Структура образовательного мониторинга

Структура образовательного мониторинга определяется функциями его элементов. Информация, которая поступает из источника, обрабатывается, хранится и распространяется на каждом уровне. Структура данных, например, об ученике состоит из двух частей:

ü психическое развитие;

ü усвоение содержания образова­ния.

Следовательно, и характеристика образо­вательных систем всех уровней (школа, муниципальное региональное и федеральное образова­ние) также должна включать обе эти части.

Прогнозирование строится по описанной структуре на каждом уровне - от ученика до федеральной системы образования.

Реализация основных целей образовательного мониторинга находит свое выражение в психолого-педагогических и функциональных результатах образовательного процесса. К психолого-педагогическим результатам относятся новообразования в структуре знаний, учебных навыков, поведении, направленности личности, в системе её отношений. К функциональным результатам относятся различные способы педагогического воздействия, назначение которых состоит в управлении деятельностью обучающихся. Качественной и количественной мерой оценки психолого-педагогических результатов являются нормы, эталоны, которыми задаются условия успешной учебной работы и её желаемые результаты.

Система показателей и измерителей образовательного мониторинга

Система показателей и измерителей образовательного мониторинга должна представлять собой адекватную информационную модель сферы общего образования в регионе, позволяющую решать не только актуальные задачи управления, но и широкий круг задач, которые могут возникнуть только в перспективе.

Показатели мониторинга различны для разных субъектов мониторинга.

По периодичности сбора данных следует разделять ежегодно собираемую информацию (для стабильных, медленно изменяющихся данных, используемых при стратегическом планировании и контроле исполнением решений) и ежемесячную отчетность (для динамичных показателей, используемых при оперативном управлении и контроле).

Качественные показатели

К основным качественным показателям образовательного мониторинга относятся:

ü объективность - полученные результаты должны отражать реальное состояние дел, а личностный фактор должен быть минимизирован;

ü точность - погрешности измерений должны быть такими, чтобы гарантировать значения истинных показателей с приемлемой точностью;

ü полноту - источники информации должны перекрывать возможное поле получения результатов или корректно репрезентировать его;

ü достаточность - объем информации должен соответствовать потребностям руководителя и быть достаточным для принятия того или иного решения;

ü систематизированность (структурированность) - информация, полученная из различных источников относительно одного объекта, должна быть структурирована и систематизирована с учетом качества источников информации и информационных запросов руководителей;

ü оптимальность обобщения - информация должна соответствовать тому уровню задач, который решает орган управления;

ü оперативность (своевременность) - как качество самой информации. Информация должна носить в большей степени управленческую, а не историческую ценность, то есть соответствовать темпам развития;

ü доступность - этот показатель можно понимать двояко. С одной стороны, это доступность в смысле возможности и реальности получения (возможен вариант, когда руководитель знает о наличии той или иной информации, но в силу различных причин не может ее получить). Второе понимание доступности связано с формой предоставления информации руководителю, когда достаточная и качественная информация поступает в такой форме, что становится непригодной для принятия решения (например, многостраничный отчет или графическая информация).

Количественные показатели

Количество ежемесячно собираемых показателей должно быть минимизировано, а сами показатели тщательно отобраны. В перечне, приводимом ниже, показатели для ежемесячной отчетности помечаются звездочкой.

Персонал

ü Нормативная, списочная и среднемесячная явочная численность учителей, учебно-вспомогательного персонала, администрации

ü Списочный состав учителей и администрации школ с указанием: года рождения, пола, образования и специальности по диплому, наличия ученой степени, стажа по специальности, должности, срока работы в текущей должности, сроки последней переподготовки или курсов повышения квалификации. Также должны быть указаны категория (разряд), объем учебной нагрузки, текущие учебные курсы по классам.

Контингент учащихся

ü Нормативный, списочный и среднемесячный явочный контингент учащихся в каждой параллели, данные о среднемесячной заболеваемости по параллелям, освобождению от занятий.

ü Планируемый для поступления на будущий год контингент 1-х классов.

ü Данные о поступлении в школу и перевод из школы учащихся по параллелям.

ü Данные о выпускниках 9-х и 11-х классов: продолжение образования, поступление в другие учебные заведения, трудоустройство.

Наши рекомендации