Составить рассказ о жизни и творчестве А.С. Пушкина для учащихся
Модуль 2.
Теоретическая часть. Наименование тем лекций, их содержание, объем в часах
№п/п | Наименование тем лекций | Содержание | Объем в часах |
Обучение как процесс организации развивающей образовательной среды | Обучение как способ организации педагогического процесса и вид познавательной деятельности, его структура. Функции процесса обучения, его методологические основы. Логика учебного процесса и структура учения. Закономерности обучения. Принципы обучения. | ||
Научные основы содержания образования | Понятие содержания образования, его сущность. Принципы отбора содержания образования. Нормативные документы, определяющие содержание образования. | ||
Методы и средства обучения | Сущность методов обучения, их бинарный характер. Соотношение понятий «метод обучения и» и «прием обучения». Классификации методов обучения. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся (словесные, наглядные, практические; репродуктивные и проблемно-поисковые методы). Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Методы контроля и самоконтроля в обучении. Критерии оптимального выбора методов обучения. Средства обучения, их классификация и характеристика. | ||
Формы организации обучения в школе и вузе | Понятие о формах организации обучения. Исторически возникшие системы обучения: индивидуальная, групповая, лекционно-семинарская, классно-урочная, взаимного обучения и др. Реализация систем обучения в практике современной школы. Классификация форм обучения: общие, конкретные, внеурочне, внеаудиторные. Урок – основная форма организации учебного процесса в школе. Типология и структура уроков. Современные требования к уроку. Нестандартные виды урока. Лекция как ведущая форма организации процесса обучения в вузе. Функции, классификации вузовских лекций. Характеристика других форм организации обучения. | ||
Педагогические технологии в образовательном процессе | Понятие педагогической технологии. Научные основы педагогических технологий, их классификация, критерии эффективности. Современное традиционное обучение: целевые ориентации, особенности содержания и методик. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. Педагогика сотрудничества. Личностно ориентированное развивающее обучение. Технологии развивающего обучения (Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др.). Проблемное обучение. Модульное обучение и рейтинговый контроль. Игровые технологии. Технология деловой игры. Исследовательская технология обучения (Д. Брунер, В.Г. Разумовский). Проектная технология обучения. Технология педагогических мастерских. | ||
Диагностика в обучении | Понятие педагогической диагностики, ее функции. Процедура диагностики. Диагностика мотивации учения. Диагностика успеваемости учащихся. Контроль в системе диагностики. Наиболее распространенные формы и методы контроля. Инновационный опыт контроля в процессе обучения. Тестирование в педагогической диагностике. Виды тестов. Оценка и отметка в процессе обучения. |
Семинарские занятия, практическая часть
Семинарское занятие 1
Тема:Обучение как процесс организации развивающей образовательной среды
Вопросы для обсуждения
1. Обучение как процесс организации развивающей образовательной среды
Обучение как способ организации педагогического процесса и вид познавательной деятельности, его структура.
2. Функции процесса обучения, его методологические основы.
3. Логика учебного процесса и структура учения.
4. Закономерности обучения.
Творческое задание
Написать реферат:
Различные подходы ученых-педагогов к определению принципов обучения
План семинара
- Коллективное обсуждение вопросов 1-4
- Обсуждение творческого задания
Вопросы для самоконтроля
- В чем специфика принципов обучения?
- Назовите критерий определения структуры процесса обучения
- В чем заключается взаимосвязь функций обучения?
- Как взаимосвязаны логика учебного процесса и структура учения?
- Чем обусловлено выделение групп закономерностей обучения?
Литература:
1. Бордовская, Н.В., Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Питер, 2006.
2. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ.высш. и средн. учебных заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001.
3. Лихачев, Б.Т Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед.учеб.заведений, слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992.
4. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2006.
5. Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2006.
Семинарское занятие 2
Тема:Методы и средства обучения
Вопросы для обсуждения
- Сущность методов обучения, их бинарный характер. Соотношение понятий «метод обучения и» и «прием обучения».
- Классификации методов обучения.
- Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся (словесные, наглядные, практические; репродуктивные и проблемно-поисковые методы).
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
- Методы контроля и самоконтроля в обучении.
- Критерии оптимального выбора методов обучения. редства обучения, их классификация и характеристика.
Практические задания
1. Посетить и проанализировать школьный урок на предмет применения наглядных методов обучения. Описать по схеме:
1. Школа, класс (указать)
2. Название урока
3. Применение наглядных методов обучения
№ | Название метода | Содержание метода | Замечания |
1. | Метод иллюстраций и т.д. |
2. Посетить и проанализировать школьный урок на предмет применения словесных методов обучения. Описать по схеме:
1. Школа, класс (указать)
2. Название урока
3. Применение словесных методов обучения
№ | Название метода | Содержание метода | Замечания |
1. | Метод рассказа и т.д. |
3. Посетить и проанализировать школьный урок на предмет применения практических методов обучения. Описать по схеме:
1. Школа, класс (указать)
2. Название урока
3. Применение практических методов обучения
№ | Название метода | Содержание метода | Замечания |
1. | Метод упражнений и т.д.. |
4. Посетить и проанализировать школьный урок на предмет применения репродуктивных методов обучения. Описать по схеме:
1. Школа, класс (указать)
2. Название урока
3. Применение репродуктивных методов обучения
№ | Название метода | Содержание метода | Замечания |
1. | Репродуктивная беседа и т.д.. |
5. Посетить и проанализировать школьный урок на предмет применения проблемных методов обучения. Описать по схеме:
1. Школа, класс (указать)
2. Название урока
3. Применение проблемных методов обучения
№ | Название метода | Содержание метода | Замечания |
1. | Эвристическая беседа и т.д. |
Составить рассказ о жизни и творчестве А.С. Пушкина для учащихся
начальных классов. Представить по форме:
1. Тема
2. Цель
3. Оборудование
4. Содержание рассказа
7. Составить рассказ о жизни и творчестве М.М. Пришвина для учащихся начальных классов. Представить по форме:
1. Тема
2. Цель
3. Оборудование
4. Содержание рассказа
8. Составить рассказ о жизни и творчестве Н.А. Некрасова для учащихся подростковых классов. Представить по форме:
1. Тема
2. Цель
3. Оборудование
4. Содержание рассказа
9. Составить рассказ о жизни и научной деятельности И. Ньютона для учащихся подростковых классов. Представить по форме:
1. Тема
2. Цель
3. Оборудование
4. Содержание рассказа
10. Составить рассказ о жизни и творчестве Л.Н. Толстого для учащихся старших классов. Представить по форме:
1. Тема
2. Цель
3. Оборудование
4. Содержание рассказа
11. Составить рассказ о жизни и научной деятельности А. Эйнштейна для учащихся старших классов. Представить по форме:
3. Тема
4. Цель
3. Оборудование
4. Содержание рассказа
12. Посетить и проанализировать школьный урок на предмет применения методов обучения. Описать по схеме:
1. Школа, класс (указать)
2. Название урока
3. Применение методов обучения
№ | Название метода | Содержание метода | Замечания |
1. | Метод рассказа и т.д. |
План семинара
- Коллективное обсуждение вопросов 1-7
- Обсуждение практического задания
Вопросы для самоконтроля
- Дайте определение метода обучения.
- Каково соотношение между методами и приемами обучения?
- Какова взаимосвязь между методами и средствами обучения?
- Назовите критерии классификаций методов обучения.
- Перечислите методы в соответствии с различными классификациями.
Литература:
- Бордовская, Н.В., Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Питер, 2006.
- Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ.высш. и средн. учебных заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001.
- Лихачев, Б.Т Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед.учеб.заведений, слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992.
- Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2006.
- Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2006.
Семинарское занятие 3