Оценка согласованности вузов в представлении понятия «качество образовательного процесса» с позиций необходимости мониторинга удовлетворенности непосредственных потребителей

Составные элементы категории в оценке студентов Вузы России
ТюмГАСУ МГСА МосГУ СибУПК БПГУ
Процесс обучения
- материально-техническая база (инфраструктура) + + + + +
- оснащенность и укомплектованность аудиторий + + + + +
- доступ к компьютерным технологиям +   + - +
- работа студенческого и спортивного клубов - + - + -
- санитарно-гигиеническое состояние учебных аудиторий, пунктов общественного питания -   + - -
- организация самостоятельной работы + + + + +
- организация научно-исследовательской деятельности студентов + + + + +
- нравственно-психологическая атмосфера   +      

Продолжение таблицы 1

Кадровый потенциал
- профессионализм ППС + + - + +
- методическая подготовленность ППС + + - - -
- отношение преподавателей к студентам + + - - +
- умение заинтересовать + + - - +
Качество абитуриентов и студентов - + - - -
Профессионализм выпускников +   + + +
Качество отношений с внешней социальной средой   +      

Рис 1. Распределение составных элементов категории «качество образовательного процесса» в представлении вузов

В целом по результатам исследования можно сделать следующие выводы:

· такие элементы образовательного процесса как материально-техническая база и оснащенность аудиторного фонда, профессионализм ППС являются обязательными элементами представления о качестве образовательного процесса;

· несмотря на то, что кадровый потенциал – очень важная категория при оценке качества образовательного процесса, многие вузы не учитывают педагогическую составляющую требований к ППС (методическую подготовленность, умение заинтересовать, заинтересованность в успехах студентов и пр.);

· для вузов разную степень значимости имеют внеучебная и воспитательная работа;

· немногие вузы ассоциируют качество образовательного процесса с качеством абитуриентов и качеством отношений с внешней социальной средой.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гретченко А.И. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство/А. И. Гретченко, А. А. Гретченко. – М. : КНОРУС, 2009. - 432 с.

2. Мониторинг удовлетворённости субъектов образовательного процесса вуза качеством образовательных услуг// Н.Н. Шилова. – Вестник Сургутского государственного педагогического университета. Издательство: Сургутский государственный педагогический университет (Сургут) ISSN: 2078-7626, 36 2012г, С.101-107.

3. Потребительский мониторинг удовлетворенности качеством образовательных услуг в вузе / З. Капелюк, С. Донецкая, Л. Струминская// Стандарты и качество.2007.№1

4. Прудникова М.М. Оценка студентами качества образовательного процесса в университете / М.М. Прудникова, К.Н. Падюков, В.А. Акимов // Гарантии качества высшего профессионального образования: материалы международной научно-практической конференции, Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2008. – С. 305-307.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

5. Учебно-воспитательный процесс в общественном мнении студентов. По итогам социологического исследования МосГУ // http:// www.mosgu.ru

6. Федеральная служба государственной статистики // http:// www.gks.ru

7. ОфициальныйсайтМГСА //http://www.mosgu.ru

С.А. Медведева

Наши рекомендации