Составить рассказ о жизни и творчестве А.С. Пушкина для учащихся

Модуль 2.

Теоретическая часть. Наименование тем лекций, их содержание, объем в часах

№п/п Наименование тем лекций Содержание Объем в часах
  Обучение как процесс организации развивающей образовательной среды Обучение как способ организации педагогического процесса и вид познавательной деятельности, его структура. Функции процесса обучения, его методологические основы. Логика учебного процесса и структура учения. Закономерности обучения. Принципы обучения.
  Научные основы содержания образования Понятие содержания образования, его сущность. Принципы отбора содержания образования. Нормативные документы, определяющие содержание образования.
  Методы и средства обучения Сущность методов обучения, их бинарный характер. Соотношение понятий «метод обучения и» и «прием обучения». Классификации методов обучения. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся (словесные, наглядные, практические; репродуктивные и проблемно-поисковые методы). Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Методы контроля и самоконтроля в обучении. Критерии оптимального выбора методов обучения. Средства обучения, их классификация и характеристика.  
  Формы организации обучения в школе и вузе Понятие о формах организации обучения. Исторически возникшие системы обучения: индивидуальная, групповая, лекционно-семинарская, классно-урочная, взаимного обучения и др. Реализация систем обучения в практике современной школы. Классификация форм обучения: общие, конкретные, внеурочне, внеаудиторные. Урок – основная форма организации учебного процесса в школе. Типология и структура уроков. Современные требования к уроку. Нестандартные виды урока. Лекция как ведущая форма организации процесса обучения в вузе. Функции, классификации вузовских лекций. Характеристика других форм организации обучения.
  Педагогические технологии в образовательном процессе Понятие педагогической технологии. Научные основы педагогических технологий, их классификация, критерии эффективности. Современное традиционное обучение: целевые ориентации, особенности содержания и методик. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. Педагогика сотрудничества. Личностно ориентированное развивающее обучение. Технологии развивающего обучения (Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др.). Проблемное обучение. Модульное обучение и рейтинговый контроль. Игровые технологии. Технология деловой игры. Исследовательская технология обучения (Д. Брунер, В.Г. Разумовский). Проектная технология обучения. Технология педагогических мастерских.
  Диагностика в обучении Понятие педагогической диагностики, ее функции. Процедура диагностики. Диагностика мотивации учения. Диагностика успеваемости учащихся. Контроль в системе диагностики. Наиболее распространенные формы и методы контроля. Инновационный опыт контроля в процессе обучения. Тестирование в педагогической диагностике. Виды тестов. Оценка и отметка в процессе обучения.  

Семинарские занятия, практическая часть

Семинарское занятие 1

Тема:Обучение как процесс организации развивающей образовательной среды

Вопросы для обсуждения

1. Обучение как процесс организации развивающей образовательной среды

Обучение как способ организации педагогического процесса и вид познавательной деятельности, его структура.

2. Функции процесса обучения, его методологические основы.

3. Логика учебного процесса и структура учения.

4. Закономерности обучения.

Творческое задание

Написать реферат:

Различные подходы ученых-педагогов к определению принципов обучения

План семинара

  1. Коллективное обсуждение вопросов 1-4
  2. Обсуждение творческого задания

Вопросы для самоконтроля

  1. В чем специфика принципов обучения?
  2. Назовите критерий определения структуры процесса обучения
  3. В чем заключается взаимосвязь функций обучения?
  4. Как взаимосвязаны логика учебного процесса и структура учения?
  5. Чем обусловлено выделение групп закономерностей обучения?

Литература:

1. Бордовская, Н.В., Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Питер, 2006.

2. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ.высш. и средн. учебных заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001.

3. Лихачев, Б.Т Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед.учеб.заведений, слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992.

4. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2006.

5. Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2006.

Семинарское занятие 2

Тема:Методы и средства обучения

Вопросы для обсуждения

  1. Сущность методов обучения, их бинарный характер. Соотношение понятий «метод обучения и» и «прием обучения».
  2. Классификации методов обучения.
  3. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся (словесные, наглядные, практические; репродуктивные и проблемно-поисковые методы).
  4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
  5. Методы контроля и самоконтроля в обучении.
  6. Критерии оптимального выбора методов обучения. редства обучения, их классификация и характеристика.

Практические задания

1. Посетить и проанализировать школьный урок на предмет применения наглядных методов обучения. Описать по схеме:

1. Школа, класс (указать)

2. Название урока

3. Применение наглядных методов обучения

Название метода Содержание метода Замечания
1. Метод иллюстраций и т.д.    

2. Посетить и проанализировать школьный урок на предмет применения словесных методов обучения. Описать по схеме:

1. Школа, класс (указать)

2. Название урока

3. Применение словесных методов обучения

Название метода Содержание метода Замечания
1. Метод рассказа и т.д.    

3. Посетить и проанализировать школьный урок на предмет применения практических методов обучения. Описать по схеме:

1. Школа, класс (указать)

2. Название урока

3. Применение практических методов обучения

Название метода Содержание метода Замечания
1. Метод упражнений и т.д..    

4. Посетить и проанализировать школьный урок на предмет применения репродуктивных методов обучения. Описать по схеме:

1. Школа, класс (указать)

2. Название урока

3. Применение репродуктивных методов обучения

Название метода Содержание метода Замечания
1. Репродуктивная беседа и т.д..    

5. Посетить и проанализировать школьный урок на предмет применения проблемных методов обучения. Описать по схеме:

1. Школа, класс (указать)

2. Название урока

3. Применение проблемных методов обучения

Название метода Содержание метода Замечания
1. Эвристическая беседа и т.д.    

Составить рассказ о жизни и творчестве А.С. Пушкина для учащихся

начальных классов. Представить по форме:

1. Тема

2. Цель

3. Оборудование

4. Содержание рассказа

7. Составить рассказ о жизни и творчестве М.М. Пришвина для учащихся начальных классов. Представить по форме:

1. Тема

2. Цель

3. Оборудование

4. Содержание рассказа

8. Составить рассказ о жизни и творчестве Н.А. Некрасова для учащихся подростковых классов. Представить по форме:

1. Тема

2. Цель

3. Оборудование

4. Содержание рассказа

9. Составить рассказ о жизни и научной деятельности И. Ньютона для учащихся подростковых классов. Представить по форме:

1. Тема

2. Цель

3. Оборудование

4. Содержание рассказа

10. Составить рассказ о жизни и творчестве Л.Н. Толстого для учащихся старших классов. Представить по форме:

1. Тема

2. Цель

3. Оборудование

4. Содержание рассказа

11. Составить рассказ о жизни и научной деятельности А. Эйнштейна для учащихся старших классов. Представить по форме:

3. Тема

4. Цель

3. Оборудование

4. Содержание рассказа

12. Посетить и проанализировать школьный урок на предмет применения методов обучения. Описать по схеме:

1. Школа, класс (указать)

2. Название урока

3. Применение методов обучения

Название метода Содержание метода Замечания
1. Метод рассказа и т.д.    

План семинара

  1. Коллективное обсуждение вопросов 1-7
  2. Обсуждение практического задания

Вопросы для самоконтроля

  1. Дайте определение метода обучения.
  2. Каково соотношение между методами и приемами обучения?
  3. Какова взаимосвязь между методами и средствами обучения?
  4. Назовите критерии классификаций методов обучения.
  5. Перечислите методы в соответствии с различными классификациями.

Литература:

  1. Бордовская, Н.В., Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Питер, 2006.
  2. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ.высш. и средн. учебных заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001.
  3. Лихачев, Б.Т Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед.учеб.заведений, слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992.
  4. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2006.
  5. Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2006.

Семинарское занятие 3

Наши рекомендации