История становления современной цели по физической культуре в системе высшего профессионального образования

Образовательно-воспитательная система студенческой молодёжи исторически воплощало в практику общие положения теории физической культуры. Специфическая их направленность отражалась в государственных программах и, прежде всего, в целевых установках и перечне конкретных задач. На протяжении многих лет суть содержания цели физического воспитания студентов и задач её практического решения не отличалась от программы к программе. В основном целевой установкой программ являлось достижение студентами физического совершенства и подготовка их к высокопроизводительному труду и защиты Родины. Цель отражала академический, соответствующий социальному строю, взгляд на физическое воспитание. В перечень задач включалось: укрепление здоровья; поддержание высокой работоспособности; формирования знаний и навыков по использованию средств физической культуры и спорта в режиме учебных занятий, труда и отдыха; обеспечения разностороннего физического развития; обучение спортивной техники и др. В основе зачёта по физической культуре лежали требования Всесоюзного комплекса ГТО (готов к труду и обороне).

Комплекс ГТО и государственные программы обеспечивались достаточно большим количеством издаваемых в центральной печати методических пособий для массового пользования. Однако в дальнейшем, в связи с социальными реформами и в частности, реформами в образовании, дополнениями в положении, структуре и содержании Всесоюзного комитета ГТО, нормативная часть программы по физическому воспитанию студентов была изменена в сторону их понижения. В последствие был утрачен и сам комплекс ГТО как основополагающая часть программы.

В 1990 году для высших учебных заведений целью физического воспитания провозглашается повышение уровня физической культуры студентов и создание предпосылок для эффективной работы по избранной специальности. Вопрос, фактически, ставился о физической культуре студентов в самом широком понимании ее сути, а не только о её физической составляющей, как в прежних программах. Содержательная сторона задач, раскрывающая цель, претерпевает некоторые изменения. Подчёркивается психолого-педагогическая сторона воспитательного значения формирования потребностей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, а также привитие навыков здорового образа жизни и образовательная задача, связанная с методикой самостоятельных занятий. Задача подготовки к защите Родины убирается. Вводится форма консультативно-методических и дополнительных занятий. Теоретическая часть программы несколько расширяется, дополняясь темами о воспитании качеств и свойств личности средствами физической культуры. Практическая часть программы не определяется перечнем видов спорта, как это было в предыдущих программах. В этой части предоставлялась полнейшая свобода кафедрам физического воспитания. Оценку уровня физической подготовленности впервые предполагалось определять по приросту результатов. О комплексе ГТО в данной программе уже не упоминалось. Социально-политический и экономический кризис в стране отразился и на систему физического воспитания. Постоянное её реформирование (объединение профсоюзных спортивных организаций, сокращение штатов, уменьшение объёмов финансирования, изменение содержания деятельности и много другое) в итоге привело к тому, что массовое физкультурно-спортивное движение исчезло вместе с комплексом ГТО, который сам до такой степени был упрощён, что к нему утратился интерес молодёжи.

Итак, целевые установки программы 1990 года значительно расширяли представление о физическом воспитании. Задачи социального и оборонного значения опускались. На первое место ставились здоровье и работоспособность студента, решение личностно-ориентированной потребностной сферы студента.

В приказе Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы к Всероссийской базисной учебной программе для высших учебных заведений 1991 года подчёркивалось, что она вводится для реализации основных положений концепции развития физической культуры и физического воспитания населения страны.

Все предполагаемые в приказе изменения должны были существенно повысить значимость предмета и в определённой степени обновить деятельность кафедр физической культуры. Базисная программа, разработанная Л.И. Лубышевой и Г.М. Грузных предполагала также ориентировку на логический переход всех форм физкультурной и спортивной практики в устойчивый процесс физического самовоспитания и самосовершенствования, формирование и закрепление осознанной, основанной на глубоких знаниях и убеждениях, мотивации физической закалки, устойчивой привычки постоянно заботиться о своём здоровье самостоятельно.

Приоритетными направлениями базисной программы по физической культуре являлись: демократичность выбора средств о организационно-методических форм реализации физической активности студентов; необходимость учёта специфики вуза и условий его функционирования; усиление образовательного аспекта в содержании учебного материала с целью формирования мотивации студентов к здоровому образу жизни; ориентация деятельности кафедр в сторону методической направленности для обучения студентов навыкам физического самосовершенствования.

Внедрение этих положений требовало пересмотра функциональной деятельности кафедр, качественной подготовки преподавательского состава, повышение их квалификации, переключение узконаправленного процесса физического воспитания в процессе воспитания физической культуры в широком смысле слова, создание учебно-методического обеспечения, а в целом новых педагогических технологий организационных форм.

Целью физического воспитания в вузе провозглашалось формирование физической культуры студента как системного и интегрального качества личности, необходимого компонента общей культуры будущего специалиста, способного реализовать её в учебной социально-профессиональной деятельности и в семье. В соответствии с целью первостепенное значение приобретали образовательные задачи, методической подготовки и включение студентов в процесс физического самосовершенствования.

В приказе №777 Государственного Комитета Российской Федерации от 26.07.94 г. о новой программе по физической культуре для высших учебных заведений сказано, что начиная с 1994/95 учебного года, в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин выделяются 408 учебных часов на дисциплину «физическая культура»в обязательном базовом курсе на весь период обучения на основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Более того, базовый курс дополняется элективными (с выбором вида спорта или систем физических упражнений) и факультативными занятиями в объёме одного-трёх часов в неделю.

Впервые в государственной программе по физической культуре напрямую ставится цель формирования физической культуры личности студента. При этом составителями программы (М.Я. Виленский, В.И. Ильинич, В.А. Масляков, В.Г. Щербаков) предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач: понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовки её к профессиональной деятельности; знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни; формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья; психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре; обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии; приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Содержание задач программы предполагала обеспечение вузами поставленной цели. Подчеркивается значимость формирования знаний, ориентированных на личностное использование ценностей физической культуры, а также формирование мотивов и приобретение опыта для достижения жизненных и профессиональных целей личности в самовоспитании и физическом самосовершенствовании. Иначе говоря, в данных содержательных компонентах процесс формирования физической культуры личности должен был приобрести, прежде всего, личностный и профессионально-ориентированный характер, направленный на удовлетворение запросов студента.

Теоретический раздел, предлагаемый программой, был достаточно объёмным и направленным на формирование научно-теоретических основ физической культуры и здорового образа жизни, что существенно отличало его от предыдущих программ.

Таким образом, инновационный скачок в содержании государственной программы произошёл в 1991 году. В основе его лежало глубокое понимание авторами необходимости трансформации современных научных идей, которые были накоплены к тому времени научной школой М.Я.Виленского, в новую стратегию воспитания, чему способствовали и демократические веяния, происходящие в стране.

Наши рекомендации