Принцип последовательности
Проблема оптимальной последовательности занятий тесным образом связана с проблемой доступности. И в самом деле, намечая путь следования в процессе физического воспитания, мы вынуждены исходить, прежде всего, из возможностей занимающихся, из того, что посильно на данном этапе. Доступность, таким образом, обуславливает последовательность.
Принцип прогрессирования
Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся в процессе физического воспитания, которые заключаются в постановке и выполнении всё более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объёма и интенсивности связанных с ними нагрузок.
Общая характеристика методов физического воспитания
В основе построения методов физического воспитания лежит, прежде всего, тот или иной порядок организации и сочетания её с отдыхом. Нагрузкой при выполнении физических упражнений мы называли определённую величину их воздействий на организм занимающихся.
При этом имели в виду, что нагрузка непосредственно связана с расходованием рабочих потенциалов организма и с утомлением, а это в свою очередь служит стимулом для восстановительных процессов.
– Эффект нагрузки пропорционален её объёму и интенсивности.
Понятие же интенсивности нагрузки относится к силе воздействия физической работы в данный момент, к её напряжённости и степени концентраций во времени.
Рассмотрим основные методы физического воспитания с учётом сказанного:
Метод строго регламентированного упражнения
Методы данной группы характеризуются многократным воспроизведением двигательных действий или элементов их в условиях строгой регламентации, что выражается:
– В твёрдо предписанной программе движений (состав движений, порядок их изменения и связи друг с другом);
– В строгом нормировании нагрузки и полном управлении её динамикой в процессе упражнения;
– В строгом регулировании интервалов отдыха и точно установленном порядке чередования их с нагрузкой.
Деятельность занимающихся регулируется при этом так, чтобы создать оптимальные условия для освоения новых умений, навыков или обеспечить точно направленное, часто избирательное воздействие на развитие определённых качеств и способностей.
Метод упражнения
Начальное освоение двигательных действий может идти в целом и по частям. В первом случае движение с самого начала выполняется в той же целостной структуре, которая типична для данного действия. Во втором – действие подразделяют на основные элементы и осваивают их поочерёдно.
Учитывая сказанное, можно выделить два основных метода строго регламентированного упражнения в процессе разучивания.
1. Метод расчленённого упражнения с последовательным объединением частей в целое (назовём его условно методом расчленённо-конструктивного упражнения).
2. Метод целостного упражнения с избирательным вычленением деталей (кратко – метод целостного упражнения).
Игровой метод
Значение игры как общественного явления далеко выходит за рамки физического воспитания и даже воспитания в целом.
Понятие игрового метода в области воспитания отражает методические особенности игры, что отличает её в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимающихся и руководстве) от других методов воспитания.
Для игрового метода физического воспитания характерны следующие черты:
1. Организация деятельности на основе образного или условного сюжета (замысла, плана игры), который предусматривает достижение определённой цели в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуаций.
2. Разнообразие способов достижения цели и комплексный характер деятельности.
3. Широкая самостоятельность действий занимающихся, высокие требования к их инициативе, находчивости, двигательному творчеству, ловкости.
4. Взаимная обусловленность поведения занимающихся, яркая эмоциональность.
5. Ограничение возможности дозировки нагрузки.
Игровой метод в силу присущих ему особенностей является методом совершенствования двигательной деятельности.
Соревновательный метод
Соревнование подобно игре, оно относится к числу широко распространённых общественных явлений. Оно имеет существенное значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни – в производственной деятельности, искусстве, спортзале.
В области физического воспитания соревновательный метод используется как в процессе проведения занятий, так и в виде самостоятельных форм (прикидок, контрольных и спортивных состязаний).
Наиболее яркая черта, характеризующая соревновательный метод – это сопоставление сил в борьбе за первенство или достижение высокого результата.
Соревновательный метод используется для решения разнообразных педагогических задач – воспитания физических, волевых моральных качеств, совершенствования умений и навыков, а также способность рационально использовать их в усложнённых условиях.
Метод наглядности
Отличительная черта метода данной группы – воздействие преимущественно через первую сигнальную систему, создание конкретных образов действительности. Следует различать при этом методы, характеризующиеся непосредственной наглядностью, и методы использования посредственной наглядности.
Метод слова
Характерная черта методов этой группы – воздействие преимущественно через вторую сигнальную систему, посредственное воссоздание действительности в понятиях, суждениях, умозаключениях.
Функции слова в процессе физического воспитания многообразны: посредством слова сообщают знания, активизируют и углубляют восприятие, ставят задание, формируют отношение к ним и руководят процессом их выполнения, анализируют и оценивают достигнутые результаты, осуществляют нравственное и эстетическое воздействие.
Методика воспитания быстроты двигательной реакции