Путь к высокому спортивному мастерству
Рост спортивного мастерства гимнастов до уровня международных требований возможен в том случае, если их подготовка будет ориентирована на современные тенденции в развитии мировой спортивной гимнастики. Они сводятся к следующим основным положениям:
1. Обострение конкуренции в результате появления на мировой арене высококлассных гимнастов из так называемых «негимнастических» стран.
2. Рост и концентрация сложности соревновательных упражнений, требующих тщательного анализа техники их исполнения с опорой на законы механики, сведения из анатомии, физиологии и психологии. Разработка новой учебной дисциплины — психолого-педагогической биомеханики. Только в рамках этой учебной дисциплины можно учесть, как в ходе овладения сложными гимнастическими упражнениями взаимодействуют индивидуальные свой-
ства гимнаста, относящиеся ко всем подструктурам личности (биологически обусловленной, психике, опыту) и ее направленности.
В теоретическом плане этот подход открывает возможности опираться в ходе обучения упражнениям на данные смежных научных дисциплин естественнонаучного, социально-экономического, психолого-педагогического и спортивно-педагогического циклов.
В практическом плане открываются новые беспредельно широкие возможности для совершенствования системы подготовки гимнастов всех уровней спортивного мастерства (спортивных программ, нормативных требований, форм организации и методики учебно-тренировочных занятий), для использования гимнастических упражнений, спортивных занятий, соревнований в оздоровительных, образовательных и воспитательных целях, а также для изучения и развития способностей, необходимых для успешного овладения сложными упражнениями.
3. Унификация методики подготовки гимнастов высшей квалификации в результате быстрого овладения соперниками передовой системой этой подготовки и внедрение ее в учебно-тренировочный процесс на основе его программирования и учета способностей гимнастов.
4. Систематическое изучение способностей гимнастов и на этой основе осуществление дифференцированного, индивидуального и личностного подхода в процессе учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований.
5. Повышение роли общей и специальной физической подготовленности, превышающей запрос реальной соревновательной деятельности.
6. Постоянное совершенствование гимнастических снарядов, оборудования, инвентаря, экипировки гимнастов.
7. Интенсификация научно-исследовательской работы в плане обоснования главных компонентов подготовки высококлассных гимнастов. Создание и внедрение в учебно-тренировочный процесс тренажеров, технических средств контроля за нагрузкой, функциональным состоянием организма и психикой.
8. Улучшение всех видов обеспечения подготовки гимнастов (материально-технического, медицинского, психолого-педагогического, информационного и пр.).
9. Совершенствование правил соревнований.
Глава 18. ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ РАБОТЫ ПО ГИМНАСТИКЕ
Учебно-тренировочные занятия в школе, средних профессиональных учебных заведениях и ДЮСШ организуются и проводятся в соответствии с государственными программами, которые
предусматривают: а) укрепление здоровья и поддержание высокой физической работоспособности; б) обеспечение разностороннего физического развития; в) обогащение занимающихся новыми знаниями, умениями и навыками; г) подготовку спортсменов и судей по гимнастике.
Успех в работе в значительной мере определяется постановкой . четко организованного и хорошо спланированного учебно-тренировочного процесса. Его эффективность зависит от систематического учета результатов работы. На основании данных учета вносятся необходимые изменения в планирование работы, совершенствуется содержание занятий, методика обучения, повышается педагогическое мастерство тренеров. При планировании учитываются контингент занимающихся, задачи, стоящие перед коллективом, условия работы и количество часов, отводимых для занятий с группой.