Концептуальное обосонование смены

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ 2 СМЕНЫ 2016 ГОДА

ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «ЛЕСНАЯ ЗАСТАВА»

ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«СТИЛЬНО, МОДНО, МОЛОДЕЖНО!»

Челябинск 2016

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСОНОВАНИЕ СМЕНЫ

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Василий Александрович Сухомлинский

Основные понятия смены: культура, детство, творчество, мода, стиль, молодёжь, открытие, дизайн, дизайнер, дом моды, модельер, коллекция.

Культу́ра (от лат. cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) в основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявление человеческой субъективности и объективности.

Детство - это период человеческого развития, когда он учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества. При этом следует понимать, что детство — не просто фаза человеческого развития, а понятие, имеющее в разные эпохи и у разных народов неодинаковое социальное и культурное содержание. Развитие и социализация ребенка протекают в определенной культурной среде, связанной с другими сторонами жизни общества.

Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

Мо́да (фр. mode, от лат. modus — мера, образ, способ, правило, предписание) — временное господство определённого стиля в какой-либо сфере жизни или культуры. Определяет стиль или тип одежды, идей, поведения, этикета, образа жизни, искусств, литературы, кухни, архитектуры, развлечений и т. д., который популярен в обществе в определённый период времени.

Стиль — форма жизни и деятельности, характеризующая особенности общения, поведения и склада мышления; манера себя вести, одеваться.

Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности.

Открытие — новое достижение, совершаемое в процессе научного познания природы и общества; установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира.

Дизайн – органичное новое соединение существующих материальных объектов и (или) жизненных ситуаций на основе метода компановки при необходимости использовании данных науки с целью придания результатам этого соединения эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом. Термин «дизайн» может определяться как собственно замысел (проект), процесс его реализации и полученный результат.

Дизайнер— художник-конструктор, человек, занимающийся художественно-технической деятельностью в разных отраслях.

Дом моды – это место, где модельеры и дизайнеры воплощают в жизнь свои идеи. Здесь создают эскизы одежды, аксессуаров, обуви, а так же реализуют их в жизнь. В домах моды проводят выставки, презентации модных коллекций.

Моделье́р — специалист по изготовлению моделей реальной одежды, дизайнер одежды, создатель экспериментальных образцов, определяющий образ и стиль, общее конструктивное решение, изобретающий новые технологические решения и разрабатывающий декор, выбирающий цвет и материалы, продумывающий аксессуары и дополнения.

Коллекция (от лат. collectio — собирание, сбор) — систематизированное собрание предметов, объединённое по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее конкретному владельцу — частному лицу, организации, государству.

Актуальность темы смены

Вторая смена в ДОЛ «Лесная застава» имеет творческую направленность.

Творчество – это образ жизни. Чтобы раскрасить свою жизнь яркими красками, мы обязательно вносим в нее элемент творчества. Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Детское художественное творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. Детское творчество в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка. В детстве и юности ребёнок проходит последовательную смену интересов (так называемые, периоды актуальности) к изобразительной, танцевально-драматической, музыкальной и литературной деятельности.

Именно поэтому мы уделяем такое большое внимание творчеству.

Человек творческий – личность целеустремленная, работающая продуктивно. Это требует тренировки дополнительных мыслительных навыков: планирование и постановка целей.

Благодаря творчеству каждый ребенок имеет возможность сделать окружающий мир интереснее, каждый ребенок находясь в творчестве может раскрыть свои способности и самореализоваться.

Таким образом, можно выделить в качестве приоритетного направления данной смены: творческое развитие ребенка. Но мы не забываем о всесторонне развитой личности, ведь творческий ребенок полон сил и энергии. Мы нацелены на раскрытие лидерских и организаторских качеств, формирование успешной, здоровой, позитивной, спортивной личности, способной проявлять свою социальную активность.

Цель смены:

Ø Создание условий для самореализации личности ребенка посредством включения в творческую деятельность

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих

задач:

§ самоопределение и самореализация ребенка в предлагаемых видах деятельности;

§ организация разносторонней деятельности для создания условий, способствующих проявлению каждым ребенком своей индивидуальности;

§ способствовать развитию творческих и спортивных умений и навыков через привлечение детей и подростков к работе кружков и спортивных секций;

§ развитие организаторских способностей на основе включения подростков в систему самоуправления, в подготовку и проведение дел.

Содержательная идея программы

Содержание смены реализуется через систему общелагерных и отрядных мероприятий, чтобы избежать зацикленности на одной и той же теме и способствовать разностороннему развитию, мероприятия смены соответствуют всем основным направлениям воспитания, а именно: творческому, интеллектуальному, физическому, нравственному, эстетическому, патриотическому.

Программа деятельности лагеря в данной смене представляет собой форум домов мод.

По содержанию форум представляет собой план-сетку с мероприятиями, только мероприятия – это конкурсы, выставки, презентации и ключевое мероприятие Вечер высокой моды, где отряды (дома мод, дизайнерские студии) представят свои коллекции, которые они создают на форуме. Благодаря этим испытаниям дети сплачиваются в единую команду, они реализуют свои творческие, спортивные и интеллектуальные навыки. Общелагерные мероприятия уже указаны в программе Форума (план-сетке), а отрядные мероприятия дети со своими педагогами придумывают и организуют сами. Это дает им возможность проявить и развить свои организаторские и лидерские качества.

Важную роль в решении целей и задач смены играет отрядная работа. В связи с этим следует отметить важность и необходимость четкого понимания всем педагогическим составом ДОЛ целевых установок смены. Учитывая тот факт, что подлинное воспитание и изменение личности возможно только при условии наличия примера, большую роль в реализации задач смены играет позиция и практическое действие вожатого, работающего с отрядом.

С первого дня дети активно начинают участвовать в жизни лагеря, работают над образом и эмблемой отряда. На второй день в рамках заезда проводится торжественное мероприятие, представляющее собой шоу-программу, посвященную открытию лагерной смены.

Ребенок, приезжая в лагерь, попадает на Форум «Стильно, модно, молодежно!», целью которого является создание своим отрядом (Домом моды, дизайнерской студией) коллекции. Лагерь «Лесная застава» становится местом проведения Форума, отряды – Дома мод/ дизайнерские студии, вожатые – директора, тренера и кружководы – эксперты, а администрация лагеря – орг. комитетом, жюри.

В течение всей смены ребята будут задействованы в общелагерных мероприятиях, таких как, конкурс творческих визиток «Открытие форума домов мод», презентация отрядных уголков «Fashionably looks» конкурс талантов «Fashion people», конкурс пародий телевизионных передач «Программа передач ЛЗ TВ», интеллект-шоу «Борьба умов», вертушка-квест «Модный трип», конкурс пар «Мистер и Миссис Смит», Спартакиада, фотокросс «Мода из комода», конкурс коллекции одежды «Вечер высокой моды», мероприятие вожатые плюс дети «Танцы со звездами»», тропа доверия «Млечный путь», детский и вожатский концерты, и во множестве других разноплановых дел.

Также на территории лагеря планируется работа кружков и спортивных секций именуемых «Мастер-классами» по следующим направлениям:

v Театр моды

v Кружок прикладного творчества

v Журналистика

v Археологическая мастерская

v Робототехника

v Хореография

v Туризм

v Подвижные игры

v Футбол

v Пионербол

v Баскетбол

Система стимулирования

Во время лагерной смены действует система стимулирования, предусматривающая выдачу наградных командных и индивидуальных «Сертификатов» по итогам проведения различных спортивных, творческих мероприятий и акций.

В лагере определены такие номинации:

«Чистюля» - вручается по результатам санитарного обхода за чистоту палат, а также за заботу о своей территории.

«За творчество» - вручается за активное участие во всех творческих отрядных и дружинных делах.

«Спортивные достижения» - вручается отрядам за победу в соревнованиях, организацию спортивных праздников.

Система самоуправления

В детском лагере, в отряде должна быть создана обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. В этом плане важную роль должно сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерства.

Детское самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения целей жизней отряда, лагеря.

На второй смене мы предлагаем следующую систему самоуправления:

                   
      Актив форума        
                   
Управляющий дома мод   Хозяева (Хозяйки) дома мод   Худ. руководитель   Физорги команд   Оформитель дома мод  
                   
                   
                   
      Актив дома мод        
                   
управляющий   Хозяин   Худ. рук-ль   Физорг   Оформитель  
                   
                   
Управляющий дома мод - отвечает за организацию дня; проводит планирования дня с вожатым; отвечает за режимные моменты и соблюдение законов и традиций лагеря.  
 
                   
Физорг - организует выход отряда на зарядку; организует проведение подвижных игр, спортчасов вместе с тренером/вожатым.  
 
                   
Худ. руководитель - отвечает за культурно-досуговую жизнь отряда, возглавляет творческую группу команды.  
 
                   
Хозяин (Хозяйка) - организует порядок и чистоту в комнатах, корпусе, на отрядном месте; помогает в проведении смены белья.  
 
                   
Оформитель - отвечает за оформление ОУ, и корпуса, возглавляет оформительскую группу команды.  
 
                   
МИКРОГРУППЫ команд:              
Творческая группа (ТГ)              
Оформительская группа              
Так же внутри отряда возможна работа :          
информационной группы              
спортивной группы                
сюрпризной группы и др              

Краткое описание мероприятий, реализующих основное содержание смены

1. Презентация мастер-классов – в форме общелагерной вертушки дети знакомятся с кружками и спортивными секциями, которые будут работать в течение смены.

2. Конкурс визиток «Открытие Форума домов мод!» - открытие смены, знакомство с тематикой смены и презентация отрядов на сцене.

3. Fashionably looks (смотр отрядных уголков), где основным требованием является отражение тематики смены и функциональность представление лэйба Дома мод/ дизайнерской студии.

4. Конкурс талантов «FashionPeople» – каждый ребенок может выступить индивидуально или творческим коллективом, подав заявку на участие. Конкурс талантов проходит по следующим номинациям: вокал, танцы, ораторское искусство, оригинальный жанр. Участники получают индивидульные грамоты и приносят сертификат в свой Дом моды.

5. Кокурс пародий телевизионных передач «Программа передач ЛЗ ТВ»- каждый отряд выбирает любую ТВ передачу и делает на нее современную пародию на сцене. Оценивается оригинальность, актерское мастерство, костюмы и декорации.

6. Интеллект шоу «Борьба умов» - каждый отряд формирует 3 команды, придумывает название и отличительный знак. Игра проходит в 3 турнира в каждой возрастной категории (младшее, среднее и старшее звено) и завершается финальной игрой. Команда- победитель приносит сертификат в свой Дом моды.

7. Вертушка-квест «Модный трип» - данный конкурс подразумевает вертушку по лагерю с выполнением разноплановых заданий, после каждого задания отряд получает определенный фрагмент (вещь). Пройдя весь путь задача отряда собрать вещи в единый образ. Завершается мероприятие общим сбором отрядом и выставкой получившихся образов.

8. Конкурс пар «Мистер и миссис Смит»– каждый отряд выдвигает пару на конкурс. Задача пар придумать визитку - представить себя в образах известных пар (из мультфильмов, кино, эстрады, литературы и т.п.). Затем на сцене их ждут спонтанные конкурсы.

9. Спартакиада – спортивный праздник, рассчитанный на весь день. Торжественное открытие праздника с выступлением ребят и вожатых; спортивная программа, рассчитанная на участие детей в соревнованиях разной направленности группового и индивидуального первенства; подведение итогов, награждение и торжественное закрытие праздника.

10. Фотокросс «Мода из комода» - каждый отряду по жеребьевке дается тема и задание, они придумывают хэштэг и делают фотографии. Полученные фотографии мы распечатываем и они оформляют стенды для выставки (как итог фотокросса).

11. Презентация коллекции одежды «Вечер высокой моды» - это ключевое мероприятие смены. К нему отряды готовятся на протяжении почти всей смены. Это и постановка дефиле, творческий показ коллекции и выход главных дизайнеров. Фееричное шоу с журналистами, фотографами и звездными гостями форума.

12. Шоу «Танцы с вожатыми» - конкурсная программа, которая проходит по аналогии с телевизионным шоу «Танцы со звездами». Формируются команды: один вожатый и дети, заранее определяются с музыкальной композицией, репетируют и выступают в актовом зале для остальных ребят в лагере.

13. Тропа доверия «Млечный путь» – мероприятие, проходящее по типу игры по станциям на всей территории лагеря. На станциях отряды получают задания на выявление сплоченности отряда.

14. Детский и вожатский концерты - творческое завершение смены, подведение итогов, награждение в индивидуальных и групповых конкурсах.

Ожидаемые результаты реализации программы

Предполагаемый результат:

ü Приобретение ребенком опыта индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, раскрытие организаторских способностей и лидерских качеств;

ü Раскрытие и развитие творческого потенциала;

ü Осознание ребенком значимости своих действий для достижения поставленных целей;

ü Приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков.

Наши рекомендации