Балловая система» - как способ дополнительного стимулирования несовершеннолетних на позитивные изменения в поведении.

Аннотация. В статье описан практический опыт психолого-педагогической работы с несовершеннолетними, находящимися по различным причинам в ГКУПК СОН «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г.Перми на примере реализации мероприятия «Балловая система». Рассмотрены актуальность проведения, подробно описаны этапы проведения, а также методы педагогического воздействия, особенности организации мероприятия, полученные результаты.

Ключевые слова: социальная реабилитация, несовершеннолетние, профилактика, балловая система, стимулирование, мотивирование, позитивные изменения.

В социально – реабилитационном центре (СРЦН) дети находятся в среднем до 6 месяцев, и это время, проведенное в государственном учреждении, даже при самых благоприятных условиях негативно влияет на их будущий жизненный опыт. Важно создать психологически безопасные и комфортные условия реабилитации, чтобы каждый ребёнок смог почувствовать себя успешным, нужным, способным реализовывать свой потенциал.

Одна из основных задач специалистов Центра - помочь ребенку адаптироваться не только к новой жизненной ситуации: условиям проживания, коллективу, а также помочь продолжить образование (в новом для него образовательном учреждении, в школьном коллективе). Сделать это не просто, когда в группах дети, которые стоят на разных ступенях интеллектуального, морального, трудового, эстетического развития, с разным опытом и социальным положением, с разными потребностями и интересами, с разным вероисповеданием, с существенной разницей в возрасте. Только осуществляя личностно-ориентированный подход в реабилитации воспитанников можно таких разных детей сплотить в единый коллектив, способный поддерживать, переживать друг за друга, и иметь общую - пусть и не долговременную - цель.

Специалистам Центра важно уметь формировать совместно с воспитанниками цель не только групповую, но и личную. Каждый воспитанник имеет право знать, по какой причине он помещен в СРЦН, как долго он будет находиться здесь. Для того чтобы ребенок не «пережидал» время, а с удовольствием использовал его для позитивных изменений в своём поведении, характере и интеллектуальных, творческих, нравственных и волевых качествах, специалистам необходимых помочь воспитаннику сформировать личную цель на время нахождения в Центре.

Балловая система – это система оценки качества освоения социально - приемлемых форм поведения, а также мотивирование воспитанников к позитивным изменениям, ориентирование их на личный успех.

Балловая система апробирована в ГКУПК СОН СРЦН г.Перми и создана с учётом индивидуальных особенностей каждого воспитанника, позволяет найти общее дело, интересное всем. Данная система универсальна и актуальна. Областей применения и вариаций проведения балловой системы множество: все зависит от целей, которые ставит педагогический коллектив, и творческого подхода к работе с этой системой. Система подойдет для проведения в социально реабилитационных центрах, центрах помощи детям и других учреждениях с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних, а также образовательных учреждениях, спортивных секциях и в семье.

Цель: Стимулирование учебно-познавательной, творческой деятельности воспитанников, профилактика вредных привычек, противоправных действий и самовольных уходов.

Задачи:

· Повышение общественной, познавательной активности и самостоятельности воспитанников;

· Формирование творческого подхода к обучению, повышение качества усвоения учебного материала;

· Формирование мотивации к позитивным изменениям в поведении и пробуждение интереса к творчеству.

· Развитие у воспитанников способности к самообразованию и саморазвитию, формирование социально - положительных качеств личности, таких как аккуратность, пунктуальность, организованность, дисциплинированность.

Мотивирование каждого воспитанника на участие в данном мероприятии занимает особое место в подготовке к проведению мероприятия «Балловая система».Важно чтобы у каждого участника была сформирована естественная внутренняя заинтересованность в изменениях своих внутренних качеств, обретении определенных знаний, умений и навыков, в достижении своей личной цели. Всегда легко тогда, когда не нужно принуждать себя что-то делать или волевое усилие настолько незначительно, что становится незаметным по сравнению с удовольствием, которое ты получаешь. Чем больше желания у воспитанников, тем меньше им нужно прилагать волевых усилий.

Такое мероприятие как «Балловая система» стимулирует воспитанников, которые, хотят быть успешными, хотят получать поощрения за свою общественную и учебную деятельность. Ребята с энтузиазмом включаются в процесс набора баллов, они видят цель и знают, как достичь её планомерно, небольшими «шагами». Наглядно видят процесс «накопления» баллов.

«Балловая система» привязывается к знаковому событию для воспитанников с учетом возраста и интересов. Знаковое событие определяется путем беседы с ребятами, выясняются их интересы и желания, предлагаются идеи из доступных ресурсов для создания интереса несовершеннолетних. Знаковое событие, как и любая цель, должно иметь конечный результат, т.е. точную дату проведения, конкретное воплощение.

Задача воспитателей отслеживать возможные трудности и создавать условия для достижения конечного результата всеми участниками мероприятия.

Воспитанники имеют возможность помогать друг другу в процессе набора баллов, что формирует у детей систему ценностных ориентаций: «чувство локтя», взаимопомощь, взаимовыручку, и неизбежно влияет на сплочение детского коллектива. Негласно включается и соревновательный эффект: дети стремятся набрать баллы быстрее и больше, и не только для себя. Предусматривается возможность набора баллов одним воспитанником ещё на одного человека с целью поддержания и укрепления социально - значимых связей.

Важно предварительно предусмотреть меры в случае нарушения правил. На общем собрании обговаривается система аннулирования баллов (или штрафные баллы) за нарушение правил. При этом ребята сами выбирают те ситуации, за которые баллы могут быть обнулены. Собственный выбор меры наказания не вызывает у детей сопротивления, протеста и обид. В случае частичного или полного «сгорания» баллов у воспитанника - задача педагога поддержать ребенка и вовлекать в такую деятельность, где у него есть возможность получить баллы в полном объёме, в том числе организовать взаимопомощь среди воспитанников. Для повышения мотивации к набору баллов и посещению Знакового события могут быть приглашены значимые для ребенка люди.

Меры поощрения. Поощряется любой творческий подход, а также вовлечение в процесс сбора баллов близких или родственников. Воспитатели регулярно озвучивают положительные моменты в развитии каждого воспитанника по сравнению с его предыдущим опытом, эмоционально поддерживают и верят в них. Это особенно важно для детей, которые считаются не принятыми в группе по разным причинам (например: психо – физиологические особенности ребенка, низкая подготовленность к школе, нарушение общения). Важно отметить, что оценивается выполненная работа и положительные, социально-одобряемые личные качества воспитанника (доброта, отзывчивость, и т.д.). Для поощрения несовершеннолетних используются различные формы, доступные педагогическому коллективу, например: доска почета, шуточные медали и т.п.

Этапы проведения.

1. Организационный:

- назначение ответственных за проведение мероприятия;

- формирование творческой рабочей группы по разработке системы начисления баллов для оценки поведения воспитанников;

- разработка и утверждение критериев набора баллов и правил участия.

2. Основной:

- объявление на общем собрании о начале проведения мероприятия «Балловая система» и условиях получения «билета» на посещение Знакового события, оформление зачетной книжки для фиксирования баллов;

- процесс накопления баллов - активное участие в мероприятии, ведение графика, подведение промежуточных итогов;

- Знаковое событие. Перед событием дети выполняют ряд мероприятий: подготовка плакатов с поддержкой выступающих, создание индивидуального образа (эстетичность и аккуратность), изготовление подарков организаторам и спонсорам знакового события.

3. Завершающий:

- после посещения события проводится итоговое собрание с обсуждением успехов, неудач, эмоциональная рефлексия;

- сбор предложений и пожеланий следующей группе участников;

- ребята пишут отзывы о событии, выбирают фотографии, подготавливают статью на сайт учреждения.

Продолжительность проведения в СРЦН может варьироваться от 2 до 3 недель.Не рекомендуется проводить более 21 дня, так как индивидуальные и личностные особенности не позволят несовершеннолетним выдерживать столь длительное напряжение.

Возрастной диапазон участников: 7 - 16 лет.Возрастной контингент воспитанников желательно разделять на две возрастные категории: младшие школьники и подростки. Каждый раз критерии набора баллов и правила участия важно корректировать с учетом основного возрастного состава детей, проблемных зон каждой группы, и актуальных интересов.

Как показала практика использование балловой системы в Социально – реабилитационном центре:

· повышает эффективность познавательной, трудовой и социальной деятельности;

· повышает уровень культуры поведения среди воспитанников;

· возможность осуществления ненавязчивого оперативного контроля, за всеми сферами деятельности воспитанников;

· увеличение числа вовлеченных в деятельность Центра и образовательного учреждения воспитанников и их родителей;

· и самое главное, за время проведения балловой системы межличностные и внутригрупповые конфликты, случаи употребления психоактивных веществ и самовольные уходы из учреждения - не зафиксированы.

© Пименова М.А., Шеховцова Ю.И., 2016

Наши рекомендации