Диагностический инструментарий. Мониторинговая карта оценки освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Солёный колобок»
Мониторинговая карта оценки освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Солёный колобок»
№ п/п | Ожидаемые результаты | Диагностический инструментарий (Методы/формы) | график проведения | шкала оценки |
Знания: | ||||
1. | знать правила техники безопасности при работе с различными материалами и инструментами | опрос, беседа | в конце освоения программы | 0 – знания не сформированы 1 – низкий уровень знаний 2 – средний уровень знаний 3 – высокий уровень знаний |
2. | технику изготовления поделок из солёного теста | опрос, беседа | ||
3. | основы цветоведения, материаловедения | опрос, беседа | ||
4. | основные виды лепки (объёмная, плоскостная) | |||
Умения: | ||||
5. | использовать различные инструменты, необходимые в работе с солёным тестом | наблюдение, выставки, участие в конкурсах наблюдение, выставки, участие в конкурсах | в конце освоения программы | 0 – умения не сформированы 1 – низкий уровень умений 2 – средний уровень умений 3 – высокий уровень умений |
6. | применять правила техники безопасности при работе с различными материалами и инструментами. |
7. | готовить массу для самостоятельного творчества; | |||
Навыки: | ||||
8. | навык работы с солёным тестом | педагогический анализ: активности обучающихся на занятиях, решения задач творческого и поискового характера, участие в воспитательных мероприятиях, конкурсах, выставках. | в конце освоения программы | 0 – навыки не сформированы 1 – низкий уровень навыков 2 – средний уровень навыков 3 – высокий уровень навыков |
9. | навык композиционного решения оформления поделки | |||
10. | Художественный вкус | |||
11. | Аккуратность | |||
12. | Усидчивость | |||
13. | Самостоятельность | |||
14. | Доводить начатое дело до конца | |||
будут развиты психические процессы(ПП): | ||||
15. | творческое воображение и фантазия | 0 –ПП не развито 1 – низкий уровень развития ПП 2 – средний уровень развития ПП 3 – высокий уровень развития ПП | ||
16. | мотивация к творческому поиску |
Мониторинговая карта оценки освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Солёный колобок»
по модулю «Основы моделирования»
1 год обучения.
№ п/п | Ожидаемые результаты | Диагностический инструментарий (Методы/формы) | график проведения | шкала оценки |
Знания: | ||||
1. | знать правила безопасного труда и личной гигиены | опрос, беседа | начало, середина, конец года | 0 – знания не сформированы 1 – низкий уровень знаний 2 – средний уровень знаний 3 – высокий уровень знаний |
2. | инструменты и материалы, применяемые в работе | |||
3. | основные виды лепки и технологию изготовления поделок из теста, | |||
4. | основные элементы формообразования, способы раскрашивания, сушки и хранения готовых изделий; | |||
5. | основы цветоведения (основные цвета, правильное сочетание цветов) | |||
Умения: | ||||
6. | уметь соблюдатьправила безопасного труда и личной гигиены, | педагогическое наблюдение, выставки, участие в конкурсах | начало, середина, конец года | 0 – умения не сформированы 1 – низкий уровень умений 2 – средний уровень умений 3 – высокий уровень умений |
7. | уметь следить за показом способов выполнения поделки, | |||
8. | уметь выполнять работу спокойно в отведённое время, по предварительному эскизу, предложенному педагогом, | |||
9. | уметь правильно и аккуратно раскрашивать изделие, анализировать свою работу, адекватно оценивать свои действия; | |||
Навыки: | ||||
10. | работать в коллективе; | педагогический анализ: активности обучающихся на занятиях, решения задач творческого и поискового характера, участие в воспитательных мероприятиях, конкурсах, выставках. | начало, середина, конец года | 0 – навыки не сформированы 1 – низкий уровень навыков 2 – средний уровень навыков 3 – высокий уровень навыков |
11. | трудолюбия | |||
12. | аккуратности | |||
будет развита: | ||||
13. | мелкая моторика рук; | |||
14. | координация движения обеих рук |
Мониторинговая карта оценки освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Солёный колобок»
по модулю «Основы моделирования»
2 год обучения.
№ п/п | Ожидаемые результаты | Диагностический инструментарий (Методы/формы) | график проведения | шкала оценки |
Знания: | ||||
1. | знать правила безопасного труда и личной гигиены | опрос, беседа | начало, середина, конец года | 0 – знания не сформированы 1 – низкий уровень знаний 2 – средний уровень знаний 3 – высокий уровень знаний |
2. | инструменты и материалы, применяемые в работе | |||
3. | виды композиций | |||
4. | приёмы работы с цветом | |||
Умения: | ||||
5. | уметь соблюдатьправила безопасного труда и личной гигиены, | педагогическое наблюдение, выставки, участие в конкурсах | начало, середина, конец года | 0 – умения не сформированы 1 – низкий уровень умений 2 – средний уровень умений 3 – высокий уровень умений |
6. | готовить массу для лепки для самостоятельной работы | |||
7. | оформлять поделку с помощью цвета | |||
8. | декоративно оформлять изделие с использованием дополнительных материалов | |||
9. | выполнять задачу, поставленную педагогом, удерживать её в памяти | |||
10. | анализировать свою работу, | |||
Навыки: | ||||
11. | работать в коллективе; | педагогический анализ: активности обучающихся на занятиях, решения задач творческого и поискового характера, участие в воспитательных мероприятиях, конкурсах, выставках, взаимодействие в коллективе. | начало, середина, конец года | 0 – навыки не сформированы 1 – низкий уровень навыков 2 – средний уровень навыков 3 – высокий уровень навыков |
12. | трудолюбия | |||
13. | аккуратности | |||
будут развиты: | ||||
14. | умение работать в коллективе | |||
15. | мелкая моторика рук; | |||
16. | координация движения обеих рук |
Мониторинговая карта оценки освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Солёный колобок»
по модулю «Когда творим мы чудеса»
1 год обучения.
№ п/п | Ожидаемые результаты | Диагностический инструментарий (Методы/формы) | график проведения | шкала оценки |
Знания: | ||||
1. | знать правила техники безопасности при работе с различными материалами и инструментами | опрос, беседа | начало, середина, конец года | 0 – знания не сформированы 1 – низкий уровень знаний 2 – средний уровень знаний 3 – высокий уровень знаний |
2. | основы цветоведения и материаловедения | |||
3. | основные элементы формообразования, способы сушки изделий и их хранение; | |||
4. | основы композиции, композиционное построение в разных формах (круге, прямоугольнике, треугольнике и т.д.) | |||
Умения: | ||||
5. | уметь соблюдать правила безопасности при работе с различными материалами и инструментами | педагогическое наблюдение, выставки, участие в конкурсах | начало, середина, конец года | 0 – умения не сформированы 1 – низкий уровень умений 2 – средний уровень умений 3 – высокий уровень умений |
6. | уметь правильно составлять композицию на разных формах; | |||
7. | декоративно оформлять готовые поделки; | |||
8. | изготавливать поделки для декоративного украшения интерьера в разной технике лепки; | |||
9. | с различными инструментами, необходимыми в работе с тестом; | |||
Навыки: | ||||
10. | педагогический анализ: активности обучающихся на занятиях, решения задач творческого и поискового характера, участие в воспитательных мероприятиях, конкурсах, выставках. | начало, середина, конец года | 0 – навыки не сформированы 1 – низкий уровень навыков 2 – средний уровень навыков 3 – высокий уровень навыков | |
11. | трудолюбия | |||
12. | аккуратности | |||
13. | усидчивость | |||
14. | ответственность | |||
15. будет развито: | ||||
16. | творческое воображение, фантазия; | |||
17. | умение работать в коллективе |
Модуль «Основы тестопластики»
Настоящий модуль предусматривает работу с детьми дошкольного возраста начиная с 5 лет, не имеющих знаний, умений и навыков работы в нетрадиционной технике лепки– тестопластике.
Практика работы с детьми свидетельствует, что лепка из соленого теста (тестопластика) как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом:
- повышает сенсорную чувствительность: тонкое восприятие формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
- координирует работу обеих рук;
- развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
- формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
- способствует формированию умственных способностей детей;
- расширяет их художественный кругозор;
- способствует формированию художественно - эстетического вкуса.
Методы и приёмы, используемые в работе, соответствуют возрасту детей. Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный) метод используется при организации наблюдений, обследовании предметов и игрушек, рассматривании картин и иллюстраций, видеоматериал, несущих детям информацию о предметах или явлениях. Работа направлена на обеспечение восприятия и понимания содержания. Дети дошкольники не умеют выделять в предмете главное. В связи с этим организуется беседа, задаются вопросы, а дети, отвечая на них, называют части, цвет, форму предмета и т.д.
Используется прямой показ способа действия, вместе со словесным объяснением.
Репродуктивный метод используется для закрепления детьми полученных знаний. Многократное повторение одних и тех же действий ведёт к закреплению (н-р, создание элементов формообразования, раскрашивание)
Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость, самостоятельность и активность помогает исследовательский и игровой метод.
Условия реализации модуля:
Преподавание теоретического материала происходит одновременно с формированием практических навыков у детей. Теоретические знания ребята получают в ходе практической части занятия: изготовления изделий.
Цель модуля: ознакомление детей с основами тестопластики.
Задачи:
обучающие:
-познакомить с правилами безопасного труда и личной гигиены;
- познакомить с инструментами и материалами, применяемыми в работе;
- познакомить с видами лепки и технологией изготовления поделок из теста;
- дать основы цветоведения (основные цвета, правильное сочетание цветов);
- познакомить с основными элементами формообразования, способами раскрашивания, сушки и хранения готовых изделий;
развивающие:
- развивать умение удерживать в памяти задачу, поставленную педагогом,
- развивать умение работать в коллективе;
- развивать координацию движений обеих рук;
- развивать мелкую моторику рук;
воспитательные:
- воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Учебно-тематический план модуля «Основы тестопластики»
Год обучения.
№ | Тема | Всего | теория | практика |
Вводное занятие | 0,5 | 0,5 | ||
1. | Основы тестопластики. Изготовление изделий. | |||
2. | Основы цветоведения. | |||
3. | Экспериментальная деятельность | |||
4. | Творческая итоговая работа. | 0,5 | 1,5 | |
5. | Участие в выставках, конкурсах. | - | ||
6. | Работа с родителями. | - | ||
Итого |
Содержание программы модуля «Основы тестопластики»
Год обучения
Учебно-тематический план модуля «Основы тестопластики»
Год обучения.
№ | Тема | Всего | теория | практика |
Вводное занятие | 0,5 | 0,5 | ||
1. | Композиция. | |||
2. | Тестопластика. Изготовление изделий. | |||
3. | Основы цветоведения. | |||
4. | Экспериментальная деятельность. | |||
5. | Самостоятельная творческая работа. | 0,5 | 1,5 | |
6. | Участие в выставках, конкурсах. | - | ||
7. | Работа с родителями. | - | ||
Итого |
Содержание программы модуля «Основы тестопластики» 2 год обучения
Модуль «Когда творим мы чудеса»
Овладение основами такого вида творчества как тестопластика, даёт возможность каждому ребёнку открывать для себя волшебный мир декоративного искусства, проявить и реализовать свои творческие возможности. Настоящий модуль предусматривает работу с детьми школьного возраста 7-12 лет. В коллектив принимаются все желающие.
Образовательный процесс включает в себя следующие методы обучения:
объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
частично-поисковый.
Условия реализации модуля:
Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, подготовка к выставке.
Цель модуля: развитие художественно-творческих способностей детей через обучение искусству тестопластики.
Задачи:
обучающие:
- познакомить с правилами техники безопасности при работе с различными материалами и инструментами;
- обучить основным навыкам приёмам лепки на примере изготовления различных поделок из солёного теста;
- сформировать навыки композиционного решения оформления поделки;
- сформировать основные знания по объёмной и плоскостной лепке;
- познакомить их с основами цветоведения, материаловедения;
- научить работать с различными инструментами, необходимыми в работе с тестом.
развивающие:
- развивать творческое воображение и фантазию;
- развивать мотивацию к творческому поиску;
воспитательные:
-формировать осознанное отношение к своей творческой деятельности: трудолюбие, аккуратность, усидчивость, ответственность;
- воспитывать художественный вкус;
-воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи.
Учебно-тематический план модуля «Когда творим мы чудеса»
Год обучения.
№ | темы | Всего часов | теория | практика |
Вводное занятие. | 0,5 | 0,5 | ||
1. | Экспериментальная деятельность. | |||
2. | Основы композиции. | |||
3. | Панно в технике рельеф, барельеф | |||
4. | Стилизация животных | |||
5. | Декоративные подвески для интерьера | |||
6. | Декоративное оформление поделок | |||
7. | Цветоведение | |||
8. | Самостоятельная творческая работа | |||
9. | Участие в выставках, конкурсах | - | ||
10. | Работа с родителями | - | ||
Итого | 31,5 | 112,5 |
Содержание программы модуля «Когда творим мы чудеса»
1 год обучения
Учебно-тематический план модуля «Когда творим мы чудеса»
Год обучения.
№ | темы | Всего часов | теория | практика |
Вводное занятие | 0.5 | 0,5 | ||
1. | Экспериментальная деятельность. | - | ||
2. | Основы композиции. | |||
3. | Стилизация литературных героев | |||
4. | Портрет друга | |||
5. | Декоративное панно | |||
6. | Декоративное оформление | |||
7. | Самостоятельная творческая работа | |||
8. | Участие в конкурсах, выставках | - | ||
9. | Работа с родителями | - | ||
Итого | 115 |
Содержание программы модуля «Когда творим мы чудеса»
2 год обучения
Методическое обеспечение программы «Солёный колобок» по модулям.
№ п/п | Модули программы | Формы занятий | Приемы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал | Формы подведения итогов | Техническое оснащение занятия |
Основы тестопластики | Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом | рассказ педагога, беседа, просмотр и обсуждение видеоматериала, самостоятельная работа обучающихся с литературой, выполнение изделий, самостоятельная творческая работа учащихся, игровые и познавательные мероприятия. | Образцы готовых изделий, выполненных педагогом, журналы, книги, подборки рисунков и фотографий различных поделок, фонд детских работ, выполненных для конкурсов и выставок,интернет ресурсы. | тесты, опрос, наблюдение, выставки, участие в конкурсах педагогический анализ: активности обучающихся на занятиях, решения задач поискового характера. | Оснащение кабинета: столы и стулья для педагога и обучающихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий, ёмкости для хранения подручных материалов, Материалы и инструменты:мука, соль, ёмкости для замеса и хранения теста, краски акварельные, гуашевые, клей, лак, кисти разных размеров, стеки, использованные ручки, колпачки, фломастеры и т.д. медальоны, брошки, бутылочные пробки, рельефные пуговицы, зубочистки, расчески и другие предметы с интересным рельефом - для нанесения на изделие рисунков, оттисков и линий. |
2. | Когда творим мы чудеса | Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом |
Участие в конкурсах, выставках | Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом; индивидуальные занятия, самостоятельная работа детей. | Самостоятельная работа детей, с консультацией педагога при необходимости | Положения о конкурсах и выставках | Анализ результатов конкурсов и выставок | ||
4. | Работа с родителями | мастер-классы | Разъяснение педагога, беседа, выполнение творческой работы | Образцы поделок, выполненных педагогом. |
Литература:
Нормативно-правовая база:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации»
2. Концепция развития дополнительного образования детей.
3. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
4. Методические рекомендации по разработке образовательной программы образовательной организации дополнительного образования (ОО ДО)
5. Устав МБУ ДО «ЦДТ»
Список литературы, используемой педагогом в своей работе:
1. Рондели Л.Д. Народное декоративно - прикладное искусство. – М., 1984.
2. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе. М., 1981.
3. Миловский А.С. Народные промыслы. М., 1994.
4. Секачева А.В., Чуйкина А.М., Пименова Л.Г. Рисунок и живопись.- М., 1983.
5. Карлов Г.Н. Изображение птиц и зверей. М., 1976.
6. Шорохов Е.В. Композиция. М., 1986.
7. Пономарев П.Д. Народный костюм Воронежской губернии. В., 1994.
8. Хананова И. Солёное тесто. Москва, 2006.
9. Кискальт И. Солёное тесто. Увлекательное моделирование. Москва, «Профиздат».2005
10. Синеглазова М. О. Удивительное солёное тесто. Москва, издательский Дом МСП,
2006г.
11. Жадько Е., Давыдова Л., Поделки и аксессуары из солѐного теста.. Ростов - на-
Дону, «Феникс», 2006 г.
12. Чаянова Г. Солёное тесто для начинающих. Москва, Дрофа - Плюс,2005.
13. Силаева К., Михайлова И.Солёное тесто. Изд-во Эксмо -2004.
14. Сулла М.Б. Охрана труда.- М., 1989.
Список рекомендуемой литературы для родителей:
1.Жадько Е., Давыдова Л., Поделки и аксессуары из солёного теста.. Ростов – на - Дону,«Феникс», 2006 г.1. Силаева К., Михайлова И. Солёное тесто. Изд-во Эксмо-2004.
2. Калинич М., Савиных В. Рукоделье для детей. 2-ое издание. Минск. «Полымя»
2000.
3. Ким Солга. Подарки. Москва, 1997.
4.Кискальт И. Солёное тесто. Увлекательное моделирование. Москва, «Профиздат».2005
5.Синеглазова М.О. Удивительное солёное тесто. Москва, издательский Дом МСП,2005
6. Рудакова И. Подарки к новому году. Москва, 1996.
7. Файона Уатт. Книга для девочек. Издательский дом «РОСМЭН», 1997.
8. Хананова И. Солёное тесто. Москва, 2006.
Список рекомендуемой литературы для детей:
1.Кискальт И. Солёное тесто. Увлекательное моделирование. Москва, «Профиздат».2005
2.Синеглазова М.О. Удивительное солёное тесто. Москва, издательский Дом МСП,2005
3.Чаянова Г. Солёное тесто для начинающих. Москва, Дрофа - Плюс,2005.
Интернет ресурсы
1. http://urokilepki.ru/2012/07/avtorskie-raboty-iriny-popovoj/
2. http://ozorinka.ru/podelki-iz-bumagi/iz-kartona/item/351-ramka-iz-bumagi-po-bistromu
3. http://rukadelkino.ru/podelki/solenoe-testo/61-izdeliya-i-podelki-holodnyy-farfor.html
4. http://subscribe.ru/group/rukodelie/1736626/
5. http://kolobok-kolobok.ru/lepka-iz-solonogo-testa/podsvechnik-rozyi
6. http://marrietta.ru/post185965085/?upd
7. http://kollekcija.com/master-klass-obemnyie-podelki-iz-solenogo-testa-avtor-lyudmila-shevchenko/
8. http://www.rukodel.tv/publ/76-1-0-777
9. http://www.trozo.ru/archives/11119