: «Час пик»; «Вести-Томск», а также на всех радийных каналах.

Наиболее востребованными стали темы о внедрении новой системы оплаты труда в общеобразовательных учреждениях города; проведении капитального ремонта учреждений образования и открытии после ремонта детских садов; профильном обучении в образовательных учреждениях города; проблемах и перспективах шахматного образования; качестве питания в школьных столовых Томска; мероприятиях образовательных учреждений спортивного и художественно-эстетического цикла.

Ежегодно с 1999 года публикуется анализ деятельности муниципальной системы образования в информационно-справочном аналитическом издании «Томское образование». В 2009 году на сайте администрации города Томска был размещен Публичный информационно-аналитический доклад о состоянии и результатах деятельности муниципальной системы образования.

Положительными результатами реализации мероприятий по направлению является размещение муниципальными общеобразовательными учреждениями на сайтах Публичных докладов о своей деятельности; оформление информационных стендов о деятельности органов ГОУ, проведение общественных слушаний, как на уровне образовательных учреждений, так и на муниципальном; переход от ситуативного освещения деятельности по направлению в СМИ к медиа – планированию; повышение информированности общественности о деятельности муниципальной системы образования.

Направление 6 (создание условий для распространения опыта государственно-общественного управления образовательными учреждениями города в массовую управленческую практику)

Значимым в развитии практик государственно - общественного управления является создание условий для распространения имеющегося опыта образовательных учреждений в массовую управленческую деятельность.

Отделом развития департамента образования проведены организационные мероприятия по формированию, обобщению, представлению опыта образовательных учреждений по развитию государственно - общественного управления на муниципальном и региональном уровнях:

· семинар – консультация для руководящих и педагогических кадров в рамках городского и областного этапов конкурсов Школьных советов, Публичных докладов, Лучших общественных управляющих, социальных проектов органов ГОУ;

· индивидуальные и групповые консультации для руководящих и педагогических кадров по подготовке инициативных проектов;

· организационные мероприятия в рамках Ярмарки инновационных проектов в городе Отрадном (по обобщению и представлению опыта Центров гражданского образования; развитию государственно - общественного управления);

· консультации по оформлению материалов в рамках обобщения опыта Всероссийским институтом государственно – общественного управления образованием и др.

Положительным результатом по данному направлению является организационно-методическое сопровождение отделом развития образовательных учреждений в процессе подготовки и оформления конкурсных материалов по государственно-общественному управлению, представление опыта формирования моделей государственно-общественного управления в рамках II городской научно-практической конференции «Инновации в дополнительном образовании детей и воспитательной работе общеобразовательных учреждений», подготовка стендовых докладов по направлению, электронный банк данных моделей органов ГОУ.

На развитие положительной динамики планируется в 2010-2011 учебном году направить комплекс управленческих мероприятий, в том числе электронный банк данных моделей взаимодействия органов ученического самоуправления с ГОУ и МГОУ, общественными организациями, проведение совещаний и групповых консультаций с педагогическими и руководящими кадрами в рамках обобщения практик ГОУ по развитию общественных инициатив.

В развитии государственно-общественного управления в 2009 – 2010 учебном году отмечены следующие проблемы:

· недостаточное качество созданных образовательными учреждениями нормативно- правовых документов в части их соответствия муниципальной, региональной, федеральной нормативной базе ГОУ;

· несвоевременное размещение на сайтах образовательных учреждений информации о деятельности данных органов;

· недостаточное соблюдение регламентов проведения заседаний органов ГОУ (периодичность проведения заседаний, процедуры кооптации, уведомления о заседаниях и т.д.);

· отсутствие нормативно-правового закрепления разграничения полномочий между руководителем образовательного учреждения и органом государственно-общественного управления;

· низкая мотивация к качественно новой деятельности представителей общественности и недостаточная психологическая установка на демократизацию управления образованием руководящих кадров образовательных учреждений;

· отсутствие опыта общественного участия в управлении образованием, формировании общественной инициативы в сфере образования, проведении мониторинговых исследований развития государственно-общественного управления муниципальной системы образования;

· недостаточная подготовка кадров по созданию социально значимых программ и проектов, открытому диалогу с другими органами самоуправления образовательного учреждения, общественностью, муниципальным советом по развитию общего образования в городе Томске.

Задачи по развитию государственно-общественного управления на 2009 – 2010 год:

· создание нормативно-правовых, организационно-технических, научно-методических, финансовых условий для реализации политики в сфере государственно-общественного управления муниципальной системы образования.

· развитие системы государственно-общественного управления, организации системной деятельности органов ГОУ.

· организация системной деятельности Центров гражданского образования по обучению общественных управляющих.

· создание условий для распространения опыта государственно-общественного управления образовательными учреждениями города в массовую управленческую практику.

· развитие механизма использования опыта государственно-общественного управления для реализации приоритетных направлений развития муниципальной системы образования.

· продолжение апробации модели проведения мониторинговых исследований развития государственно-общественного управления.

Наши рекомендации