В ат­мос­фе­ре друж­бы и... вза­имош­топ­ки

Можно ли на уро­ках рус­ско­го язы­ка как бы нев­з­на­чай от­к­ры­вать спра­вед­ли­вость опос­ты­лев­ших пра­вил? Го­то­вить­ся к эк­за­ме­ну по рус­ско­му язы­ку - и при этом не пе­рес­та­вать удив­лять­ся и ра­до­вать­ся то­му же са­мо­му рус­ско­му язы­ку?

Еще боль­шая ред­кость на уро­ке - это раз­го­вор (не дис­кус­сия, зап­ла­ни­ро­ван­ная учи­те­лем!), нор­маль­ный жи­вой раз­го­вор уче­ни­ков друг с дру­гом. Не по по­во­ду пле­ера и уж тем бо­лее не на пред­мет по­ку­рить на пе­ре­мен­ке. А... по де­лу. По ма­те­ри­алу уро­ка.

Как ус­т­ро­ить ре­бя­там эти встре­чи - встре­чи друг с дру­гом (в этом, мо­жет быть, са­мая на­ша глав­ная пе­да­го­ги­чес­кая за­да­ча и есть?), встре­чи с пред­ме­том? И при этом чтоб еще и скуч­но не бы­ло. А?

Оказывается, мож­но. Нап­ри­мер, так.

Д

в ат­мос­фе­ре друж­бы и... вза­имош­топ­ки - student2.ru

Ырявый текст

То, что в обыч­ных уп­раж­не­ни­ях по рус­ско­му язы­ку на­зы­ва­ет­ся "вста­вить про­пу­щен­ные бук­вы", у нас на­зы­ва­лось "заш­то­пать дыр­ки". Сло­во дыр­ки в том или ином кон­тек­с­те рас­т­во­ре­но в са­мом воз­ду­хе уче­ни­чес­кой жиз­ни.

Дырки (про­пу­щен­ные бук­вы) есть в уп­раж­не­ни­ях учеб­ни­ка, во всех ди­дак­ти­чес­ких ма­те­ри­алах по рус­ско­му язы­ку. Но все эти дыр­ки - чу­жие, не соб­с­т­вен­но­го при­го­тов­ле­ния, на­вя­за­ны школь­ни­ку раз­ны­ми ум­ны­ми дя­дя­ми и те­тя­ми. Што­пать дыр­ки со­се­да по пар­те (дыр­ки, ко­то­рые тот про­де­лал соб­с­т­вен­но­руч­но в сво­ей "ру­ко­пи­си") - это уже по­лю­бо­пыт­нее за­ня­тие. Так ведь? Тог­да и со­се­ду - что­бы он в это вре­мя не ску­чал - на­до что-то пред­ло­жить вза­мен.

А как на­учить­ся свои дыр­ки вы­ду­мы­вать? Идею ды­ря­во­го тек­с­та соб­с­т­вен­но­го при­го­тов­ле­ния нам по­да­ри­ла зна­ме­ни­тая мос­ков­с­кая учи­тель­ни­ца Ли­дия Кон­с­тан­ти­нов­на Фи­ля­ки­на.

Рецепт из­го­тов­ле­ния

В ка­ком мес­те тек­с­та мо­гут быть дыр­ки? Ко­неч­но, в "ошиб­ко­опас­ном", сла­бом. Где тон­ко, там и рвет­ся, не прав­да ли?

У глас­ных - свое "тон­ко", у сог­лас­ных - свое. Еще "тон­кие" мес­та - это вся­кие зна­ки (ь и ъ), де­фи­сы, аль­тер­на­ти­ва "вмес­те или раз­дель­но?" и то­му по­доб­ное. В кор­не, в суф­фик­се, в прис­тав­ке, в окон­ча­нии. Каж­дая дыр­ка - неп­ре­мен­но ка­кая-ни­будь ор­фог­рам­ма.

Ученик бе­рет чис­тый лист и книж­ку (луч­ше ту, ко­то­рую он в дан­ный мо­мент чи­та­ет). Из книж­ки вы­би­ра­ет на свой вкус ку­со­чек тек­с­та (пол­с­т­ра­нич­ки). И, пе­ре­пи­сы­вая его на свой лист, со­ору­жа­ет ды­ря­вый текст.

Уговор та­ков.

Во-первых, наш де­виз - не мень­ше од­ной дыр­ки в сло­ве (кро­ме од­нос­лож­ных).

Во-вторых, текст дол­жен быть на­пи­сан раз­бор­чи­во. Ак­ку­рат­ность - это ува­же­ние к чи­та­те­лю тво­ей тет­рад­ки.

В-третьих, дыр­ки дол­ж­ны быть дос­та­точ­но вмес­ти­тель­ны - ведь их же што­пать ко­му-то пред­с­то­ит.

Возможны та­кие ва­ри­ан­ты про­де­лы­ва­ния ды­рок в тек­с­те:

в ат­мос­фе­ре друж­бы и... вза­имош­топ­ки - student2.ru

Наши рекомендации