Условия, процесс и результаты образовательной деятельности
Именно в образовательном учреждении может быть эффективно реализована основная триада комплексного управления качеством образования, связанная с:
ü условиями образовательной деятельности;
ü процессом образовательной деятельности;
ü результатами образовательной деятельности.
Условия образовательного процесса:
ü тип и вид образовательного учреждения;
ü профессиональный уровень педагогических кадров;
ü особенности контингента учащихся;
ü учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;
ü нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса;
ü материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
ü финансовое обеспечение образовательного процесса.
Реализация образовательного процесса осуществляется на основе образовательной программы учреждения, включающей:
ü цели образовательной деятельности;
ü учебный план общеобразовательного учреждения;
ü учебные программы по образовательным областям и предметам;
ü используемые педагогические технологии и методы обучения;
ü систему диагностики промежуточных и итоговых результатов;
ü воспитательную систему;
ü систему дополнительного образования;
ü систему внутришкольного управления;
ü обеспечение инновационных процессов;
ü творческие достижения педагогов.
В качестве результатов образовательного процесса рассматриваются:
ü итоги текущей и итоговой аттестации учащихся;
ü творческие достижения учащихся;
ü обеспечение продолжения образования;
ü состояние здоровья детей;
ü удовлетворение образовательного заказа учащихся;
ü удовлетворение образовательного заказа родителей.
Квалифицированность педагогов - важнейший непосредственный фактор достижения качества образования. Он оценивается как по формальным показателям (отсутствие или наличие дефицита педагогических кадров по номенклатуре, квалификация по диплому, аттестационный уровень и др.), так и по количественным и качественным показателям результатов обучения и воспитания в соотношении с исходным уровнем подготовки и развития детей.
Особенно важна динамика развития профессионализма педагогов и руководителей, ибо большую роль в увеличении кадрового ресурса играет само образовательное учреждение, использующее самые различные формы: работа в метод. объединениях, педсоветы, рефлексивные часы, взаимодействие коллег друг с другом, сотрудничество с учеными вузов, участие в работе методических семинаров, педагогических мастерских и т. д.
Объективным условием образовательной деятельности является контингент учащихся, ибо для большинства общеобразовательных учреждений он не формируется специально. Учет самых различных сторон контингента учащихся -
ü социальных;
ü семейных;
ü бытовых;
ü возрастных;
ü национальных;
ü интеллектуальных;
ü психофизиологических;
ü учебных;
ü поведенческих,
- необходим для построения эффективной образовательной деятельности и анализа ее результатов.
В современной ситуации особую значимость приобрели материальные условия образовательной деятельности. На протяжении последних лет отмечается ухудшение здоровья школьников. Со школой связан ряд неблагоприятных для здоровья факторов: нарушения условий и режима обучения, недостаточная освещенность классов, нарушения теплового режима, отсутствие возможности снятия гиподинамии обучаемых. Образовательные учреждения не всегда имеют удобное для обучаемых оборудование. Условия обучения в образовательных учреждениях нередко не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам.
Создание условий образовательной деятельности является прерогативой и функцией учредителей, несущих ответственность за возможность организовать качественный образовательный процесс.
Содержание образовательного процесса, используемые формы и методы работы - это функции и ответственность самого образовательного учреждения. Оно разрабатывает свою образовательную программу, опираясь на базисный учебный план и государственные образовательные стандарты по предметам.
Образовательная программа отражает собственно модели обучения, воспитания и развития учащихся с учетом конкретных условий, а также их возможностей и потребностей. Здесь открывается широкое поле деятельности для реального выбора, для проявления творчества педагогов, для реализации инновационных проектов.
Результаты образовательного процесса - это то, ради чего создана школа, на что уходят бюджетные средства, за что несут ответственность все, вовлеченные в образовательный процесс.
Важно отметить, что при анализе творческих достижений учащихся учитываются не только олимпиады и научные доклады, но и успехи в спорте и художественной самодеятельности.
Для обычной школы поступление выпускников в вуз не является самоцелью, но их готовность к продолжению образования является очень важной для дальнейшей жизни. Любые получаемые результаты необходимо соотносить с затратами здоровья на их достижение.
Триединая схема «условия - процесс - результат» в настоящее время получает дальнейшее развитие через разработку набора индикаторов для измерения предложенных параметров.