Схема специального психологического и логопедического обследования ребенка дошкольного возраста
Ф.И О ______________________________ Возраст_________
Психологическое обследование
Контакт(речевой, жестовый, мимический):
- в контакт не вступает,
- проявляет речевой негативизм,
- контакт формальный (чисто внешний),
- в контакт вступает не сразу, с большим трудом.
- не проявляет заинтересованности в контакте,
-легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется.
Эмоционально-волевая сфера:
активный/пассивный,
деятельный/инертный,
бодрый/вялый,
работает с удовольствием/из подчинения,
неадекватное/адекватное поведение,
- двигательная расторможенность,
- агрессивный,
- избалованный,
- колебания настроения,
- конфликтность,
- страхи.
Состояние слуха (норма, тугоухость, глухота).
Состояние зрения(норма, близорукость, дальнозоркость, косоглазие, атрофия зрительного нерва, слабовидение, слепота).
Моторика:
1) ведущая рука (правая, левая);
2) развитие манипулятивной функции рук :
- отсутствует хватание;
- резко ограничена (манипулировать не может, но есть хватание);
- ограничена;
- недостаточная мелкая моторика;
- сохранная;
3) согласованность действий рук:
- отсутствует
- N
4) тремор. Гиперкинезы. Нарушение координации движений.
Внимание(длительность сосредоточения, стойкость, переключение):
- ребенок плохо сосредоточивается, с трудом удерживает внимание на объекте (низкая концентрация и неустойчивость внимания),
- внимание недостаточно устойчивое, поверхностное;
- быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности,
- плохое переключение внимания,
-внимание достаточно устойчивое. Длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная.
Реакция на одобрение:
- адекватная (радуется одобрению, ждет его);
- неадекватная (на одобрение не реагирует, равнодушен к нему).
Реакция на замечание:
- адекватная (исправляет поведение в соответствии с замечанием);
- адекватная (обижается);
- нет реакции на замечание;
- негативная реакция (делает назло).
Отношение к неудаче:
- неудачу оценивает (замечает неправильность своих действий, исправляет ошибки);
- отсутствует оценка неудачи;
- негативная эмоциональная реакция на неудачу или собственную ошибку.
Работоспособность:
- крайне низкая;
- снижена;
- достаточная.
Характер деятельности
- отсутствие мотивации к деятельности;
- работает формально;
- деятельность неустойчивая;
- деятельность устойчивая, работает с интересом.
Обучаемость, использование помощи(во время обследования):
- обучаемость отсутствует. Помощь не использует;
- нет переноса показанного способа действия на аналогичные задания;
- обучаемость низкая. Помощь использует недостаточно. Перенос знаний затруднен;
- ребенок обучаем. Использует помощь взрослого (переходит от более низкого способа выполнения заданий к более высокому). Осуществляет перенос полученного способа действия на аналогичное задание.
Уровень развития деятельности:
проявление интереса к игрушкам, избирательность интереса, степень его стойкости (занимается длительно одной игрушкой или переходит от одной к другой):
- интереса к игрушкам не проявляет (с игрушками никак не действует. В совместную со взрослым игру не включается. Самостоятельной игры не организует),
- проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес к игрушкам,
- обнаруживает стойкий избирательный интерес к игрушкам;
адекватность употребления игрушек:
- совершает неадекватные действия с предметами (нелепые, не диктуемые логикой игры или качеством предмета действия),
- игрушки использует адекватно (использует предмет в соответствии с его значением);
характер действий с предметами-игрушками:
- неспецифические манипуляции (со всеми предметами действует одинаково, стереотипно - постукивает, тянет в рот, сосет, бросает);
- специфические манипуляции: учитывает только физические свойства предмета;
- предметные действия - использует предметы в соответствии с их функциональным назначением;
- процессуальные действия;
- цепочка игровых действий;
- игра с элементами сюжета;
- сюжетно-ролевая игра.
Запас общих представлении:
- низкий, ограничен;
- несколько снижен;
- соответствует возрасту (N).
Знание частей тела и лица (визуальная ориентация).
Зрительное восприятие:
восприятие цвета:
- представление о цвете отсутствует,
- сличает цвета,
- различает цвета (выделяет по слову),
- знает и называет основные цвета (N - в 3 года);
восприятие величины:
- представление о величине отсутствует,
- соотносит предметы по величине,
- дифференцирует предметы по величине (выделяет по слову),
- называет величину (N - в 3 года);
восприятие формы:
- не имеет представления о форме,
- соотносит предметы по форме,
- различает геометрические формы (выделяет по слову),
- различает геометрические формы при нестандартном изображении,
- называет плоскостные и объемные геометрические формы (N - в 3 года).
Складывание матрешки (трехсоставная- от 3 до 4 лет; четырехсоставная– от 4 до 5 лет; шестисоставная- от 5 лет):
Действия: неадекватные / адекватные;
способы выполнения задания:
- действие силой;
- перебор вариантов;
- целенаправленные пробы (N- до 5 лет);
- примеривание;
- зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).
Включение в ряд (шестисоставная матрешка- с 5 лет):
Действия: неадекватные / адекватные;
способы выполнения задания:
- без учета величины;
- целенаправленные пробы (N до 6 лет);
- зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).
Складывание пирамидки(до 4 лет - 4 кольца; с 4 лет - 5-6 колец).
Действия: неадекватные / адекватные,
- без учета величины колец;
- с учетом величины колец:
- пробы;
- примеривание;
- зрительное соотнесение (N - с 6 лет обязательно).
Кубики-вкладыши(пробы, примеривание, зрительное соотнесение).
Целостный образ предмета(складывание разрезных картинок из 2-3-4-5-6 частей).
Парные картинки(с 2 лет; выбор по образцу 2, 4, 6 картинок).
Почтовый ящик (с 3 лет):
- действие силой (допустимо в N до 3,5 лет);
- перебор вариантов;
- пробы;
- примеривание;
- зрительное соотнесение (N с 6 лет обязательно).
Конструирование:
1) конструирование из строительного материала (по подражанию, по образцу, по представлению);
2) складывание фигур из палочек (по подражанию, по образцу, по представлению).
Восприятие пространственных соотношений:
1) ориентировка в сторонах собственного тела и зеркальное отображение;
2) дифференцирование пространственных понятий (выше, ниже, дальше - ближе, справа - слева, впереди - сзади, в центре);
3) целостный образ предмета (складывание разрезных картинок из 2-3-4-5-6 частей; разрез по вертикали, по горизонтали, по диагонали, ломаной линией);
4) понимание и использование логико-грамматических конструкций (N с 6 лет).
Временные представления:
- части суток (N с 3 лет);
- времена года (N с 4 лет);
- дни недели (N с 5 лет);
- понимание и использование логико-грамматических конструкций (N с б лет).
Количественные представления:
- порядковый счет (устно и пересчет предметов);
- определение количества предметов;
- выделение нужного количества из множества;
- соотнесение предметов по количеству;
- понятия «много» - «мало», «больше» - «меньше», «поровну»; - счетные операции.
Память:
1)механическая память (в пределах возрастной N, снижена);
2) опосредованная (вербально-логическая) память (N, снижена).
Мышление:
уровень развития мышления:
- наглядно-действенное;
- наглядно-образное
- элементы абстрактно-логического мышления.
Классификация предметов.