Исследование познавательных интересов дошкольника
Познавательные интересы детей можно выявить посредством наблюдений за дошкольниками, бесед с ними, воспитателями, учителями.
ддя изучения особенностей познавательных интересов нужно: Щ* наблюдать, чем интересуются дети, что предпочитают делать, как относятся к легкому, новому и трудному заданию;
''."' ■ провести беседу и попытаться выяснить, чем предпочитают дети заниматься и почему, определить знания дошкольников в области математики, природы, музыки и т. д.;
■ предложить детям заняться в свободное время тем, что они считают самым интересным и обратить особое внимание на их поведение, устойчивость внимания, характер вопросов;
| ■ отобрать группу из 5-10 детей для более глубокого изучения их индивидуальных особенностей.
Полученные данные целесообразно дополнить результатами бесед с воспитателями и родителями.
В зависимости от характера деятельностиузнаний детей делаются выводы о содержании, устойчивости или эпизодичности их интересов. Следует также сравнить интересы дошкольников с желанием или нежеланием учиться в школе.
Диагностика самооценки дошкольников'?
Диагностика самооценки детей может осуществляться посредством изучения самооценок конкретной деятельности, качеств и умений, а также общей самооценки.
Изучение самооценок в конкретной деятельности. Ребенку предлагается после выполнения определенного задания (лепка, рисование, аппликация и т. п.) оценить свою работу, например, как он нарисовал: «очень хорошо», «хорошо» или «недостаточно хорошо». Возможно сравнение собственного рисунка с заведомо лучшим или худшим (рисунки отбираются воспитателем). Так, если ребенок оценивает собственный рисунок как очень хороший (лучше рисунка другого ребенка), то самооценка считается высокой, если хорошо (считает, что хуже, чем нарисовал один товарищ, и лучше, чем нарисовал другой), то самооценка средняя. Если же собственный рисунок оценивает как не очень хороший (идентифицирует с плохим рисунком друга или считает, что его собственный рисунок еще хуже), то самооценка низкая.
Изучение самооценок конкретных качеств и умений. Ребенку предлагают оценить уровень развития некоторых качеств личности (трудолюбие, аккуратность, послушание, смелость, ловкость, честность, внимательность и др.) или конкретных умений (играть, трудиться, рисовать, лепить, конструировать, слушать, читать, писать, считать и др.). Оценочная шкала аналогична вышеизложенной. Оценки «плохо» лучше избегать, дети ее часто не принимают. Например, ребенка просят оценить свое умение считать. Если он говорит, что считает лучше, чем сверстник, то за самооценку дают 3 балла, если так же — 2 балла, хуже — 1 балл. Затем все баллы по качествам личности и отдельным умениям суммируют-
ся, полученная сумма делится на максимально возможную сумму и умножается, на 10. К примеру, оценивалось 10 качеств личности, следовательно, максимально возможная сумма равна 3 х 10 = 30, ребенок набрал 15 баллов, отсюда его самооценка равна (15 : 30) х 10 = 5. Самооценка может варьироваться в пределах от 3 д0 10 баллов. Чем выше балл, тем выше уровень самооценки и наоборот.
Изучение общей самооценки методом « л е с е н к а ». Ребенку показывают нарисованную на бумаге лесенку с 7 ступеньками. Средняя ступенька имеет форму площадки. Ребенку говорят, что на 3 нижних ступеньках находятся плохие дети (чем ниже, тем хуже), на площадке — не плохие и не хорошие, а на 3 верхних ступеньках — хорошие дети (чем выше, тем лучше). Ребенку предлагается разместить на ступеньках некоторых детей из своей группы, в том числе и себя, и обосновать свой выбор. Самооценка шкалируется по номеру ступеньки, на которую испытуемый себя ставит.