Имидж и условия его формирования
решений и т. д. Многие исследователи отмечают существование некоторого качества, которое делает личность неотразимой в глазах других и позволяет осуществлять загадочное влияние. Лебон назвал это качество обаянием, Вебер – харизмой.
Сегодня требования к высокому уровню гуманитарной, и в частности психологической, культуры специалистов в образовании становятся все более значимыми. Наряду с высоким уровнем умственных способностей большое значение приобретает так называемый «эмоциональный интеллект» (Д. Гоулмэн). Эмоциональные способности могут быть выражены в следующих навыках:
— осознание собственного эмоционального состояния (что я чувствую);
— управление своим эмоциональным состоянием;
— внутренняя положительная мотивация (оптимизм);
— способность контролировать эмоциональный импульс;
— чувство другого человека (эмпатия);
— навыки общения с людьми.
Перечисленные характеристики «эмоционального интеллекта» входят в более общее понятие «психологическая культура личности». Психологическая культура личности является составляющей еще более широкого понятия — «имидж личности». Имидж — это социально-желательный образ, т. е. человек должен обладать высокими профессиональными качествами и приятными личными свойствами. Современное понятие имиджа включает в себя в том числе наиболее эффективную подачу сообщения о себе, которая позволяет скрыть некоторые особенности человека. Порой публичная презентация отличается от внутреннего «Я» профессионала. Американские специалисты по имиджу подчеркивают важность впечатления, остающегося у аудитории после общения с профессионалом. Профессиональный психолог должен быть привлекательным, эмпатичным, открытым, вызывать симпатию. Он должен излучать уверенность, твердость. Такой подход базируется на следующей посылке: у человека есть свойство оценивать людей по их стилю и внешности, память на слова теряется задолго до того, как мы забудем внешнее впечатление о человеке. Имидж выделяет некоторые ценностные характеристики человека. Имидж должен выражать общие явные и скрытые потребности окружающих в образе профессионала, обладать притягательностью для его аудитории.
М. Килошенко в своей работе «Психология моды» говорит о том, что формирование имиджа — это «стилистическое препарирование человеческой фактуры». «Имидж — это не просто «социальное Я» человека, это положительный, эмоционально окрашенный, устойчивый образ личности, созданный для достижения определенных целей, сложившийся в сознании людей. Имидж часто рассматривают как абстрактный, «отчужденный» от личности-носителя образ, включающий в себя реальные и идеальные черты, проекцию свойств, присущих значимым другим.
Мы предлагаем пять взаимосвязанных этапов формирования имиджа:
первый этап — изучение своих индивидуально-психологических особенностей;
второй этап — изучение своих физических данных;
третий этап — определение важных личностно-деловых качеств, необходимых для исполнения роли (в частности, профессиональной);
четвертый этап — индивидуальный подбор средств и атрибутов имиджа с учетом полученных знаний в результате прохождения предыдущих этапов;
пятый этап — «прокатка» имиджа в реальных условиях.