Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики. 3 страница
Социальное неравенство. Основные виды социального неравенства. Социальная структура общества как выражение социального неравенства. Проблемы социального равенства и социальной справедливости. Социальная структура современного Российского общества.
Понятие социальной стратификации. Стратификационные системы. Социальная мобильность, ее виды. Понятие социального статуса. Проблема социальной стабильности и социальной мобильности в обществе.
Семинарское занятие 1:
Вопросы для обсуждения:
1. Структура и типология социальных организаций.
2. Социальные организации в сфере труда, экономики, сервиса и управления.
3. Социальные противоречия, конфликты и социальные движения. Типы социальных движений в Европе и России.
4. Социальные организации и движения в системе социальных взаимодействий.
Литература:
1. Волков, Ю. Г.Социология: учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков; под ред. Ю. Г. Волкова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003.
2. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М.: НОРМА, 2002
3. Социология: учеб. пособие / под. ред. П. С. Емина, Д. З. Мутагирова, Н. Г. Скворцова. – СПб.: Питер, 2004.
4. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2005.
Семинарское занятие 2:
Вопросы для обсуждения:
1. Социальное неравенство, виды неравенства.
2. Социальная структура и стратификация общества как выражение социального неравенства.
3. Стратификационные системы в современном российском обществе.
4. Социальная мобильность, ее виды.
Литература:
1. Волков, Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков; под ред. Ю. Г. Волкова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003.
2. Социальная стратификация российского общества / отв. ред. З. Т. Голенкова. – М.: Летний сад, 2003.
3. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М.: НОРМА, 2002.
4. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2005.
Тема 5. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнениекак социальный институт.
Понятие социального взаимодействия, классификация взаимодействия.
Социальные конфликты и их типы. Социальные отношения как форма социальных взаимодействий.
Общественное мнение – социальный институт гражданского общества. Плюрализм общественного мнения. Проблема манипуляции общественным мнением. Роль социологических исследований в изучении общественного мнения. Место общественного мнения в системе социального взаимодействия в современном Российском обществе.
Тема 6. Культура как фактор социальных изменений.
Культура как способ существования социального, конкретно-исторический характер культуры. Материальная и духовная культура. Основные компоненты культуры: ценности, нормы, символы и язык. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.Социальные аспекты развития рынка.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Культура как система ценностей, смыслов, символов, образцов действий индивидов.
2. Понятие субкультуры и контркультуры. Молодежная и профессиональная субкультура.
3. Взаимовлияние культуры, социальных и экономических отношений.
4. Роль общественного мнения в системе культуры демократического общества.
Литература:
1. Волков, Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков; под ред. Ю. Г. Волкова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003.
2. Лисовский, В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учеб. пособие / В. Т. Лисовский. – СПб.: СПбГУП, 2000.
3. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М.: НОРМА, 2002
4. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2005.
Тема 7. Личность как социальный тип.
Понятие личности в социологии. Личность как объект и субъект социального взаимодействия. Социальный статуси социальные роли личности. Социализация личности. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.Сознание и поведение личности и групп.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Личность как объект и субъект социального взаимодействия. Социальный статус и социальные роли. Личность в малой группе. Личность специалиста.
2. Социализация и ее значение для формирования личности. Этапы и основные социальные институты социализации.
3. Социальные нормы и социальный контроль. Девиантное поведение, формы и социальные факторы девиации.
Литература:
1. Волков, Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков; под ред. Ю. Г. Волкова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003.
2. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М.: НОРМА, 2002.
3. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2005.
Тема 8. Социальные изменения.
Социальные изменения, их особенности. Факторы и формы социальных изменений: эволюция, революция,конфликты и реформы. Социологические концепции социального прогресса.Процессы глобализации и формирования мировой системы. Место России в мировом сообществе.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Социальные изменения, их формы: развитие, эволюция, революция, реформы.
2. Факторы, обуславливающие социальное развитие (природные, экономические, техногенные, социальные, культурные). Социальный прогресс и его критерии.
3. Процесс глобализации, его основные направления и характеристики. Влияние глобализации на место России в мировом сообществе.
Литература:
1. Волков, Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков; под ред. Ю. Г. Волкова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003.
2. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М.: НОРМА, 2002.
3. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2005.
Тема 9. Методы социологического исследования.
Социологическое исследование, его этапы. Программа социологического исследования, ее элементы. Основные методы сбора, обработки и анализа социологической информации. Наблюдение, анализ документов и опросы. Роль выборки в обеспечении надежности социологической информации. Применение методов социологического исследования в инженерной деятельности.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Социологическое исследование, этапы его проведения. Программное обеспечение исследований.
2. Основные методы сбора социологической информации. Анализ документов, наблюдения, опросы и их характеристики.
3. Разбор конкретных социологических методик (анкет, протоколов наблюдения, выборки).
Литература:
1. Волков, Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков; под ред. Ю. Г. Волкова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003.
2. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М.: НОРМА, 2002.
3. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2005.
4. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. – 7-е изд. – М.: ИКЦ Академкнига, 2003.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:
- самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора;
- проработку учебного материала по конспектам лекций, учебной и научной литературе;
- подготовку докладов, сообщений по заданию руководителя семинарских занятий;
- подготовку к зачету.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
(для студентов заочного обучения)
1. Общество и его структура.
2. Социальные институты.
3. Социальные общности.
4. Социальная структура общества.
5. Социальная стратификация.
6. Социальное неравенство.
7. Малые группы.
8. Общественное мнение.
9. Социальные организации в современном обществе.
10. Социальные движения (по материалам СМИ).
11. Конфликт как форма социального взаимодействия.
12. Отражение в массовой печати девиантного поведения.
13. Социальное неравенство и его отражение в телевизионных передачах.
14. Наблюдения массовых общностей.
15. Социальные реформы в обществе.
16. Проявление глобальных социальных изменений.
17. Социальные движения.
18. Социальные взаимодействия.
19. Высшее образование и профессиональная квалификация как фактор социальной мобильности.
20. Мобильный телефон как показатель социального статуса.
21. Социальные проблемы молодежи в трансформирующемся российском обществе.
22. Игровая деятельность как элемент массовой культуры.
23. Имидж общественного деятеля глазами студента.
24. Отношение к телевизионной рекламе.
25. Заработная плата как форма социального контроля в обществе.
26. Влияние телевидения на процесс социализации молодежи.
27. Факторы социальных изменений.
28. Наркомания как вид девиантного поведения.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль:
- опрос на семинарских занятиях;
- защита контрольной работы;
- рубежный контроль.
2. Промежуточная аттестация – зачетно – экзаменационная сессия:
- зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.
3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
1. Волков, Ю. Г. Социология: история и современность: учеб. пособие / Ю. Г. Волков, М. А. Гулиев, В. Н. Нечипуренко, С. И. Самыгин.; отв. ред. Ю. Г. Волков. – 2-е изд-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
2. Исаев, Б. А. Социология: учеб. пособие / Б. А. Исаев. – СПб.: Питер, 2007.
3. Общая социология: учеб. пособие / под ред. А. Г. Эфендиева. – М.: Инфра-М, 2007.
Дополнительная:
1. Громов, И. А. Западная социология: учеб. пособие / И. А. Громов. – СПб.: ДНК, 2003.
2. Костин, Р. А. Социология: учеб. пособие / Р. А. Костин, С. А. Давыдов. – СПб.: СПбГУСЭ, 2005.
3. Социология: хрестоматия / Сост. Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая. – М.: Гардарики, 2003.
4. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд-е, доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2005.
5. Чулочников, В. С. Социология: метод. указ. по выполнению контрольной работы / В. С. Чулочников, В. Н. Ченцова. – СПб.: СПбГУСЭ, 2005.
Периодические издания:
1. Социологические исследования: журнал.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные, видео и аудиоматериалы.
Составители: д.с.н., проф. Р.А. Костин, к.ф.н., доц. В.С. Чулочников кафедры «Социология».
Рецензент: д.с.н., проф. кафедры «Социология» В.Х. Тхакахов
3.3. Дисциплины и курсы по выбору студента,
устанавливаемые Вузом
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные цели дисциплины – подготовка специалистов, обладающих фундаментальными и теоретическими знаниями в области русского языка и культуры речи; повышение уровня практического владения современным русским литературным языком (письменным и устным) в разных сферах его функционирования.
Задачи дисциплины – научить студентов:
- основам знаний о качествах речи (правильность, чистота, точность, богатство, логичность, коммуникативная целесообразность);
- основным нормам современного русского языка, выработать внимание к нарушениям норм литературного языка;
- анализировать собственную речь;
- созданию профессионально значимых речевых произведений;
- культуре профессиональных и деловых отношений;
- навыкам грамотного составления документации.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» студент должен:
· знать:
- основные орфоэпические, акцентологические, лексические, морфологические, словообразовательные и синтаксические нормы русского литературного языка;
- функциональные разновидности современного русского литературного языка;
- особенности функционирования языка в различных стилях: научном, официально-деловом, газетно-публицистическом, художественном, разговорном;
- особенности научного стиля речи;
- специфику устной и письменной речи;
- лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи;
- языковые и неязыковые средства выразительности устной речи;
- этические основы культуры речи;
· уметь:
- анализировать тексты различных стилей;
- композиционно правильно составлять научный текст, деловую документацию;
- находить и исправлять логические ошибки в устном и письменном текстах;
- составлять тексты с элементами доказательства и опровержения;
- выделять тезис и аргументы в научной статье, докладе, отчете;
- вести научную дискуссию;
· получить навыки:
- продуцирования связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;
- участия в диалогах и полилогических ситуациях общения, установления речевого контакта, обмена информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Наименование темы | Объем аудиторных занятий (в часах) | Объем сам. раб. студентов (в час.) | ||||
лекции | лаб. раб. | пр. зан. | сем. зан. | итого | |||
Раздел 1: Культура речи | |||||||
Введение. Литературный язык – основа культуры речи. | - | - | - | ||||
Понятие «языковая норма». Виды языковых норм. | - | - | |||||
Раздел 2: Функциональные стили современного русского литературного языка | |||||||
Функциональные разновидности современного русского языка | - | - | |||||
Официально-деловой стиль речи | - | - | |||||
Язык и стиль коммерческой корреспонденции | - | - | |||||
Научный стиль речи | - | - | |||||
Стиль художественной литературы | - | - | - | ||||
Публицистический стиль речи | - | - | - | ||||
Раздел 3: Риторические основы культуры речи | |||||||
Устная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка | - | - | - | ||||
Оратор и его аудитория. Подготовка устного выступления и факторы, определяющие его успех. | - | - | |||||
Всего: | - | - | |||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - | - | ||||
Для заочной формы обучения | |||||||
Всего: | - | - | |||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Раздел 1. Культура речи
Введение
Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры, нуждающийся в охране и правильном использовании. Русский язык начала XXI века. Место современного русского языка среди языков народов мира. Русский язык и культура речи в системе гуманитарной подготовки студентов экономического направления.
Практическое занятие:
Диагностический тест по нормам русского языка.
Тема 1. Литературный язык – основа культуры речи
Понятие «культура речи». Важнейшие признаки культуры речи. Основные качества культуры речи. Богатство речи как одно из основных качеств языка. Явления, негативно влияющие на язык и культуру речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.Литературный язык и его разновидности. Устная и письменная разновидности литературного языка, их специфика. Различия между разновидностями языка (по характеру адресата, по характеру восприятия). Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие). Нормативные, коммуникативные и этические аспекты устной и письменной речи.
Тема 2. Понятие «языковая норма». Виды языковых норм.
Языковая норма как основная категория теории культуры речи, её роль в становлении и функционировании литературного языка. Виды языковых норм. Грамматическая норма (основные правила орфографии, морфологии и синтаксиса). Лексическая норма (применение слов в речи).
Орфоэпическая норма (основные орфоэпические законы русского языка). Акцентологическая норма (ошибки в постановке ударения). Словари современного русского языка.
Практическое занятие 1:
Нормативность литературного языка.
Единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка достигается посредством знания и применения основных норм литературного языка: орфоэпических, акцентологических, грамматических, лексических.
Практическое занятие 2:
Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Они определяют правильность произнесения гласных звуков (в соответствии с законом редукции) и согласных звуков (в соответствии с законами оглушения и уподобления). Типы орфоэпических ошибок.
Практическое занятие 3:
Акцентологические нормы закрепляют свободность, разноместность, подвижность и неподвижность ударения в русском языке, особенности ударения в сложных словах, в словах, заимствованных из других языков. Типы орфоэпических ошибок.
Практическое занятие 4:
Грамматические нормы регулируют правильность использования морфологических форм частей речи и синтаксических конструкций. Типы морфологических ошибок (неправильное употребление рода имен существительных, неверное использование возвратных глаголов и предлогов). Типы синтаксических ошибок.
Практическое занятие 5:
Лексические нормы определяют правила применения слов в речи. Коннотация и денотация, синонимия и паронимия. Типы лексических ошибок.
Раздел 2. Функциональные стили современного русского литературного языка
Тема 3. Функциональные разновидности современного русского языка
Функциональные стили современного русского литературного языка; взаимодействие функциональных стилей и их взаимопроникновение. Функциональные разновидности современного русского литературного языка. Функциональный стиль. Публицистика. Риторические фигуры: анафоры, эпифоры, параллелизмы. Художественный стиль. Языковые средства стилей. Средства образности, эмоциональности (художественные тропы).
Практическое занятие:
Анализ текстов, относящихся к разным стилям речи.
Анализ композиции художественного текста, выделение зачина, исходного резюме, вступления, фразы перехода, основной части, заключения, а также поиск тропов и фигур способствует развитию художественного вкуса, пополнению активного словаря.
Анализ художественного текста: композиция, составление плана.
Тема 4. Официально-деловой стиль речи
Официально-деловой стиль, сфера функционирования, жанровое разнообразие и языковые особенности. Специфика языка служебной документации. Языковые формулы официальных документов. Приёмы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Национальные особенности делового общения.
Практическое занятие 1: Официально-деловой стиль.
Выявление особенностей официально-делового стиля.
Лексические и грамматические особенности официально-делового стиля.
Практическое занятие 2: Языковые средства.
Специфика языковых средств: клише, словесные штампы, канцеляризмы.
Практическое занятие 3: Правила составления официально-деловых документов.
Правила составления резюме, заявления, докладной, доверенности, отработка речевых формул делового этикета способствуют закреплению культуры речи в деловом общении.
Практическое занятие 4:
Анализ образцов межличностного и делового общения.
Тема 5. Язык и стиль коммерческой корреспонденции
Русская коммерческая корреспонденция. Стиль коммерческой корреспонденции.Язык и стиль распорядительных и инструктивно-методических документов. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Реклама в деловой речи.Редактирование рекламных текстов с учётом структурно-семантических компонентов текстовых форм разных видов: вербально-визуальных РТ, вербальных РТ, аудио-вербальных и мультимедийных РТ.
Практическое занятие 1:
Язык и стиль коммерческой корреспонденции.
Реклама в деловой речи.
Практическое занятие 2:
Выделение элементов рекламы в газетных публикациях и составление сценария телерекламы.
Тема 6. Научный стиль речи
Научный стиль речи. Влияние научного стиля на литературный язык. Языковые средства научного стиля. Лексическая и синтаксическая специфика, специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи, жанровое разнообразие, стилевые черты, языковые особенности. Лексика научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Элементы научной дискуссии.
Практическое занятие:
Выявление особенностей научного стиля речи.
Анализ научного текста (жанровое разнообразие, стилевые черты, языковые особенности).
Структура научной дискуссии. Анализ композиции научного текста, знакомство с элементами проведения научной дискуссии (приобретение навыков публичного выступления в научной коммуникативной ситуации).
Порядок составления аннотации, реферата. Оформление научной работы. Порядок составления отзыва.
Тема 7. Стиль художественной литературы
Лексика с предметным значением как основа выразительности в литературно-художественном стиле. Синонимы, паронимы, омонимы, многозначные слова в художественной речи. Выразительные возможности неологизмов. Диалект и жаргон в стиле художественной литературы. Лексические средства художественной выразительности.
Тема 8. Публицистический стиль речи
Жанровая дифференциация и отбор языковых средств публицистического стиля. Особенности устной публицистической речи. Публицистика как летопись времени. Логика и аргументация, как основа речи. Понятийное и образное, как фактор воздействия на слушателя. Риторические фигуры: анафоры, эпифоры, параллелизмы.
Раздел 3. Риторические основы культуры речи
Тема 9. Устная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка.
Особенности устной публичной речи.
Жанровое разнообразие, стилевые черты, языковые особенности (современные тенденции). Лингвистические и экстралингвистические элементы публичной речи. Языковые и неязыковые средства выразительности. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка; условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.
Тема 10. Оратор и его аудитория. Подготовка устного выступления и факторы, определяющие его успех.
Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цели речи, поиск материала; начало, развёртывание и завершение речи. Основные приёмы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.
Основы полемического мастерства. Тезис. Основные виды аргументов. Демонстрация -логическая связь между аргументом и тезисом. Спор как особый вид речевой коммуникации, в которой реализуются все виды демонстрации. Логико-композиционное построение устной речи. Речевой этикет.
Практическое занятие 1: Культура спора.
Составление и исполнение диалогов на предложенные темы (закрепление навыков полемического мастерства). Формулирование тезиса и подбор аргументов в диалоге. Доказательство и опровержение в дискуссии. Нарушение законов формальной логики в споре. Ошибки в устной речи и пути их устранения.
Практическое занятие 2:
Подготовка и проведение диспута, дебатов.
Практическое занятие 3: Техника речи. Дыхание, голос, дикция.
Отработка приёмов техники речи на примерах скороговорок (способствует постановке голоса, фонационной коррекции).
Отработка приёмов техники речи на примерах художественных текстов: паузирование, интонация, темп, логическое ударение (способствует повышению риторического мастерства).
Упражнения для тренировки дыхания и голоса. Упражнения для выработки чёткой и ясной дикции.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:
- изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора;
- повторение и углубленное изучение лекционного материала;
- подготовку к практическим занятиям;
- выполнение творческих работ;
- выполнение практических заданий;
- подготовку к зачёту.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
(для студентов заочного обучения)
1. Культура письменной речи.
- орфография
- пунктуация
2. Культура устной речи.
- орфоэпия
- лексика
- грамматика
3. Язык как средство общения.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль:
- опрос на практических занятиях;
- защита контрольной работы;
- рубежный контроль.
2. Промежуточная аттестация – зачетно – экзаменационная сессия:
- зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.
3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
1. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В. И. Максимова. – 2-е изд-е, стер. – М.: Гардарики, 2007.
2. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В. И. Максимова, А. В. Голубевой. – М.: Высшее образование, 2007.
3. Филиппов, В. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / В. А. Филиппов, Л. С. Филиппова. – М.: Флинта, 2009.