Программа обучения детей конструктивному моделированию
(для дошкольника)
Задачи психокоррекционных занятий по конструктивному моделированию:
1. Обучение детей самостоятельным способам обследования образцов.
2. Обучение самостоятельным способам решения конструктивных задач.
3. Обучение словесному анализу пространственных положений деталей конструкции.
4. Обучение самостоятельному поиску допущенных ошибок.
1 этап. Подготовительный. Знакомство детей со строительным материалом. Обучение простым конструктивным действиям.
Обучение планомерному обследованию образцов и деталей.
Обучение словесному обозначению пространственных отношений предметов (рядом, на, над, под, около и т.п.).
Задания:
§ Конструирование “башни” из трех-пяти кубиков разного цвета.
§ Конструирование “дорожки” из кирпичиков разного цвета.
§ Конструирование “забора” из кирпичиков разного цвета (вертикальное расположение деталей).
§ Конструирование фигур из одинаковых по величине и форме блоков в вертикальном и горизонтальном направлениях.
2 этап. Модельное конструирование. Обучение планомерному рассматриванию образцов-моделей и выделению их существенных компонентов.
Обучение эффективным способам конструирования с использованием развернутых деталей в виде прикладывания, приставления, примеривания.
Обучение использованию пространственных и метрических признаков предметов.
Обогащение словаря специальной пространственной терминологией (квадрат, круг, треугольник и пр.)
Задания:
§ Конструирование объемных образцов-моделей из деталей одинаковой величины и формы.
§ Конструирование объемных построек из деталей разной величины и формы.
§ Конструирование плоскостных моделей из деталей одинаковой величины и формы.
§ Конструирование плоскостных моделей из деталей разной величины и формы.
3 этап. Конструирование по нерасчлененным образцам-рисункам (объемным). Обучение детей рассматриванию образцов-рисунков, выделению их существенных элементов. Обучение называнию пространственных отношений. Обучение правильному воспроизведению в постройках пропорциональных отношений деталей.
Задание: конструирование построек в вертикальном и горизонтальном направлениях с различными деталями по величине и форме.
4 этап. Конструирование по символическим рисункам. Обучение правильному воспроизведению в постройках пропорциональных отношений деталей.
Обучение детей воспроизведению в постройках пропорций, количества и величины деталей.
Задание: конструирование построек по символическому рисунку с учетом количества деталей, их формы и величины.
ПЛАН-СХЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
1. Установление контакта с родителями и/или педагогами; разъяснение целей и задач консультирования; разъяснение необходимости и возможности направления ребенка на консультацию к другим специалистам. Первичная диагностика проблем развития ребенка.
2. Уточнение запроса в ходе консультирования. Обсуждение общего состояния психического развития ребенка, характера, степени и причин выявленных трудностей.
Обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка. Определение задач психодиагностического обследования.
3. Определение особенностей психического развития ребенка Выявление источников, факторов и механизмов влияния на формирование личности ребенка. Обобщенное описание психологических факторов риска для каждой семьи. Вовлечение членов семьи в самодиагностику и самоанализ стратегий собственного поведения.
4. Психологическое заключение по результатам обследования ребенка и анализа семейных взаимоотношений. Разработка рекомендаций. Обсуждение с родителями и /или педагогами возможностей реализации рекомендаций.
ПЛАН-СХЕМА ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ПРОБЛЕМ