Содержательное обеспечение введения ФГОС НОО
СПРАВКА
По итогам проверки выполнения требований к реализации основной образовательной программы начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Яшкинского муниципального района
В соответствии с приказом Управления образования от 13.03.2012 года №394 «О проведении выборочной проверки выполнения требований к реализации основной образовательной программы начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Яшкинского муниципального района», проведена проверка выполнения требований к реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Программа проверки включала показатели по следующим разделам:
1.Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС НОО в образовательных учреждениях.
2. Содержательное обеспечение введения ФГОС НОО.
3. Кадровое, материально-техническое и информационное обеспечение введения ФГОС НОО.
4. Организация внеурочной деятельности.
В выборочном контроле приняли участие 5 общеобразовательных учреждений: МБОУ «Таловская СОШ Яшкинского муниципального района», МБ ОУ СОШ №1 Яшкинского муниципального района, МБОУ «Ботьевская средняя школа», МБОУ «Колмогоровская СОШ Яшкинского муниципального района», МБОУ «Литвиновская СОШ Яшкинского муниципального района».
В МБ ОУ СОШ №1 Яшкинского муниципального района обучение в соответствии с ФГОС НОО осуществляется в 1-х, 2-х классах, т.к. школа является региональным базовым ОУ по апробации ФГОС НОО (приказ ДОиН №1231 от 17.06.2010). В МБОУ «Таловская СОШ Яшкинского муниципального района», МБОУ «Колмогоровская СОШ Яшкинского муниципального района», МБОУ «Ботьевская средняя школа», МБОУ «Литвиновская СОШ Яшкинского муниципального района» ФГОС НОО введен с 01.09.2011г. в 1-х классах.
1. Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС НОО
В ходе контроля проверялась сформированность пакета нормативных актов, регламентирующих введение ФГОС НОО. Документы муниципального, школьного уровня сформированы полностью.
Организация введения ФГОС НОО регулируется внутренними локальными актами общеобразовательных учреждений такими как:
- договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся;
- положение об организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении;
-положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации обучающихся начальной школы;
- договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности;
- приказами «О переходе ОУ на обучение по ФГОС НОО», «О разработке ООП», «О создании рабочей группы по обеспечению перехода ОУ на ФГОС НОО»;
-должностными инструкциями и др.
Однако, в Уставы образовательных учреждений не внесены (либо внесены частично) необходимые изменения и дополнения в связи с введением ФГОС НОО.
ОУ | Цели и задачи | Предмет деятельности ОУ | Характеристика образовательного процесса | Система оценки | ООП | Введение внеурочной деятельности | Управление школой | Локальные акты |
Таловская сош | - | - | - | - | - | - | - | - |
Литвиновская сош | - | - | + (ФГОС) | - | - | + | - | - |
Колмогоровская сош | - | - | + (ФГОС) | - | + | - | - | - |
Ботьевская сош | - | - | - | - | - | - | - | - |
СОШ №1 | + | - | + (ФГОС) | - | - | - | - | + (внеурочная деятельность) |
Нет изменений ни в целях и задачах, ни в предмете деятельности, ни в основных характеристиках образовательного процесса (кроме Литвиновской сош, Колмогоровской сош, СОШ №1). Нет изменений в системе оценки, не отмечено введение внеурочной деятельности (кроме Литвиновской сош), не внесены изменения в раздел «Управление школой», в перечень локальных актов (кроме СОШ №1). Не внесены изменения и в Учредительный договор. В приказах, издаваемых в учреждениях, не отражается период, на который вводится локальный акт или с какого периода, на кого возлагается ответственность за исполнение приказа, кем и где информируется коллектив об издании приказа.
Должностные инструкции работников ОУ, обеспечивающих введение ФГОС (учителя начальных классов, заместителя по УВР, курирующего ФГОС, заместителя по ВР, учителя - предметника) приведены в соответствие с новыми требованиями в МБОУ «Литвиновская сош Яшкинского муниципального района». В МБ ОУ СОШ №1 Яшкинского муниципального района, в МБОУ «Таловская СОШ Яшкинского муниципального района», МБОУ «Колмогоровская СОШ Яшкинского муниципального района», МБОУ «Ботьевская средняя школа» не все должностные инструкции приведены в соответствие с новыми требованиями.
ОУ | Инструкция учителя начальных классов | Инструкция заместителя директора по УВР | Инструкция заместителя директора по ВР | Инструкция педагога дополнительного образования | Инструкция учителя-предметника |
Таловская сош | + | + | + | - | - |
Литвиновская сош | + | + | + | _ | + |
Колмогоровская сош | + | + | - | не ведут | _ |
Ботьевская сош | + | + | - | не ведут | - |
СОШ №1 | + | + | + | - | - |
«Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации» соответствует новым требованиям.
Содержательное обеспечение введения ФГОС НОО
Содержательное обеспечение введения ФГОС НОО реализуется основной образовательной программой начального общего образования, разработанной в учреждениях на основании примерной основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованной к использованию Координационным советом при департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской федерации (протокол заседания от 24-25 июля 2010г. № 1).
Основная образовательная программа начального общего образования должна включать 9 разделов, определенных в п. 16 Стандарта. При оценивании основной общеобразовательной программы проверялось соблюдение формальных признаков:
1. Наличие титульного листа, на котором отмечено утверждение программы директором ОУ и согласование с Управляющим советом ОУ.
На титульном листе должно быть полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом, название программы и сроки ее реализации, указание авторов и года написания.
2. Наличие содержания программы с указанием всех разделов программы и страниц.
3. Наличие разделов программы в соответствии с требованиями ФГОС.
Всем формальным признакам не отвечает ни одна программа проверенных образовательных учреждений.
Содержание и структура разделов определяются в соответствии с п. 19 «Требования к разделам ООП НОО» Стандарта (требования к п. 19.3 приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»).
В основном требования к содержанию и структуре разделов соблюдены.
Учебный план и план внеурочной деятельности как разделы основной образовательной программы согласованы с Управлением образования и территориальным органом Роспотребнадзора в Яшкинском районе.
Для оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в образовательных учреждениях в положениях о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации внесены изменения в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования предметных, метапредметных, личностных. В каждом из проверенных общеобразовательных учреждений результаты обучения накапливаются в Портфолио.
Из структуры ООПНОО МБОУ «Колмогоровская СОШ Яшкинского муниципального района» исключен раздел «Программы отдельных учебных курсов, предметов». В 1 классе внеурочная деятельность включена в учебный план. Не расписан ступенчатый режим образовательного процесса в 1 классе. Программа коррекционной работы есть, но она не работает: у учащихся отсутствуют тетради для коррекционной работы, тетради с развивающими заданиями для занятий с одаренными детьми, хотя данный раздел включен в программу коррекционной работы. В портфолио не включены оценочные листы, нет результатов стартового контроля и результатов тематического тестирования.
ООПНОО МБОУ «Ботьевская средняя школа» не доработана в соответствии с замечаниями, которые были сделаны еще до ее утверждения. В 1 классе не прописан ступенчатый режим образовательного процесса в соответствии с СанПиН. Программа коррекционной работы не переработана на ОУ, поэтому она не работает: у учащихся отсутствуют тетради для коррекционной работы, тетради с развивающими заданиями для занятий с одаренными детьми, хотя данный раздел включен в программу коррекционной работы. Положение о портфолио существует в разных вариантах: разделы портфолио, прописанные в ООП, в системе оценки не совпадают, а у обучающихся третий вариант портфолио. В них не включены оценочные листы, нет результатов стартового контроля и результатов тематического тестирования.
В нормативную базу системы оценивания не включено письмо «О безотметочном обучении в 1 классе».
В 1 классе в учебный план ООП НОО включена внеурочная деятельность, а это отдельный раздел.
Однако, необходимо отметить, что основные образовательные программы начального общего образования не отражают специфику образовательных учреждений, имеют больше методический характер, чем управленческий. Нет особенностей учреждений в программах:
- духовно-нарвственного воспитания в основе которой программы воспитания, действующие в школах ранее, их только нужно доработать в соответствии с ФГОС НОО;
- формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
- коррекционной работы;
- системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В МБ ОУ СОШ №1 Яшкинского муниципального района, в МБОУ «Таловская СОШ Яшкинского муниципального района» не изданы приказы об утверждении списка учебников в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе.
Основные образовательные программы, положения о портфолио и положения о системе оценки не согласованы между собой. В каждом из вышеперечисленных документов изложены различные позиции и трактовки системы оценки в ОУ.
Модели организации внеурочной деятельности обучающихся.
На выбор модели организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях района влияют многие факторы. Основные факторы, которые определяют модель организации внеурочной деятельности, являются: территориальное расположение образовательного учреждения, уровень развития дополнительного образования в школе, программное обеспечение воспитательной деятельности учителей начальных классов и классных руководителей, кадровое обеспечение воспитательного процесса и материально- техническое обеспечение воспитательной деятельности.
Образовательные учреждения МБОУ «Литвиновская сош Яшкинского муниципального района», МБ ОУ СОШ №1 Яшкинского муниципального района организуют внеурочную деятельности через систему дополнительного образования (сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей). МБОУ «Таловская СОШ Яшкинского муниципального района», МБОУ «Колмогоровская СОШ Яшкинского муниципального района», МБОУ «Ботьевская средняя школа» выбрали оптимизационную модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения). Рекомендации по организации внеурочной деятельности выполняются.
В наличии приказы утверждающие количество обучающихся по каждой из образовательных программ внеурочной деятельности.
Положением об организации внеурочной деятельности в школе определено максимальное количество обучающихся в группе, структура рабочей программы внеурочной деятельности. Занятия внеурочной деятельности фиксируются в журнале учета.
Во всех проверенных образовательных учреждениях разработаны программы по всем направлениям внеурочной деятельности (духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное и спортивно-оздоровительное).
В МБОУ «Таловская СОШ Яшкинского муниципального района», МБОУ «Колмогоровская СОШ Яшкинского муниципального района», МБОУ «Ботьевская средняя школа», МБОУ «Литвиновская СОШ Яшкинского муниципального района» протарифицированы 10 часов в неделю внеурочной деятельности на 1-ый класс. В МБ ОУ «СОШ №1» в 7 классах-комплектах внеурочная деятельность реализуется 53 часами в неделю самим образовательным учреждением, педагогами дополнительного образования на договорной основе с учреждениями дополнительного образования 17 часов в неделю. Соответственно тарифицировано 53 часа в неделю из 70 часов.