Характерные особенности программы. В настоящее время программа «Радуга» сочетает традиции российской дошкольной педагогики и новации в системе дошкольного образования.
В настоящее время программа «Радуга» сочетает традиции российской дошкольной педагогики и новации в системе дошкольного образования.
Ее «традиционность» определяется тем, что «Радуга» создана на основе общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева и реализует культурно-исторический подход Л.С. Выготского.
Новации, привносимые на протяжении 20 лет ее развития, позволяют педагогам быть соавторами в моделировании воспитательно-образовательного процесса и эффективно реализовы-вать принцип индивидуализации дошкольного образования, определенный в качестве одного из основополагающих.
В связи с этим выстроенное в «Радуге» содержание дошкольного образования делает программу по-прежнему актуальной.
Итак, в настоящее время программа «Радуга» — это:
• отечественная программа дошкольного образования, отражающая реалии российской культуры, созданная на основе отечественной общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева и реализующая культурно-исторический подход Л.С. Выготского;
апробированная в практике надежная программа, переработанная в соответствии с ФГОС ДО;
адресованная массовому детскому саду программа, обеспечивающая социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей от 2 месяцев до 8 лет;
личностно-ориентированная развивающая программа, которая позволяет реализовать индивидуальный потенциал каждого ребенка;
программа социализации и коммуникативного развития ребенка, в которой реализованы на практике идеи формирования комфортного развивающего сообщества сверстников;
удобная в работе программа, позволяющая создавать атмосферу радости в каждом детском саду и в каждой группе;
развивающая программа, обеспечивающая своевременное и полноценное психическое развитие ребенка и его системную подготовку к успешному обучению на следующем уровне общего образования.
В программе «Радуга» показано, как ее можно использовать в детском саду:
· находящемся в любом регионе Российской Федерации, учитывая специфику условий климатических, национальных, этнокультурных;
· расположенном как в городском, так и в сельском поселении;
· имеющем любое количество групп;
· расположенном в здании, построенном как по типовому, так и по индивидуальному проекту, а также в детских садах, встроенных в жилые комплексы;
· располагающем как богатой, так и скромной материальной базой;
· как имеющем дополнительные источники финансирования, так и не обладающем ими;
· реализующем программу дошкольного образования как в группах полного дня, так и в группах кратковременного пребывания, группах круглосуточного пребывания, а также в семейных детских садах и центрах игровой поддержки ребенка; в группах детей разного возраста от 2 месяцев до 8 лет, в том числе разновозрастных группах; в инклюзивных группах;
· реализующем как основные, так и дополнительные образовательные программы, в том числе дополнительные программы — как на бесплатной, так и на платной основе;
· осуществляющем образовательный процесс как при наличии специалистов разного профиля, так и при их отсутствии; как с молодыми специалистами, так и с опытными кадрами с большим педагогическим стажем, разделяющими цели и ценности программы и готовыми к профессиональному росту и развитию;
· реализующем программу дошкольного образования при поддержке родителей, разделяющих ценности и цели программы «Радуга», или без такой поддержки.
Детский сад и родители
Программа «Радуга» предполагает, что педагоги будут оказывать содействие семье:
в формировании общей культуры, развитии физических, интеллектуальных и личностных качеств растущего ребенка;
в формировании предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность;
в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребенка;
в развитии содержательного партнерства для создания единого образовательного пространства ребенка;
в повышении родительской компетенции.
Такова одна сторона того, в чем программа «Радуга» видит социальную миссию дошкольной образовательной организации. Две другие стороны:
содействие современному российскому обществу в передаче новому поколению традиционных отечественных нравственных гуманистических ценностей и идеалов;
содействие государству в формировании основ патриотического чувства и гражданской принадлежности формирующейся личности.
Что авторам программы представляется особенно значимым в новом ФГОС ДО?
Реализуя ФГОС дошкольного образования, программа «Радуга» ориентирует образовательную организацию на достижение следующих общих ключевых целей:
• сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни, обеспечив охрану их здоровья, способствуя физическому и физиологическому развитию;
содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка, способствуя развитию деятельности, становлению сознания, формированию личности;
обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства, создавая атмосферу эмоционального комфорта и условия для творческого самовыражения каждого ребенка.
Каковы новшества последней редакции программы, которые полезно учесть опытным педагогам?
Структура и содержание программы «Радуга» полностью соответствуют требованиям ФГОС дошкольного образования.
Целевой раздел программы содержит пояснительную записку, в которой дана общая характеристика программы, сформулированы цели, задачи, принципы и подходы к формированию программы. Среди важных характеристик «Радуги» указаны миссия дошкольной организации, реализующей программу, стандарт качества деятельности дошкольной организации, включая описание корпоративной культуры. Важным компонентом пояснительной записки являются характеристики особенностей развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста.
Также в целевом разделе представлены планируемые результаты освоения программы «Радуга», дан портрет выпускника «радужной» группы.
Содержательный раздел программы содержит:
· описание образовательной деятельности для каждой возрастной группы;
· технологии реализации содержания программы «Радуга» в соответствии с образовательными областями для каждой возрастной группы;
· технологии создания атмосферы радостного проживания дошкольного детства;
· описание способов поддержки детской инициативы;
· основные подходы к взаимодействию с семьями детей;
· описание основных подходов к организации педагогической диагностики;
· систему коррекционной работы в различных образовательных областях в соответствии с возрастом детей.
Организационный раздел программы «Радуга» включает:
· распорядок дня, основные режимные моменты;
· описание организации жизни группы, реализующей программу «Радуга»;
· формы реализации дошкольного образования;
· описание основных подходов к организации дополнительных платных образовательных услуг;
· описание методического обеспечения программы «Радуга»;
· основные положения кадровой политики образовательной организации, реализующей программу «Радуга»;
· описание развивающей предметно-пространственной образовательной среды;
· примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации программы «Радуга».
Что важного показала предшествующая педагогическая практика реализации программы?
За десятилетия своей реализации программа «Радуга» показала эффективность организации дошкольного образования в самых разных условиях: в любом регионе нашей страны, в дошкольных учреждениях разных видов, расположенных в городской и сельской местности, в больших и маленьких, в том числе малокомплектных, в группах разной направленности (общеразви-вающей, оздоровительной, комбинированной и компенсирующей), сформированных по одно-возрастному или разновозрастному принципу.
Практика внедрения «Радуги», отзывы педагогов, реализующих программу в работе с детьми, экспертные заключения показывают такие преимущества программы «Радуга». Они заключаются в том, что программа:
обеспечивает реализацию задач всех образовательных областей ФГОС ДО;
является развивающей программой, которая позволяет реализовать индивидуальный потенциал каждого ребенка в массовой группе любой направленности массового детского сада;
представляет, как формировать комфортное сообщество сверстников;
показывает, как создавать атмосферу радости и психологического комфорта в каждом детском саду и в каждой группе;
имеет полный комплект методических пособий для педагогов по всем направлениям развития ребенка и развивающие пособия для детей;
новый формат программно-методического комплекса «Радуга», позволяет педагогам сформировать удобное и эффективное методическое пособие для работы с детьми, а дошкольной организации — эффективно расходовать бюджетные средства;
все развивающие пособия для детей соответствуют СанПиН и ГОСТ для печатной продукции.
Оксана Алексеевна Скоролупова
ТРОПИНКИ