Модель управления процессом профессионального самоопределения
Задачи:
- создание единой информационной базы о состоянии рынка труда, наиболее востребованных и перспективных профессиях, возможностях получения профессионального образования и трудоустройства;
- постоянное изучение и прогнозирование профессионально-образовательных потребностей молодежи, мотивов и стимулов выбора сферы будущей трудовой деятельности;
- разработка практических моделей социально-профессионального самоопределения в расчете на профильное образование;
- создание комплекса популярных справочных средств на бумажных и электронных носителях информации для педагогов, производственников, учащихся и их родителей;
- усиление интеграции образовательных и предметных областей с внеучебной практикой социально-профессионального самоопределения школьников;
- налаживание социального партнерства между организациями, предприятиями и учебными заведениями по вопросам профессионального самоопределения школьников, развитие контрактной системы подготовки молодых специалистов.
Методы управления на внутришкольном уровне:
- занятия по начальной профессиональной подготовке
- консультации, беседы
- образовательные стажировки
- социальные практики
- соглашения с СУЗами и ВУЗами
- проектно-исследовательская деятельность
- олимпиады, конкурсы, интернет-конкурсы
- летние профильные лагеря, творческие каникулы. экскурсии
- тренинги
Основные виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения нами использовались следующие: профилактика, диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг), консультирование (индивидуальное и групповое), развивающая работа (индивидуальная и групповая), коррекционная работа (индивидуальная и групповая), психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей, экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).
На основании этого нами были разработаны направления психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся в процессе профильного обучения:
- профилактическое (профилактика стрессоустойчивости, тревожности в ситуации жизненно важного выбора);
- диагностическое (углубленная диагностика по запросу и\или
по результатам минимума: сфера интересов, мотивация достижения, способности в связи с профориентацией);
- консультативное (консультирование всех участников образовательного процесса по запросу, результатам диагностики, по динамике; формирование самостоятельного и сознательного выбора образовательного маршрута);
- развивающее (экзистенциальные позиции школьника; развитие способности самостоятельно и сознательно совершать выбор; сопровождение перехода в профильную школу; адаптация к новым условиям обучения и т.д.);
- коррекционное (коррекция образовательного маршрута в ситуации несоответствия возможностей и желаний («хочу» и «могу»); коррекция образовательного маршрута в соответствии с существующей реальностью («хочу» и «надо»);
- просвещение (повышение общей психологической культуры всех участников образовательного процесса; информирование о ситуацииях, в которых создаются условия для выявления основных ограничителей (затруднений, проблем) свободы выбора профиля обучения);
- экспертиза (анализ образовательных программ, деятельности педагогов, запросов учащихся).
В работе по формированию готовности к профессиональному самоопределению у старшеклассников мы использовали учебную и внеучебную деятельность (семинары, лабораторно-практические занятия, система зачетов, деловые игры, исследовательская работа, экскурсии, теоретические конференции и личные контакты с преподавателями вузов), способы ее организации (использование индивидуальных, групповых, фронтальных форм работы, создание проблемных ситуаций, взаимопомощи и взаимопроверки и т.д.); установление отношений сотрудничества между учителями и учащимися.