Схема психолого-педагогического анализа урока

1. Психолого-педагогическая цель урока (формирование умений и навыков учебной деятельности, совершенствование личностных качеств учащихся, развитие их психических функций).

2. Стиль урока.

· Соотношение нагрузки на память, внимание, мышление, творчество.

· Соотношение введения и усвоения знаний в готовом виде и проблемного обучения.

· Соотношение побуждения учащихся к деятельности (положительные комментарии педагога; установки, стимулирующие интерес к познавательному процессу; позитивное оценивание действий и личности школьника, позитивное описывание динамики обучения; смена социальных ролей и др.) и принуждения (мотивирование отметкой, резкие замечания, нотации, негативное сравнение учащихся друг с другом).

· Приёмы и способы мотивирования учащихся, используемые на уроке.

· Педагогический такт учителя.

· Психологический климат в классе (деловой контакт, искренность общения, атмосфера сотрудничества и заинтересованности в совместной познавательной деятельности, авторитарный стиль, заигрывание).

3. Особенности самоорганизации учителя.

· Подготовленность к уроку (степень овладения содержанием, структурными компонентами урока, степень осознания психолого-педагогической цели урока и внутренней готовности к ее осуществлению).

· Рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его осуществления (собранность, настроенность на тему и психолого-педагогическую цель урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.).

4. Речевая культура учителя (научность, логичность, аргументированность, корректность, эмоциональность, образность, темп речи).

5. Невербальная коммуникация педагога и сопоставление её с вербальной (конгруэнтность и неконгруэнтность поведения).

· Выразительность и осознанность жестов и мимики, используемых учителем; соответствие вербальному общению. Частота и качество поддержания визуального контакта с учениками.

· Способы организации пространства класса и времени коммуникации.

· Ритмико-интонационная сторона речи учителя: высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения. На какой громкости учитель общается с классом, какие интонации доминируют?

· Динамические прикосновения. Существует ли на уроке тактильный контакт? Каковы контексты его проявления?

6. Организация познавательной деятельности учащихся.

· Как достигались осмысленность, целостность восприятия учениками материала?

· Какие использовались установки и в какой форме (убеждение, внушение)?

· Как достигались сосредоточенность и устойчивость внимания учащихся, способы перевода произвольного внимания учащихся в послепроизвольное, организация группового и коллективного внимания в течение, при записи домашнего задания.

· Какие использовались формы работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения на повторение и др.)

· Какие виды творческих работ использовались на уроке, и как учитель руководил творческим воображением учащихся (объяснение темы и целей работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).

· Закрепление результатов работы (формирование навыков с помощью упражнений).

7. Динамика внимания учащихся на разных этапах урока.

· Соотношение видов внимания (непроизвольного, произвольного и послепроизвольного) и их переходы друг в друга на разных этапах урока.

· Устойчивость, концентрация, распределение и переключение внимания учащихся.

· Рассеянность, отвлечение внимания и их причины (отсутствие интереса к предмету или учению вообще, неумение управлять своим вниманием, неорганизованность, пробелы в знаниях, негативное отношение к учителю или ученикам, состояние утомления, возбуждения, неадекватные действия учителя и др.).

ПРИМЕРНЫЙ ПРОТОКОЛ НАБЛЮДЕНИЯ УРОКА

Дата__________________

Урок (предмет)________________________________

Класс ____________________________

Учитель___________________________________________________________

Тип урока (по дидактической задаче)________________________________ Тема_____________________________________________________________

Время Основные этапы урока Действия учителя Действия учеников Содержание учебного материала
Фиксируется начало каждого нового вида деятельности, логического этапа урока Отмечаются основные этапы урока, определяемые дидактическими и организационными задачами (организационный момент, целеполагание, опрос, проверка домашнего задания, актуализация ранее изученного материала, изучение нового материала, закрепление, обобщение, контроль, подведение итогов урока, информация о домашнем задании) Записывается всё речевое поведение учителя от 1-го лица и сопровождающие его жесты, мимика, поза, движения т.д., формулировки задания, установки («напишите, скажите, посмотрите, найдите, решите, сделайте вывод, наблюдайте за …»; организационно-регулирующие фразы (тише, внимание, приготовьтесь, заканчивайте, переходим к новому заданию…); обращения к ученикам. Описывается деятельность учеников на уроке и их речевая продукция, меняющая содержание, ход урока, необходимая для последующего анализа: (внимательно слушают задание, отвлекаются, не обращают внимания на учителя, спят, продолжают разговаривать о другом, сосредоточенно выполняют задание, увлеченно обсуждают вопрос, активно отвечают во время опроса, довольны результатом работы, неудовлетворены выполнением задания, огорчены окончанием урока, рады концу урока) Комментируется характер материала: новизна, связь с потребностями и интересами, эмоциональность, жизненность конкретных примеров, опора на разные модальности, структурная организация и смысловая группировка, доступность и достаточная сложность. Отмечается, на какие мыслительные операции ориентировано содержание материала (анализ упражнений).

По окончании наблюдений формулируются выводы по следующей схеме:

1. Внимание.

· Какие виды внимания были использованы на уроке?

· На какой вид внимания опирался учитель на уроке?

· Насколько внимательны были ученики на уроке, в чем это проявлялось?

· Какие основные способы организации, распределения и переключения внимания использовал учитель?

2. Восприятие

· Какие приемы использовал учитель для лучшей организации восприятия на уроке?

· На какие виды восприятия ориентировано обучение?

3. Память

· Какие виды памяти использовались на уроке (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная, произвольная, непроизвольная, логическая, механическая)?

· Какие приемы для организации запоминания использовал учитель?

4. Мышление

· Как учитель формировал понятия (выделял главные, существенные признаки явлений)?

· Какие виды умозаключений использовал учитель (индуктивные, дедуктивные)?

· Какие мыслительные операции использовались на уроке: сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация (описать на основе заданий, предлагаемых ученикам)?

· Использовал ли учитель элементы проблемного обучения?

· Каким конкретным приемам мыслительной деятельности научились ученики?

· Какие приемы организации мыслительной деятельности учеников чаще использовались учителем? Насколько эффективно использовал учитель эти приемы?

5. Коммуникации

Наблюдение и описание учебных взаимоотношений разных педагогов с учениками, позиций учащихся с точки зрения их участия в учебной коммуникации.

6. Хронометраж

Проанализируйте временную шкалу и сделайте вывод об использовании критического времени на уроке.

Конспекты уроков могут быть оформлены при помощи следующей таблицы. Комментарии желательно оформлять цветной пастой.

Дата, класс, учитель, тема, тип урока.

Этап / стадия урока, вид задания, время Деятельность учителя и учащихся Комментарий (психолого-педагогический, коммуникативный, методический, предметный)

Наши рекомендации