Концептуальное обосонование смены
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ 2 СМЕНЫ 2016 ГОДА
ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «ЛЕСНАЯ ЗАСТАВА»
ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«СТИЛЬНО, МОДНО, МОЛОДЕЖНО!»
Челябинск 2016
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСОНОВАНИЕ СМЕНЫ
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Василий Александрович Сухомлинский
Основные понятия смены: культура, детство, творчество, мода, стиль, молодёжь, открытие, дизайн, дизайнер, дом моды, модельер, коллекция.
Культу́ра (от лат. cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) в основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявление человеческой субъективности и объективности.
Детство - это период человеческого развития, когда он учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества. При этом следует понимать, что детство — не просто фаза человеческого развития, а понятие, имеющее в разные эпохи и у разных народов неодинаковое социальное и культурное содержание. Развитие и социализация ребенка протекают в определенной культурной среде, связанной с другими сторонами жизни общества.
Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.
Мо́да (фр. mode, от лат. modus — мера, образ, способ, правило, предписание) — временное господство определённого стиля в какой-либо сфере жизни или культуры. Определяет стиль или тип одежды, идей, поведения, этикета, образа жизни, искусств, литературы, кухни, архитектуры, развлечений и т. д., который популярен в обществе в определённый период времени.
Стиль — форма жизни и деятельности, характеризующая особенности общения, поведения и склада мышления; манера себя вести, одеваться.
Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности.
Открытие — новое достижение, совершаемое в процессе научного познания природы и общества; установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира.
Дизайн – органичное новое соединение существующих материальных объектов и (или) жизненных ситуаций на основе метода компановки при необходимости использовании данных науки с целью придания результатам этого соединения эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом. Термин «дизайн» может определяться как собственно замысел (проект), процесс его реализации и полученный результат.
Дизайнер— художник-конструктор, человек, занимающийся художественно-технической деятельностью в разных отраслях.
Дом моды – это место, где модельеры и дизайнеры воплощают в жизнь свои идеи. Здесь создают эскизы одежды, аксессуаров, обуви, а так же реализуют их в жизнь. В домах моды проводят выставки, презентации модных коллекций.
Моделье́р — специалист по изготовлению моделей реальной одежды, дизайнер одежды, создатель экспериментальных образцов, определяющий образ и стиль, общее конструктивное решение, изобретающий новые технологические решения и разрабатывающий декор, выбирающий цвет и материалы, продумывающий аксессуары и дополнения.
Коллекция (от лат. collectio — собирание, сбор) — систематизированное собрание предметов, объединённое по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее конкретному владельцу — частному лицу, организации, государству.
Актуальность темы смены
Вторая смена в ДОЛ «Лесная застава» имеет творческую направленность.
Творчество – это образ жизни. Чтобы раскрасить свою жизнь яркими красками, мы обязательно вносим в нее элемент творчества. Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Детское художественное творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. Детское творчество в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка. В детстве и юности ребёнок проходит последовательную смену интересов (так называемые, периоды актуальности) к изобразительной, танцевально-драматической, музыкальной и литературной деятельности.
Именно поэтому мы уделяем такое большое внимание творчеству.
Человек творческий – личность целеустремленная, работающая продуктивно. Это требует тренировки дополнительных мыслительных навыков: планирование и постановка целей.
Благодаря творчеству каждый ребенок имеет возможность сделать окружающий мир интереснее, каждый ребенок находясь в творчестве может раскрыть свои способности и самореализоваться.
Таким образом, можно выделить в качестве приоритетного направления данной смены: творческое развитие ребенка. Но мы не забываем о всесторонне развитой личности, ведь творческий ребенок полон сил и энергии. Мы нацелены на раскрытие лидерских и организаторских качеств, формирование успешной, здоровой, позитивной, спортивной личности, способной проявлять свою социальную активность.
Цель смены:
Ø Создание условий для самореализации личности ребенка посредством включения в творческую деятельность
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих
задач:
§ самоопределение и самореализация ребенка в предлагаемых видах деятельности;
§ организация разносторонней деятельности для создания условий, способствующих проявлению каждым ребенком своей индивидуальности;
§ способствовать развитию творческих и спортивных умений и навыков через привлечение детей и подростков к работе кружков и спортивных секций;
§ развитие организаторских способностей на основе включения подростков в систему самоуправления, в подготовку и проведение дел.
Содержательная идея программы
Содержание смены реализуется через систему общелагерных и отрядных мероприятий, чтобы избежать зацикленности на одной и той же теме и способствовать разностороннему развитию, мероприятия смены соответствуют всем основным направлениям воспитания, а именно: творческому, интеллектуальному, физическому, нравственному, эстетическому, патриотическому.
Программа деятельности лагеря в данной смене представляет собой форум домов мод.
По содержанию форум представляет собой план-сетку с мероприятиями, только мероприятия – это конкурсы, выставки, презентации и ключевое мероприятие Вечер высокой моды, где отряды (дома мод, дизайнерские студии) представят свои коллекции, которые они создают на форуме. Благодаря этим испытаниям дети сплачиваются в единую команду, они реализуют свои творческие, спортивные и интеллектуальные навыки. Общелагерные мероприятия уже указаны в программе Форума (план-сетке), а отрядные мероприятия дети со своими педагогами придумывают и организуют сами. Это дает им возможность проявить и развить свои организаторские и лидерские качества.
Важную роль в решении целей и задач смены играет отрядная работа. В связи с этим следует отметить важность и необходимость четкого понимания всем педагогическим составом ДОЛ целевых установок смены. Учитывая тот факт, что подлинное воспитание и изменение личности возможно только при условии наличия примера, большую роль в реализации задач смены играет позиция и практическое действие вожатого, работающего с отрядом.
С первого дня дети активно начинают участвовать в жизни лагеря, работают над образом и эмблемой отряда. На второй день в рамках заезда проводится торжественное мероприятие, представляющее собой шоу-программу, посвященную открытию лагерной смены.
Ребенок, приезжая в лагерь, попадает на Форум «Стильно, модно, молодежно!», целью которого является создание своим отрядом (Домом моды, дизайнерской студией) коллекции. Лагерь «Лесная застава» становится местом проведения Форума, отряды – Дома мод/ дизайнерские студии, вожатые – директора, тренера и кружководы – эксперты, а администрация лагеря – орг. комитетом, жюри.
В течение всей смены ребята будут задействованы в общелагерных мероприятиях, таких как, конкурс творческих визиток «Открытие форума домов мод», презентация отрядных уголков «Fashionably looks» конкурс талантов «Fashion people», конкурс пародий телевизионных передач «Программа передач ЛЗ TВ», интеллект-шоу «Борьба умов», вертушка-квест «Модный трип», конкурс пар «Мистер и Миссис Смит», Спартакиада, фотокросс «Мода из комода», конкурс коллекции одежды «Вечер высокой моды», мероприятие вожатые плюс дети «Танцы со звездами»», тропа доверия «Млечный путь», детский и вожатский концерты, и во множестве других разноплановых дел.
Также на территории лагеря планируется работа кружков и спортивных секций именуемых «Мастер-классами» по следующим направлениям:
v Театр моды
v Кружок прикладного творчества
v Журналистика
v Археологическая мастерская
v Робототехника
v Хореография
v Туризм
v Подвижные игры
v Футбол
v Пионербол
v Баскетбол
Система стимулирования
Во время лагерной смены действует система стимулирования, предусматривающая выдачу наградных командных и индивидуальных «Сертификатов» по итогам проведения различных спортивных, творческих мероприятий и акций.
В лагере определены такие номинации:
«Чистюля» - вручается по результатам санитарного обхода за чистоту палат, а также за заботу о своей территории.
«За творчество» - вручается за активное участие во всех творческих отрядных и дружинных делах.
«Спортивные достижения» - вручается отрядам за победу в соревнованиях, организацию спортивных праздников.
Система самоуправления
В детском лагере, в отряде должна быть создана обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. В этом плане важную роль должно сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерства.
Детское самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения целей жизней отряда, лагеря.
На второй смене мы предлагаем следующую систему самоуправления:
Актив форума | |||||||||
Управляющий дома мод | Хозяева (Хозяйки) дома мод | Худ. руководитель | Физорги команд | Оформитель дома мод | |||||
Актив дома мод | |||||||||
управляющий | Хозяин | Худ. рук-ль | Физорг | Оформитель | |||||
Управляющий дома мод - отвечает за организацию дня; проводит планирования дня с вожатым; отвечает за режимные моменты и соблюдение законов и традиций лагеря. | |||||||||
Физорг - организует выход отряда на зарядку; организует проведение подвижных игр, спортчасов вместе с тренером/вожатым. | |||||||||
Худ. руководитель - отвечает за культурно-досуговую жизнь отряда, возглавляет творческую группу команды. | |||||||||
Хозяин (Хозяйка) - организует порядок и чистоту в комнатах, корпусе, на отрядном месте; помогает в проведении смены белья. | |||||||||
Оформитель - отвечает за оформление ОУ, и корпуса, возглавляет оформительскую группу команды. | |||||||||
МИКРОГРУППЫ команд: | |||||||||
Творческая группа (ТГ) | |||||||||
Оформительская группа | |||||||||
Так же внутри отряда возможна работа : | |||||||||
информационной группы | |||||||||
спортивной группы | |||||||||
сюрпризной группы и др |
Краткое описание мероприятий, реализующих основное содержание смены
1. Презентация мастер-классов – в форме общелагерной вертушки дети знакомятся с кружками и спортивными секциями, которые будут работать в течение смены.
2. Конкурс визиток «Открытие Форума домов мод!» - открытие смены, знакомство с тематикой смены и презентация отрядов на сцене.
3. Fashionably looks (смотр отрядных уголков), где основным требованием является отражение тематики смены и функциональность представление лэйба Дома мод/ дизайнерской студии.
4. Конкурс талантов «FashionPeople» – каждый ребенок может выступить индивидуально или творческим коллективом, подав заявку на участие. Конкурс талантов проходит по следующим номинациям: вокал, танцы, ораторское искусство, оригинальный жанр. Участники получают индивидульные грамоты и приносят сертификат в свой Дом моды.
5. Кокурс пародий телевизионных передач «Программа передач ЛЗ ТВ»- каждый отряд выбирает любую ТВ передачу и делает на нее современную пародию на сцене. Оценивается оригинальность, актерское мастерство, костюмы и декорации.
6. Интеллект шоу «Борьба умов» - каждый отряд формирует 3 команды, придумывает название и отличительный знак. Игра проходит в 3 турнира в каждой возрастной категории (младшее, среднее и старшее звено) и завершается финальной игрой. Команда- победитель приносит сертификат в свой Дом моды.
7. Вертушка-квест «Модный трип» - данный конкурс подразумевает вертушку по лагерю с выполнением разноплановых заданий, после каждого задания отряд получает определенный фрагмент (вещь). Пройдя весь путь задача отряда собрать вещи в единый образ. Завершается мероприятие общим сбором отрядом и выставкой получившихся образов.
8. Конкурс пар «Мистер и миссис Смит»– каждый отряд выдвигает пару на конкурс. Задача пар придумать визитку - представить себя в образах известных пар (из мультфильмов, кино, эстрады, литературы и т.п.). Затем на сцене их ждут спонтанные конкурсы.
9. Спартакиада – спортивный праздник, рассчитанный на весь день. Торжественное открытие праздника с выступлением ребят и вожатых; спортивная программа, рассчитанная на участие детей в соревнованиях разной направленности группового и индивидуального первенства; подведение итогов, награждение и торжественное закрытие праздника.
10. Фотокросс «Мода из комода» - каждый отряду по жеребьевке дается тема и задание, они придумывают хэштэг и делают фотографии. Полученные фотографии мы распечатываем и они оформляют стенды для выставки (как итог фотокросса).
11. Презентация коллекции одежды «Вечер высокой моды» - это ключевое мероприятие смены. К нему отряды готовятся на протяжении почти всей смены. Это и постановка дефиле, творческий показ коллекции и выход главных дизайнеров. Фееричное шоу с журналистами, фотографами и звездными гостями форума.
12. Шоу «Танцы с вожатыми» - конкурсная программа, которая проходит по аналогии с телевизионным шоу «Танцы со звездами». Формируются команды: один вожатый и дети, заранее определяются с музыкальной композицией, репетируют и выступают в актовом зале для остальных ребят в лагере.
13. Тропа доверия «Млечный путь» – мероприятие, проходящее по типу игры по станциям на всей территории лагеря. На станциях отряды получают задания на выявление сплоченности отряда.
14. Детский и вожатский концерты - творческое завершение смены, подведение итогов, награждение в индивидуальных и групповых конкурсах.
Ожидаемые результаты реализации программы
Предполагаемый результат:
ü Приобретение ребенком опыта индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, раскрытие организаторских способностей и лидерских качеств;
ü Раскрытие и развитие творческого потенциала;
ü Осознание ребенком значимости своих действий для достижения поставленных целей;
ü Приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков.